Спорт 28 июл 2016 3383

​Геннадий Сапунов – первый чемпион мира по спортивной борьбе из Бурятии

Геннадий сапунов (справа)

Время не подвластно талан­там. Оно словно останови­лось для патриарха греко- римской борьбы, одного из самых успешных тренеров планеты Геннадия Сапунова, всю жизнь по­святившего борьбе. Ему ни за что не дашь 78 лет. Еще совсем недав­но Геннадий Андреевич «запускал на чемпионскую орбиту мальчи­шек неизвестных» и дни напролет проводил в борцовском зале. Для нескольких поколений борцов- «классиков», в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья, Са­пунов олицетворяет классическую борьбу. Попробуйте за тренерскую карьеру подготовить и принять участие в подготовке порядка 20 олимпийских чемпионов, около 50 чемпионов мира, как сделал он! К сожалению, сегодня мало кто знает, что наш земляк Геннадий Сапунов – первый чемпион мира по спортив­ной борьбе из Бурятии, первый из наших борцов, кто участвовал в Олимпийских играх.

«Сапунов был для нас, борцов, Богом: «Все его боялись, хотя он ни­кого палками не бил. Это я называю уважением», - так отозвался о нем его ученик, олимпийский чемпион Сеула Камандар Маджидов.

Рожденный побеждать

- Геннадий Андреевич, про ваш твердый характер-кремень ходят легенды. А где и в каких условиях этот железный характер формиро­вался?

- В самом что ни на есть суровом сибирском таежном краю. Я родился в забытом Богом, гремевшем в свое время прииске Каралон (что на севе­ре Бурятии, в Муйском районе), где когда-то «кипели страсти, все ста­новились жертвой лихорадки золо­той». В этом суровом, но прекрасном краю жили мои предки. Мой дед по материнской линии Харитон Трофи­мович Дузь и дядя Иван Харитонович работали старателями, были лоцма­нами на сплаве – сплавляли грузы по Угрюм-реке. Оба славились на всем Витиме и отличались необычайной физической силой. Отец мой Андрей Александрович, уроженец села Тата­урово Улетовского района Читинской области (ныне Забайкальский край), погиб в 1943 году под Курском.

- В одном из интервью вы сказа­ли, что сельская работа – лучшая подготовка к соревнованиям. Так ли это?

- В детстве меня к труду никто не приучал: в то время это было нормой жизни во всех сибирских деревнях, тем более в военные и послевоенные годы. Начиная с пятого класса, я обя­зан был накосить для коровы три тон­ны сена. И считаю, что сенокос – одна из лучших форм физической подго­товки. Кстати, недалеко от Усть-Муи есть сенокосные угодья, где мой отец со своей бригадой до войны косил сено. За этими сенокосами закрепи­лось название – «сапуновские».

В школьные годы он учился в школе- интернате в п. Багдарин. На переме­нах и после уроков частенько возился с пацанами. Бывало, что и рукава от­рывали, за что ему влетало от мамы. Там же, в Багдарине, школьный физ­рук Георгий Дмитриевич Соловьев, прекрасной души человек, призер сель­ских игр среди сельских силачей, увлек Гену и его сверстников штангой, во­лейболом. Как утверждают его зем­ляки- усть-муйцы, Гена «рожден для спорта»: по утрам он бегал по 5-6 ки­лометров, а после уроков тягал гири.

- В борцовских кругах Бурятии любят рассказывать байки о вашем пристрастии к рыбалке и охоте. Го­ворят, что вы, когда рыбачили на озере Таглей в Джиде, удивили сы­роедением прославленного Олега Алексеева!

- Любовь к охоте и рыбалке – как и поголовно для всех деревенских маль­чишек – у меня с детства. Бывал я с Олзоевым и Манжуевым на Байкале, ловил хариусов на Малом и Большом Черемшане, а с Олегом Алексеевым рыбачил на озере Таглей, где ел, как в детстве, сырую рыбу. Как-то я до смерти напугал Геннадия Манжуева, когда, поймав огромного ленка, за­кричал так, что было слышно за не­сколько километров. Как-то я убил двух медведей – прямо в берлоге. Одну медвежью шкуру подарил на юбилей олимпийскому чемпиону Ана­толию Колесову.

Первый тренер окрылил мечтой

- После школы вы отправились покорять Москву…

- В 1956 году окончил школу хо­рошо – только с двумя четверками. Рванул в Москву и пытался поступить на химфак МГУ, но мне не хватило од­ного балла. Поэтому пошел в Москов­ский индустриальный техникум, что в Черемушках. Во время подготовки к экзаменам жил на Ленинских горах в «высотке». В то время в спортивных залах МГУ проходили соревнования по борьбе и штанге в рамках I Спар­такиады народов СССР. Там я своими глазами увидел всех своих кумиров, о которых читал, – Гиви Картозия, Александра Мазура, Йоханнеса Кот­каса, Алексея Ванина. В индустри­альном техникуме я учился на тех­ника-технолога по силикатам. А там как раз была секция по классической борьбе, и я начал заниматься под на­чалом Юрия Закурина. Юрий Павло­вич привил мне целеустремленность, трудолюбие, веру в себя. И окрылил мечтой. Кстати, во время каникул ле­том 1957-1958 годов я ездил домой в Усть-Мую, и после короткого отдыха уходил с бригадой на сенокос – что­бы заработать на обратный билет в Москву. А в 1958-м я заработал еще и на баян, которым начал заниматься в техникуме по самоучителю. И сейчас играю на баяне. Даже есть две песни о родных местах на мою музыку и мои слова.

- Свое первое стихотворение вы написали в 60 лет…

- Стихотворение – это громко ска­зано. По сути, это были просто домаш­ние стихи. Но, говорят, у меня иногда получается неплохо.

- Одно из стихотворений вы по­святили олимпийскому чемпиону Константину Вырупаеву. Мне по­казалось, что оно в какой-то мере автобиографично. Там есть такие строки: «… успех и славу, и утрат семейных горечь пережил достой­но…».

- Что касается утрат семейных, то горечь действительно пережил и я, когда в 22 года ушел из жизни мой сын Андрей, в 18 лет ставший масте­ром спорта и успевший окончить ГЦО­ЛиФК.

- Как получилось, что вы в 1963 году поехали на «мир», даже не бу­дучи призером Союза?

Одолел «непобедимого венгра»

- Получилось так, что известные борцы в моей весовой категории уже были «на исходе», а я набирал хоро­шие мастерство и форму. На то время мой личный тренер, тогдашний глав­ный тренер Союза Вячеслав Кожар­ский, после проверки на Кубке Адри­атики и турнире Ивана Поддубного доверил мне выступить на чемпиона­те мира в Швеции. И я его не подвел, одержав победу в финальном поедин­ке за «золото» над знаменитым вен­гром Имреком Пойяком, который до меня в течение десяти лет «не давал прохода» нашим борцам.

- Почему вам не удалось взять ме­даль на Олимпиаде в Мехико?

- Меня и Виктора Игуменова вымо­тали «длинные» сборы в горах и ран­ний приезд в Мехико (высота 2200 м). К тому же тогдашний главный тренер Анатолий Колесов был неопытным.

- А правда, что в начале тренер­ской карьеры вы на тренировках те­ряли в весе до трех кг?

- Было такое. В начале 70-х «сходи­ло» старшее поколение «классиков». Поэтому, воспитывая новых чемпи­онов, приходилось всех их на трени­ровках «пропускать» через себя.

- Вас называют сверхстрогим, очень жестким тренером…

- Иначе ничего не добьешься в жиз­ни, тем более в работе со спортсмена­ми. Кстати, через мои руки прошло великое множество великолепных, талантливых борцов. И каждый из них по-своему силен.

- Как-то вы сказали, что основ­ные качества, которыми должен обладать борец – целеустремлен­ность, терпение, самоистязание.

- Так оно и есть. Кажется, Сократ сказал: «В каждом большом успехе есть большая доля терпения». А еще у борца и с чувством юмора должно быть все в порядке. Как-то я написал такие строки:

Ценю настырных,

целеустремленных,

Способных за победу

биться до конца,

К тому же чувством юмора

не обделенных.

Считаю, это очень важно

для борца.

- О вас говорят: вы знаете о борь­бе все, и немного больше.

- Это, конечно, преувеличение. Мне повезло - я всю сознательную жизнь занимаюсь любимым делом – борьбой, стараюсь идти в ногу со вре­менем, и даже чуть опережать его.

- В начале 90-х произошли кру­тые повороты в вашей судьбе. Гово­рят, вы уехали за границу, чтобы заработать?

- Да, это так. Ведь у меня появи­лась новая семья, родились две доч­ки. Надо было создавать для семьи фундамент, а также доказать, что моя методика может работать на зарубеж­ных борцах не менее успешно. И до­казал: через полтора года в Турции я подготовил олимпийского чемпиона Пирама и серебряного медалиста Ба­шера.

- А почему в 2006 году вы ушли из сборной России?

- Если коротко, то в 2006-м году меня «ушел» из сборной нынешний президент ФСБР Михаил Мамиашви­ли.

«Моя прабабушка - бурятка»

- В 2007 году вы уехали в Бела­русь. Удалось ли вам «изобрести ве­лосипед» для белорусских борцов?

- В Беларусь поработать меня при­гласил мастер спорта по классической борьбе Юрий Чиж. И мне кое-что удалось сделать на посту главного тренера национальной команды. К примеру, Тимофей Дейниченко стал чемпионом Европы, а Алим Селимов – чемпионом мира.

- Вы были у руля нескольких на­циональных сборных. Сколько язы­ков знаете?

- Вообще-то, я лентяй: мог бы вы­учить несколько языков, но на бы­товом уровне могу поговорить на несложные темы на немецком, поль­ском, турецком.

- Почему, на ваш взгляд, не раз­вивается греко-римская борьба в Бурятии?

- Традиционно в нашей республи­ке больше любят вольную борьбу. А вообще, все зависит от энтузиаста- специалиста. А ведь Клим Олзоев до­казал, что буряты могут быть чемпи­онами и в «классике».

Мы много о чем беседовали с вы­дающимся тренером современности. Оказалось, что Геннадий Андреевич скучает по малой родине, родным та­ежным местам. Еще Сапунов не забы­вает школьной дружбы. Пять лет назад он приезжал в Усть-Мую – спе­циально на юбилей школьного друга Виктора Слепкова, тоже орденонос­ца – кавалера ордена Трудового Крас­ного Знамени, более десяти лет «ка­питанившего» на катерах на севере Бурятии. Геннадий Андреевич подарил другу бензопилу «Штиль». В конце ин­тервью Геннадий Андреевич прочитал свое четверостишие: «Все с нами мо­жет быть, все с нами может стать­ся, но главное - сберечь достоинство и честь, всегда, везде самим собою оставаться и свято помнить, от кого пошел и есть». И, немного подумав, до­бавил: «Да, кстати, моя прабабушка - бурятка».

СПРАВКА

Геннадий Андреевич САПУНОВ родился в 1938 году на прииске Каралон Баунтовского района Муйского сельсовета (ныне Муйского района) Бурятии. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР, России, Республики Беларусь. Заслуженный работник физической культуры России и Мордовии. Двукратный чемпион мира по греко-римской борьбе. Серебряный медалист чемпионата мира. Чемпион Европы. Участник XIX Олимпийских игр (шестое место). Кавалер орденов «Знак Почета» и «Дружба народов». Возглавлял сборные команды РСФСР, СССР, России, Польши, Турции, Греции, Казахстана, Беларуси. 

Читайте также