Общество 16 мая 2023 4499

Ученик Богдо Гэгэна IX о встрече с перерождением Учителя

Жигжит лама - ученик Его Святей­шества Богдо Гэгэна IX. С 2003 года, после учёбы в Дрепунг Гоман университете в Индии, долгое время жил и учился рядом с Учителем в городе Дхарамсала. Мы спросили Жигжит ламу - познакомился ли он с новым воплощением Учителя, которого недавно представил Далай лама. Об этом и другом в интервью Оюнтуя Алымбаевой.

Жигжит лама Ирдынеев (тибет­ское имя Тензин Гонпо, кратко Тен­гон) родился в 1975 году в п. Агин­ское Забайкальского края. С 2010 года до недавнего времени Жигжит лама был настоятелем дацана «Шедруб Чойнхор­линг», расположенном на горе Салев во Франции. В настоящее время живёт в Дхарамсале, на севере Индии. Занима­ется переводами буддийских книг. Со­ставитель и переводчик книги «Тексты для ежедневных практик», где собраны самые необходимые буддийские тексты (мантры) для выполнения ежедневных практик как для начинающих будди­стов, так и для имеющих соответствую­щий опыт практикующих буддистов. 

- Вы много лет жили во Франции. Как, на ваш взгляд, развивается буд­дизм в Европе?

- Все люди, где бы они ни жили, име­ют одинаковые базовые потребности. Мы все хотим быть счастливыми и не хотим страдать. В настоящее время из-за быстрого развития интерактивных систем, интернета границы между на­родами стираются, становится меньше различий между людьми. Появилось больше возможности общаться меж­ду собой, обмениваться информацией. Теперь возможность изучения чего-то больше зависит от личных качеств и ин­тересов, чем от традиции. Какие знания и какую информацию хочет восприни­мать человек - это личный выбор. Так как экономическая ситуация в Европе, в целом, стала тяжелее, чем раньше - у многих гораздо меньше свободного времени. У всех работа. А чтобы зани­маться, изучать буддийскую филосо­фию, необходимо выделять определён­ное время. Но, тем не менее, интерес к буддизму не спадает.

Лекции Жигжит ламы в г.Дхармасала (март, 2023 г.)

Жигжит лама в монастыре на горе Салев (Франция)

- Расскажите о линии перерожде­ний Богдо Гэгэна.

- Богдо Гэгэн является эманацией Идама Сахаджа Чакрасамвары - с од­ним ликом и двумя руками. Линия его прежних рождений проходит через многих известных личностей. Среди них Ананда - ближайший помощник нашего Учителя Будды Шакьямуни, Махасидха Кришна Чарья, ученик Дже Цонкапы - Жамьян Чойже - основатель монастыря Палден Дрепун и известный тибетский мыслитель, знаток тантрических тек­стов и практик Джецун Таранатха (1575- 1634). Есть легенда, что Таранатха еще при жизни изъявил желание от жизни к жизни поддерживать Учение Будды в Монголии.

В 1635-м в местности Есэнзүйлэ, в роду Чингизидов, родился мальчик, которого через четыре года провозгласили Ундэр Гэгэном (Верховным святым, хотя иногда думаю, не было ли это связанно с его высоким ростом) и нарекли мона­шеским именем Ранжун Еше Дордже, на санскрите - Сваямбу Джняна Ваджра.

В Манджушри Мула тантре говорит­ся о ком-то по имени Сваямбу Джняна Ваджра (переводится как «Самовозник­ший Ваджра Знания», монголы произ­носят это имя, как Соёмбо Занабазар) - возможно это о нем. Занабазар мо­лодым поехал учиться в Тибет, в мона­стырь Дрепунг, который сам же основал в одном из прошлых рождений. Он стал близким учеником Далай ламы V. По завершении обучения хотел остаться в Тибете, но Далай лама V настоял на том, чтобы он вернулся в Монголию. Роль За­набазара в развитии Монголии XVII века огромна. Он стал духовным лидером, философом, скульптором, художником. Много боролся с кровавыми жертво­приношениями, разными культами, строил монастыри, учил, писал, был всесторонне талантливым человеком. Занабазар создал огромное количество уникальных неповторимых буддийских скульптур, многие из которых сохра­нились по настоящее время. Также он создал свой монгольский алфавит, кото­рый так и назывался «Соёмбо». Первая большая буква в этом алфавите сегод­ня является гербом Монголии. На фла­ге Бурятии изображена верхушка этой буквы.

Занабазар Богдо-гэгэн I

У нас, в Бурятии, до недавнего вре­мени находили и приносили в дацаны спрятанные в лесах, в скалах много ста­ринных статуэток, среди которых часто попадались изображения Занабазара. Во многих домах среди старых вещей хранились изображения позапрошлого Богдо Гэгэна VIII - напечатанные черно-белые фотографии, а также изображе­ния на жестяных пластинах, с цветной эмалью.

- Как вы познакомились с Учите­лем Богдо Гэгэном IX - Джебзун Дам­ба Ринпоче?

- Богдо Гэгэн IX родился в 1932 году в Лхасе. В 1992 году Далай лама официаль­но провозгласил Богдо Гэгэна - девятым. Первый раз я встретился с Учителем в 1995 году в Дели (Индия), в гостинице Гоман дацана. Позже, в 1997-м, я получал у Ринпоче посвящения, которые также надо было переводить, поэтому у меня была возможность часто общаться с ним, поближе познакомиться. В 1999 году я сопровождал его в России в ка­честве переводчика. По приглашению Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева Богдо Гэгэн посетил Бурятию, даровал ряд по­священий (Ван) и благословений (Лунг, Дженанг) и т.д. Богдо Гэгэн еще несколь­ко раз посещал Россию в другие годы.

Жигжит лама с учителем Богдо Гэгэном IX

Основным местом постоянного жи­тельства Ринпоче был город Дхарам­сала. В Монголии на территории Гандан дацана построена для него резиденция. Когда ему было 7 лет, он пришел учить­ся в Гоман дацан как обычный монах. Во время учебы Ринпоче казался не самым успевающим учеником. На од­ном из курсов изучения мадхьямики на Ринпоче выпал жребий, что он должен выступить от лица Гомана на публич­ных дебатах с другим монастырем. Так как Ринпоче был не самым успеваю­щим учеником, ему предложили пере­дать жребий кому-нибудь другому. Но Ринпоче не согласился и настоял на том, что он будет выступать сам.

Как потом рассказывал Ринпоче, не­задолго до дебатов он смог раздобыть старый гомановский учебник. И так как там были изложены уже непривычные логичные цепочки и особенный взгляд на срединное воззрение, Ринпоче вы­ступил блестяще. После даже его кри­тичный наставник по грамматике при­знал, что «… с вами, ламами, ничего непонятно, вы ничему не учитесь вроде бы, а потом откуда-то всё знаете, и поэ­тому беру свои слова обратно, что я до этого говорил…».

После завершения курса по мад­хьямике Ринпоче получил различные наставления и посвящение по Чоду у прошлого Тацак Ринпоче (Кунделинг Ринпоче), затем ушёл на несколько ме­сяцев во внешний затвор. После этого он так и не вернулся на постоянное об­учение в Гоман дацан, живя в основан­ном Таранатхой монастыре Тактен Пун­цог Лин.

Богдо Гэгэн часто любил говорить про экологию. Широкое распростра­нение получило Его обращение к монгольскому народу об охране природы. Воплощение этих заветов стало как бы флешмобом, в Монголии появилось движение «Чистая Монголия». Богдо Гэгэн дал 9 наставлений* убираться на природе, и в Монголии за эти послед­ние годы вычистили все свои реки. ­

Богдо Гэгэн IX

В Дхарамсале последний раз Бог­до Гэгэн был в 2009-2010 годах, больше туда из Монголии не вернулся. Учитель часто рассказывал о своей жизни, в дей­ствительности она была не простой, очень сложной.

В 2012 году Джебзун Ринпоче оста­вил нас. Перед тем как уйти, Богдо Гэгэн оставил письменное завещание, в кото­ром оговаривалось, кто будет следую­щим X Богдо Гэгэном, кем он будет, где будет учиться, что будет делать - всё на усмотрение Далай ламы XIV.

В соответствии с завещанием много лет Далай ламе отправляли списки де­тей и вот только в 2016 году он нашёл мальчика - Богдо Гэгэна X. Получается, что через списки прошло несколько де­сятков или тысяч детей-кандидатов. То есть мальчика нашли из такой большой выборки. По существующей традиции, перед мальчиком поставили вещи про­шлого Богдо Гэгэна IX - он сразу же двумя руками схватился за две вещи, которые принадлежали прошлому. Думали, хотя бы одну вещь найдёт, будет уже хорошо. А он взялся за две вещи сразу. Мальчик после этого уже приезжал в Дхарамса­лу один или два раза, жил в резиденции Его Святейшества Далай ламы.

И вот, совсем недавно, в Дхарамсале, Его Святейшество Далай Лама XIV во время проведения Посвящения Чакрасамвары официально представил нам нового десятого Богдо Гэгэна.

фото сайта savetibet.ru

- Удалось ли вам встретиться, познакомиться с новым воплощением учителя - Богдо Гэгэном X?

- Пока еще нет. Но произошла одна забавная история. Во время проведения Посвящения, как всегда, собралось много народу. Но так как я не люблю давку, сел на лавке около территории  храма, ко мне подходит мой знакомый друг - монгол и попросил мои наушники. Я ему сначала отказал, на что он мне сказал: «… у девятого учился, а десятому наушники пожалел…».

Потом на трансляции я увидел свои наушники у маленького Богдо Гэгэна X.

Вечером, когда мой друг монгол (помощник Дид Хамбо Амгалан Ламы Монголии) возвращал мои наушники обратно, сказал: « ...у вас и вправду странная связь, утром оказалось что у маленького Богдо гэгэна нет наушников, когда мой друг побежал по магазинам купить наушники – их там не оказалось - все раскупили, и у всех кого он спрашивал, ни у кого не было.

Единственным человеком у кого они были – оказался я. Вот такое знакомство у меня и произошло…

- Известно, что Богдо Гэгэн много времени посвящал изучению буддийской практики Чод. Что она из себя представляет?

- Основательницей тибетского Чод считается Мачиг Лабдон, которая полу­чила некоторые наставления от Падам­пы - Дагба Гягара. Практика Чод отно­сится к высшей Аннутара-йога-тантре. Комментарием на практику Чод и его опорой можно считать ламрим «Боль­шое руководство к этапам Пути Про­буждения» (Дже Цонкапы), ведь пер­воисточниками Чод являются сутры Праджняпарамиты. В целом, слово Чод означает отсекать, рассекать, отрезать, имеется в виду отсечение демона це­пляния за самость или демона цепляния за истинную воплощённость явлений. Другое значение в ином написании сло­ва Чод - это поведение, имеется в виду поведение бодхисаттвы. Но в целом под такие характеристики подпадает любая буддийская практика. К этому относится и ламрим, и вообще, весь буддизм маха­яны.

Во время выполнения практики очень часто произносится слово «пхат». Дословно, это слово означает рассечь, отрезать. Также некоторые учителя го­ворят, как бы аббревиатура из первых букв слов «парамита» и «тантра», то есть слияние практик сутры и тантры. Хотя написание отличается…

Жигжит лама

- В выполнении Чод часто исполь­зуется метод выведения практику­ющего из состояния комфорта. Для чего это?

- Когда мы хотим постичь отсутствие самости - независимого существования нашего «я», самое сложное это понять, что же такое самость - кто «я». Ведь ког­да мы пытаемся его найти - оно всегда ускользает. Мы можем долгие годы со­зерцать, но так и не найти это наше «я». Если его удастся найти, то уже понять отсутствие его («я»), станет проще. И вот, когда мы попадаем в сильную диском­фортную ситуацию, чувство нашего «я» начинает сильно возмущаться внутри нас. Мы чуть ли не физически ощущаем это у себя в груди. Мы думаем - вот он «я» и меня оскорбляют, унижают. Или, наоборот, меня хвалят. Вот он «я» - такой хороший, меня все любят, уважают. Или на мою мозоль наступили в автобусе. Во всех дискомфортных ситуациях мы очень сильно ощущаем это «я».

Наши органы чувств и наш мозг на самом деле очень сильно искажают информацию, и мы уже воспринимаем мир не таким, какой он есть, а в своих мыслях мы уже просто придумываем себе совсем другой мир, «по мотивам воспринятого».

Благодаря этой практике есть воз­можность поймать ощущение «я», на­чать его изучать, и на основе этого ощущения, пока мы его удерживаем, попытаться отсечь. Тогда у нас появит­ся гораздо больше возможностей для того, чтобы понять отсутствие этого «я». Благодаря этому мы можем стать счаст­ливее, спокойнее и более доброжела­тельными к окружающему нас миру, просто начав воспринимать его менее искажённым.

- Совсем скоро, 20 мая наступит Буянто hара (Сака Дава) - месяц, ког­да результаты от совершения до­брых поступков и мыслей увеличи­ваются в тысячи и миллионы раз. Как это объяснить?

- На основе проведенного анализа некоторых буддийских текстов, пока я пришёл к мысли, в это время распо­ложение планеты Земля относительно Солнца приходит в такое состояние, что человеческий организм, эволюциони­ровавший именно в этом месте, акти­визируется, выделяет различные секре­ции - «дхату» (меняется гормональный фон и т.д). Эти дхату оказывают воздей­ствие не только на тело, но и на наш ум, а он - на действия. Вследствие этого возрастает сила этих действий, и они оставляют более глубокий отпечаток на нашей карме. (Практикующие тантру могут добиваться такого эффекта свои­ми мысленными усилиями).

Поэтому считается, что накопленные заслуги увеличиваются в миллионы, сотни тысяч раз. Получается, что всё взаимосвязано. Наше тело сформиро­валось на этой планете, рядом с этим светилом. Миллиарды лет наш организм развивался в этих ритмах, поэтому они и влияют на наш организм. Но это про­сто мои мысли на данный момент, я со­всем не истина в последней инстанции.

- Ваши пожелания читателям на­шей газеты.

- Мира, здоровья и непреходящего счастья! А для этого нужно учиться и ра­ботать над собой.

- Спасибо за интервью.

*ДЕВЯТЬ НАСТАВЛЕНИЙ БОГДО ГЭГЭНА IX

1. Надо обращаться к Трем Драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), ради существ шести миров (боги, асуры, люди, жи­вотные, преты, существа ада), чтобы не случались природные катаклизмы, пожары, наводне­ния, войны и другие несчастья.

2. Каждый монгол должен получать знания о природе. Помимо получения знаний о природе, об экологии, надо по­стоянно изучать науку об охране природы, а также свою традицию.

3. Каждый человек должен жить просто. Чело­веческие страсти не знают границ, а природные богатства имеют предел. Поэтому надо умерить безмерные человеческие страсти и поставить гра­ницы для роскошной жизни. По возможности надо вести простую жизнь.

4. Социально-экономическое развитие должно происходить с благожелательным отношением к природе. Не отрицая прогресс, надо продвигаться по пути сохранения природы. При развитии надо стремиться сохранять природное равновесие.

5. Надо создавать благоприятные условия для жизни. Незагрязнённая природа - залог человеческо­го счастья и здоровья, основа национального разви­тия.

6. Надо ценить воду, она дает жизнь мириадам существ. Озера, реки, речки, родники - их надо ох­ранять и избегать любого их загрязнения. Каждый человек, каждая семья, каждая организация должны экономно потреблять воду и правильно относить­ся к ней.

7. Надо охранять и любить животных. Осозна­вая ценность всего живого, надо воздерживаться от убийства живых существ и не накапливать плохую карму. Особенно надо охранять и любить редких животных. Надо воздерживаться или уменьшать использование изделий из шкур и меха животных, не покупать и не использовать одежду и другие вещи, сделанные из шкур и меха животных.

8. Надо охранять леса и восстанавливать их. Для борьбы с загрязнением воздуха и опустынивани­ем каждый человек должен посадить дерево. Кроме того, бережное использование леса очень важно для заботы о будущих поколениях.

9. Надо разумно использовать недра земли и по­лезные ископаемые. Очень важно использовать при­родные богатства земли, думая о сегодняшнем и завтрашнем дне. Всегда надо помнить и понимать, что горные выработки и шахты опасны для эколо­гии, они могут привести к плохим последствиям.

Беседу вела Оюнтуя АЛЫМБАЕВА

Фото предоставлены Жигжит ламой Ирдынеевым.

Автор: Оюнтуя АЛЫМБАЕВА