Власть 15 июн 2016 1960

​Объединять или нет сельские поселения в Бурятии?

Как идет передача полномочий из поселения в район и из района в поселение? Что дает объединение му­ниципальным образованиям? Эти вопросы обсудили депутаты республиканского парламента, районных советов депутатов и сельских поселений на выездном за­седании Совета представительных органов местного само­управления при Народном Хурале РБ в Кяхтинском районе. Оно прошло под руководством предсе­дателя НХ РБ Цырен-Даши Доржиева.

Кому какие полномочия?

Федеральный закон № 131, принятый в 2003 году, впервые ввел такие понятия, как городские и сельские по­селения. В Бурятии он в пол­ном объеме заработал с 1 ян­варя 2006 года.

По словам председателя комитета территориального развития администрации гла­вы РБ и правительства РБ Ба­ира Жамбалова, за последние 10 лет в связи с изменениями ФЗ №131, увеличилось коли­чество вопросов местного зна­чения: у поселений с 22 до 39, районов – с 20 до 40, городских округов - с 27 до 42. В свою очередь расширение перечня полномочий привело к увели­чению объема расходных обя­зательств муниципалитетов.

В связи с этим федераль­ное законодательство предо­ставило право заключать между органами МСУ согла­шения о передаче части своих полномочий.

В 2005 году издано распо­ряжение правительства РБ, которое регламентировало заключение данных согла­шений. Оно рекомендовало заключать соглашения самостоятельно между двумя уровнями местного само­управления.

Таким образом, в 2006 году между районами и поселени­ями заключено 969 соглаше­ний, согласно которым поселе­ния взяли на себя следующие полномочия: планирование застройки территории, тер­риториальное зонирование земель, установление правил землепользования застройки территории, изъятие земель­ных участков в границах по­селения, организация в гра­ницах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, обеспечение населения топливом.

В 2016 году подписано 657 соглашений, общая сумма суб­венций составила 109 млн ру­блей. В основном, как отметил Баир Жамбалов, это полно­мочия по формированию ис­полнения бюджета поселений при составлении отчетности и осуществлении расходов, за счет чего оптимизирована, централизована бухгалтерия. Кроме того, в перечень пере­данных полномочий по со­глашениям вошли вопросы по внешнему муниципально­му финансовому контролю, муниципальному контролю в сфере благоустройства, по созданию условий по органи­зации досуга и обеспечению жителей поселений услугами культуры, муниципальному земельному контролю.

В этом году шел и об­ратный процесс – передача полномочий из поселений в районы. Так, в 15 муници­пальных районах подписаны соглашения о передаче пяти городским и 95 сельским посе­лениям районных полномо­чий. Они связаны с дорожной деятельностью, утилизацией, переработкой бытовых про­мышленных отходов, библи­отечным обслуживанием на­селения, созданием условий для развития традиционного художественного творчества, обеспечением мероприятий по безопасности людей на во­дных объектах.

Кстати, тему передачи пол­номочий на поселенческий уровень полномочий по водо­снабжению подняла в своем выступлении председатель Совета депутатов МО «Мухор­шибирский район» Ольга Си­мухина.

Она отметила, что необ­ходимо внести изменения в п. 4 статьи 8 Закона РБ «Об организации местного само­управления в РБ», которые закрепят за сельскими поселениями полномочия по водо­снабжению населения. Свое предложение аргументирова­ла тем, что многие поселения удалены от райцентра, тогда как вопросами водоснабже­ния нужно заниматься еже­дневно. Инициативу мухор­шибирцев поддержал ряд других районов.

Но ее доводы парировал Борис Ботоев. Он считает, не все поселения сегодня само­достаточны.

- В республике 287 поселе­ний, - сказал он, - и даже если 87 из них могут содержать во­докачки, у остальных 200 нет такой возможности. Если вы в состоянии обеспечить водо­снабжение, кто вам мешает, заключайте с районами согла­шения.

- Когда мы дополнитель­но наделили поселения еще восьмью полномочиями к 13 имею­щимся, предварительно опро­сили все поселения. Только когда абсолютное большинство ответило, что потянут их, приняли решение, - отметил Борис Ботоев.

Касаясь проблем, связанных с передачей полномочий из районов в поселения и обратно, Баир Жамбалов отметил: не все главы поселений идут на под­писание соглашений, а также не хватает средств в бюджете муниципальных районов, сельских поселений на исполнение переданных полномочий в пол­ном объеме.

Впрочем, участники засе­дания дополнили этот список проблем. Депутат Народно­го Хурала РБ от Кяхтинского района Валерий Цыремпилов озвучил такую тему, как туше­ние лесных пожаров.

- Когда горит лес вблизи на­селенного пункта, кто его дол­жен тушить? - задался он во­просом, поскольку по законам это не входит в полномочия главы сельского поселения.

Не менее остро стоит во­прос и по аренде земель, на­ходящихся на территории по­селений, доходы от которых уходят в бюджет районов.

- По этому вопросу нуж­но выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, - отметил спикер ре­спубликанского парламента Цырен-Даши Доржиев. - Это проблема номер один для по­селений, их главы отвечают за земли, тогда как большинство из них так и не оформлены в собственность, в основном арендуются. Соответственно поселения не заинтересованы осваивать земли, пашни бук­вально зарастают лесом.


Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ

Объединение объединению рознь

Объединять или нет сель­ские поселения - однозначно­го ответа на данный вопрос по-прежнему нет. В свое время, отметил председатель Коми­тета Народного Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госу­дарственной службы Борис Ботоев, от количества насе­ленных пунктов в районе на­прямую зависели поступаемые из республиканского бюджета деньги, поэтому было выгод­но, чтобы в районе было как можно больше сел. Сегодня во главу угла ставится только ко­личество населения в том или ином районе, в связи с чем ма­лые села оказались в неравном положении. Поэтому вопрос об укрупнении поселений все чаще встает на повестку дня, в первую очередь - объединение малых сел с более крупными. В Бурятии этот процесс начался с 2011 года. За это время объ­единения произошли в Кях­тинском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском, За­играевском районах.

Как показала практика, у объединения есть как поло­жительные, так и отрицательные стороны. Борис Ботоев считает, что положительных все же больше.

- Единственный вопрос, с которым обращались ко мне жители поселений, - рассказал Борис Ботоев, - это вопрос о старостах, институт которых существовал в России еще в дореволюционные годы, и сейчас он возрождается. На ближайшей сессии Народный Хурал рассмотрит вопрос о внесении изменений в республи­канский закон о местном самоуправлении, где будет прописан институт старост. Староста - представитель местного самоуправления, он будет содержаться за счет жителей поселения.

В пользу объединения говорит и то, что государство субсидирует объединенное поселение.

- Многие боятся, что освободившиеся в бюджете день­ги пойдут в крупное село. Это не так. Деньги, которые предназначались малым селам, остаются у них, - отметил Борис Ботоев.

Своим опытом объединения поселений поделились председатели районных советов Хоринского, Закамен­ского и Селенгинского районов. Там процесс объедине­ния прошел достаточно успешно, но были проблемы. В частности, в Селенгинском районе жители села Ехэ-Цаган недовольны объединением. В причинах сегодня разбирается администрация района. Глядя на них, от­казываются объединяться с п. Гусиное озеро жители с. Темник.

Как отметил председатель Совета депутатов МО «Хо­ринский район» Анатолий Орлов, с экономической точки зрения от объединения есть толк:

- Это вопрос мы предварительно обсуждали на схо­дах населения, потом у нас на Совете. Считаем, что только после всестороннего обсуждения можно при­нимать решение. И ни в коем случае нельзя давить на людей.

- В условиях Сибири нельзя объединять поселения, где пустуют огромные земли. И если делать это, то подходить к этому вопросу, все просчитав, - высказал свою точку зрения Валерий Цыремпилов.

Председатель республиканского парламента Цырен- Даши Доржиев согласился с мнением депутата:

- Вопрос объединения поселений – очень серьезный. Его можно поднимать только тогда, когда он действи­тельно назреет, и решать его только в пользу людей, - отметил он. - Проблема сегодня в том, что малые села «умирают», пахотные земли зарастают. Ну, объединим села, получат они деньги, отремонтируют социальные объекты, а что дальше? Нужно прорабатывать вопрос с перспективой на будущее. Как бы тяжело не было, нуж­но стимулировать развитие сел. А оттуда сегодня уезжа­ет все больше людей.

Как считает спикер, сегодня главе поселения нужно дать больше полномочий и требовать с него.

- Если глава не хочет заниматься инвесторами, осваивать бывшие пахотные земли, о развитии села речи не будет, - подытожил Цырен-Даши Доржиев.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также