Общество 11 мая 2016 1980

​В ретромашинах есть душа – коллекционер из Бурятии

Коллекционирование – увле­чение, казалось бы, ушедшее в прошлое, в те времена, ког­да работали филателистские клубы, а по телевидению шли пере­дачи про увлеченных нумизматов и собирателей всевозможных предме­тов. Сегодняшние коллекционеры – это не собиратели марок и древних монет, а те, кто складывает в свою копилку впечатления от только что прочитанной книги, идеи, при­везенные из разных стран, сюжеты из очередного нового фильма. И все же тематические коллекционеры еще существуют: один из них - улан-удэнец Афанасий Владимиров. Он более 30 лет коллекционирует мас­штабные модели автомобилей, за это время накопил порядка 1 500 экземпляров.

- Афанасий, расскажите, что для вас значит ваша коллекция?

- Всякий коллекционер по-своему слегка сумасшедший, кто-то пытается собрать полный выпуск определен­ных значков, кто-то марки, у каждого своя мотивация. Чаще тот, кто желает заниматься коллекционированием, проходит путь от хаотичного собира­тельства к осознанному желанию с определенным идейным вектором.

Стараюсь в свой микроавтопарк собрать как можно больше интерес­ных мне моделей, машинок, которые мне нравятся, на которых, возможно, никогда не покатаюсь. Но благодаря своей коллекции могу представить, как выглядели многие модели машин. В последнее время все больше увлека­юсь моделями классических автомо­билей, выпущенными в прошлом веке. В основном отдаю предпочтение мо­делям автомобилей 1940-1995 годов. Особенно мне нравятся модели времен Великой Отечественной войны. Мас­штаб 1/43 и 1/24, но есть и другие - от 1/120 до 1/8.

- С чего началось ваше увлечение?

- С детства нравились копии насто­ящих машин с подвижными элемента­ми. Когда приобретаю очередную мо­дель, не просто хочу поставить ее на полку: узнаю много нового об истории автоиндустрии. Самые первые модели приобрел в середине 80-х годов. В кон­це 90-х и в 2000-х собрал основное чис­ло коллекции. У меня разные модели: есть выпущенные в середине прошло­го века в Европе, и новые – сделанные в Китае. Все они разные по исполнению и качеству, но для меня они одинаково интересны. Сейчас делают модели бо­лее детализированные, по сравнению с ними старые смотрятся совсем грубо, но в них есть особенность старых до­брых вещей.

- В вашей коллекции есть рарите­ты?

- Никогда не стремился собирать раритеты. Как таковых их нет, зато есть модели, которые в силу возраста считаются редкими. Есть еще эксклю­зивные модели, выпущенные в малых количествах, только для узкого круга коллекционеров. Сложно предсказать, что станет раритетом на рынке через несколько десятилетий, что останет­ся игрушкой, а что будет продолжать выпускаться десятилетиями. Спрос на машинки есть, и он стабилен, только в последнее время немного ослабевший из-за кризиса и подъема цен.

- Многие считают коллекциони­рование неактуальным занятием. С чем это связано?

- Тому виной мейнстрим, который диктует, что современный человек должен быть мобильным, подвижным, он не хочет привязываться к вещам, они его тяготят, поэтому и браков ста­новится меньше. Людям интересна свобода, в том числе от вещей и при­вязанностей. Современный человек от­крыт ко всему новому, и только за ним остается выбор. Бывает, самые заяд­лые коллекционеры охладевают к сво­им сокровищам. И тогда их распродают на аукционах, на радость другим ярым собирателям.

- Чтобы коллекционировать, надо быть знатоком и любителем стари­ны?

- В первую очередь, коллекциони­руют, как правило, то, что нравится, а потом уже дополняют чем-то недо­стающим. А вообще, собирательство – это и страсть приобретения, и лю­бовь к предметам, в мотивации не­много сложно разобраться. Но я знаю одно: получаешь какое-то успокоение и эстетическое удовлетворение, когда пополняешь свою коллекцию очеред­ным экземпляром. Для коллекциони­рования моделей автомобилей необя­зательно быть любителем старины: очень много современных и новых ав­томобилей вокруг.

В СССР масштабные модели начали производить с начала 70-х годов. Это была продукция, ориентированная на широкого потребителя, которая была навязана многим предприятиям, выпускавшим продукцию, не предна­значенную для широких масс, или выпускавшим электронику, машины, станки и оборудование. Модели выпу­скали в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Донецке, Тбилиси и других го­родах. Сейчас, к сожалению, модели в России выпускают только модельные студии и энтузиасты-одиночки, боль­ших производств, кажется, уже нет.

- Расскажите о своей коллекции с точки зрения функциональности.

- Коллекция моделей не функцио­нальна с точки зрения обывателя. Для меня она – одна из маленьких радостей в жизни. Что касается настоящих ма­шин, мне нравятся классические, ретромашины, в них есть душа. По срав­нению с ними современные иногда производят впечатление «бездушных».

Многие избавляются от старых ве­щей, которые могут еще послужить. Думаю, это неверный подход. Ну, из­бавитесь вы от них, на смену придут новые - такая система навязывает­ся производителями товаров, чтобы люди покупали новое и выбрасывали функциональные вещи, а то, что на них логотип крутой, так это все от лу­кавого, да и захламляется природа. Я не испытываю чувство ущемленности, присущее современному поколению, когда еду на своём «ВАЗ-2101» 1978 года или когда езжу на более старом «Москвиче». Да, машины старые, но они функционируют. С точки зрения большинства людей такие машины не­достаточно комфортные, но я по этому поводу не парюсь. А то, что они часто ломаются, это неправда, надо просто ухаживать за машиной, своевремен­но проводить техобслуживание и ос­мотры, тогда она прослужит долго и переживет не одно поколение.

- Афанасий, вы не пробовали за­ниматься реставрацией автомоби­лей?

- Отреставрировать настоящий ре­троавтомобиль стоит очень дорого. Чтобы привести его в идеальное со­стояние, во-первых, надо перебрать полностью кузов, салон, двигатель, трансмиссию. Даже если этот авто­мобиль в прошлом очень распростра­ненный, необходимы детали, которые уже не выпускаются, а они могут сто­ить баснословно дорого. Поэтому, что­бы начать работать с ретроавто, надо знать, что хочешь получить в резуль­тате: автомобиль на выставку или для повседневной эксплуатации, или не­что такое, что всех удивит.

- Как родные относятся к вашему увлечению?

- Сын раньше был в восторге, но у него другие увлечения. Близкие люди воспринимают адекватно, жена меня поддерживает, понимает. У многих шок: взрослый человек - и собрал це­лую комнату машинок, хотя на неко­торых моя коллекция производит впе­чатление.

В планах – закончить ремонт-ре­ставрацию своего автомобиля «Мо­сквич-408» 1968 года выпуска, работа хоть и медленно, но идет. Вот недавно для обмена опытом и запчастями по­знакомился с владельцами ретроавто­мобилей из Подмосковья.

Фото предоставлено Афанасием Владимировым

Автор: Нина САХИЛТАРОВА

Читайте также