Общество 27 апр 2024 1985

Свидетельства о репрессиях лам обнародовал Государственный архив Бурятии

Основой для антирелигиозной политики в республике стал Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.

В Государственном архиве Бурятии представлен протокол объединенного совещания Бурревкома и бюро Бурят-Монгольского обкома РКП(б) о ламаистском духовенстве от 10 октября 1923 года.

В этом документе можно увидеть истоки антиламаистской политики в республике, он определял общие направления борьбы с ламством: о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства (путем изъятия имущества), о борьбе с хуварачеством, об открытии школ советского типа в дацанах сходов (для борьбы с религиозным влиянием) и об организации коллективного земледельческого хозяйства буддийского духовенства.

Уже в 1925 году Советская власть переходит от декларативных заявлений к конкретным действиям против ламства. Согласно постановлению ЦИК и Совнаркома БМАССР о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви все храмы и богослужебное имущество становились достоянием народа, а также вводился запрет на обучение и прием в ряды хувараков и лам, лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Особое внимание уделялось борьбе с ламством в режимных, приграничных районах БМАССР (Агинский, Селенгинский, Тункинский, Мухоршибирский, Кяхтинский аймаки). Среди мер внеэкономического воздействия использовались такие, как лишение избирательных прав и осуществление частичной паспортизации.

В 1929 году Президиум ВЦИК принимает постановление «О религиозных объединениях», согласно которому религиозная деятельность могла быть разрешена исключительно зарегистрированным объединениям численностью не менее 20 человек, каждый из которых достиг 18-летнего возраста; всякая социальная, культурная и просветительская деятельность церкви отныне становилась невозможной.

К 1935 году функционировало всего 27 дацанов, при постоянно проживающих в них ламах численностью 1200 человек. Из-за усиления антирелигиозной политики служба в хурале приобретала все более тайный характер.

К осени 1937 года были закрыты все 44 дацана и дугана, здания разрушены и разграблены, ценности почти полностью уничтожены. Работавшие в них служители и их послушники были разогнаны, многие из них осуждены, расстреляны или отправлены на спецпоселения в другие районы страны.

Фото: Государственный архив Бурятии

Читайте также