Общество 29 июл 2016 2615

​Жители Кижингинского района Бурятии получили благословение Гэсэра

Приезд в Кижингу Досточтимого Гье­трул Джигме Ринпо­че, держателя двух духовных линий передачи школы Ньингма – буддий­ской школы древних пере­водов, в том числе полного цикла Гесара (Гэсэра – бур.) в виде Сокровищ ума, дол­гое время находился под вопросом. Потому как па­ломнический тур по святым местам Гэсэра Джигме Рин­поче и следовавшей за ним группы верующих проходил в горных Тунке и Оке, где и состоялись основные меро­приятия. И всё же благодаря усилиям лам из Кижинги ви­зит состоялся – Джигме Рин­поче дал своё согласие на посещение Кижингинской долины, и в ходе визита дал целый ряд учений и благо­словений удачливым будди­стам, сообщает газета «Бурятия».

В горных Оке и Тунке

Держатель традиции Гэ­сэра прибыл в Бурятию в середине июня и большую часть своего времени провел в Окинском районе, который, по поверьям, родина Гэсэра – легендарного царя-воина. Там Джигме Ринпоче дал ряд на­ставлений и благословений, после чего отправился в сто­лицу республики, где принял участие во встрече с сотруд­никами Бурятского научного центра. Досточтимый Джигме Ринпоче ответил на многие вопросы ученых, дал разъяс­нения по некоторым аспектам Гэсэра.

С именем Гэсэра в Бурятии и других странах связано много мест. По бурятской версии считается, что родиной Гэсэра были высокие горы Саяны, а троном Гэсэра - самая высокая вершина – гора Мунку-Сар­дык (Мунхэ-hарьдаг - вечный голец), расположенная на границе Мон­голии и Бурятии. Возле Улан-Удэ создан архитектурный комплекс «Стоянка Гэсэра». Здесь, согласно мифу, герой эпоса останавливался для отдыха и привязывал своего коня к коновязи перед тем, как от­правиться дальше. Тысячелетие эпоса «Гэсэр» торжественно отмеча­лось в Бурятии в 1995 году.

От Зандан Жуу в Кижингу

Далее лотосовые стопы Джигме Ринпоче устремились в Эгитуйский дацан, в котором с начала прошлого столетия пребывает одна из пяти при­жизненных копий Будды Ша­кьямуни – Зандан Жуу (Санда­ловый Будда). Воздав почести Зандан Жуу, проведя молебен и дав короткое посвящение, живое воплощение Гэсэра от­метил, что Эгитуйский дацан является, пожалуй, самым святым местом Учения Буд­ды на территории «таёжной, озёрной и степной».

Затем Джигме Ринпоче на­правился в Кижингу, где его уже на границе с Хоринским районом встретили ламы Ки­жингинского дацана и много­численные верующие в наци­ональных одеждах, с хадаками в руках. Среди встречавших держателя традиции Гэсэра были первые лица района – глава МО «Кижингинский район» Геннадий Лхасаранов, председатель райсовета До­ржо Бадмаев, глава МО «Ниж­некодунский сомон» Борис Рантаров и многие другие. Радушное гостеприимство ки­жингинцев, стойко перенес­ших в ожидании буддийско­го мастера небывалую жару, тронуло Джигме Ринпоче. Он коротко рассказал о цели своего визита в Бурятию, за­ключавшейся в том, что на наших просторах есть немало мест, так или иначе связан­ных с Абай Гэсэром – вели­ким царём-воином, победите­лем демонов. А местность, на которой произошла первая встреча кижингинцев с Джиг­ме Ринпоче, и вовсе отмече­на знаками Гэсэра. Здесь, по словам буддийского мастера, нужно проводить мероприя­тия, связанные с великим ца­рём-воином.

Ночь Джигме Ринпоче про­вёл в Кижингинском дацане, где высокого гостя встрети­ли местные ламы во главе с ширээтэ ламой Гармажапом Жамбаловым.

Боритесь с пороками, копите заслуги

С раннего утра в Кижин­гинский дацан отовсюду ста­ли стекаться верующие. К на­чалу посвящения народу было так много, что просторный Цогчен дуган не смог вме­стить всех желающих, поэто­му многие расположились на площадке перед дацаном. Ка­залось, сама природа радует­ся этому событию – сразу по­сле приезда Ринпоче прошёл долгожданный ливень, а на следующий день подул при­ятный освежающий ветерок. Все это располагало к внима­тельному слушанию Учения просветленного мастера.

Дав посвящения, Джиг­ме Ринпоче рассказывал со­бравшимся об особенностях традиции Гэсэра, основных постулатах Учения Будды. Верующие слушали настав­ления буддийского мастера с большим вниманием и во­одушевлением, ибо сказан­ное тронуло сердце каждого из присутствующих. Ринпоче отметил и такие негативные моменты нашей жизни, как пьянство и табакокурение.

- У вас засуха, солнце палит нещадно. Нет дождей. В этом вина живущих здесь людей, которые, употребляя в боль­ших количествах алкоголь и смоля сигареты, вызывают неприязнь у других живых су­ществ, в том числе и у тэнгэ­ри – небожителей, которые в отместку, а также и за другие греховные деяния, не посы­лают на ваши земли благодат­ную влагу, а с ним и урожай. Не надо удивляться тому, что ваши дети, так же, как и стар­шее поколение, пристрасти­лись к вредным привычкам, ведь вы сами, взрослые, по­казываете им плохой пример. Проезжая по дорогам Буря­тии, заметил: на земле лежит много пустых бутылок из-под водки, окурки, мусор. Нуж­но прекратить употреблять водку, курить сигареты, не­обходимо воздерживаться от неблагих деяний и мыслей. И тогда вы заметите, как всё изменится, - тонко подметил Джигме Ринпоче.

По мнению буддийского мастера, счастье, к которому стремится каждый из людей, заключается в том, чтобы из­менить проекцию ума, напра­вить его на благие поступки, на достижение покоя в созна­нии.

- Это значит, что ум на­стоящего буддиста-практика должен быть всегда бдите­лен и направлен на развитие благих качеств, таких, как со­страдание, щедрость, дисци­плинированность, терпение и прочее. Не должно быть так, что буддист становит­ся примерным человеком во время посещения дацана, а в семье и обществе - другим. Чтобы люди, увидев тако­го «практика», не обходи­ли его стороной. Настоящая практика всеобъемлюща, не ограничивается посещением молебнов – она должна быть всесторонней и радостной. Радостной оттого, что ты мо­жешь приносить пользу себе и другим, - пояснил высоко­чтимый лама.

Например, тому, у кого изо рта сыплется нецензурная брань, нужно задуматься над тем, что это есть накопление неблагой кармы. Нужно по­нимать: плохие поступки и мысли возникают у нас чаще, чем благие, что негатив легче осуществить, чем сделать до­бро.

- Вы, буряты, как и тибет­цы, на протяжении многих веков придерживаетесь Уче­ния Будды. Вы, образно гово­ря, впитываете его с молоком матери, и потому у вас есть необходимый потенциал для дальнейшего развития на эта­пах пути к просветлению, для достижения состояния Будды. Поэтому нам нужно продол­жить работу над своим созна­нием, с каждым днём совер­шенствуя его. Таким образом, мы сможем избежать падения в низшие миры и продолжить путь к обретению просвет­лённого состояния. Потому Учение Будды обретает всё большую популярность в за­падных странах, жители ко­торых хотят изменить мир к лучшему, - резюмировал Джигме Ринпоче.

Слова воплощения Гэсэра были точны, как стрелы мэр­гэна, – они воодушевили со­бравшихся счастливцев, дав им новую благую энергию на продолжение успешной прак­тики. Позитивный настрой ещё долго витал в воздухе, даже после отъезда Джигме Ринпоче, и было видно: ска­занное буддийским мастером не пропадёт зря и каждый из присутствующих задумается и с новой силой продолжит работу над дальнейшим раз­витием благих качеств.

Джигме Ринпоче препод­нёс ширээтэ ламе для даль­нейшего развития Кижингин­ского дацана все подношения, которые были поднесены в тот день эманации Гэсэра ве­рующими, поблагодарив лам и местное население за тё­плый приём и радушие.

СПРАВКА

Гьетрул Джигме Ринпоче родился в Индии и приходится сыном прослав­ленному тертону, или «Открывателю сокровищ», Его Святейшеству Намка Дриме Рабджаму Ринпоче, держате­лю линии Рипа. Он был распознан в возрасте трёх лет Его Святейшеством Кьябдже Дуджомом Ринпоче в каче­стве перевоплощения Гьелинга Йонте­на Лхундруба Гьяцо Ринпоче, который был проявлением бутанского тертона Пема Лингпы, одного из пяти великих, тертонов Ваджраяны. Среди прежних воплощений Ринпоче был Манджуш­римитра, один из восьми великих ин­дийских Видьядхар и мастер Дзогчен.

С 1993 года Джигме Ринпоче начал выполнять функцию духовного учите­ля. Кроме того, Ринпоче ведёт благо­творительную деятельность, являя пример того, как, будучи буддийским практиком, можно активно участво­вать в общественной жизни.

Гьетрул Джигме Ринпоче путе­шествует по странам и континентам, выступает с учениями и лекциями, стремясь помочь прийти к внутрен­ней гармонии и взаимопониманию. Руководит монастырями линии Рипа в Непале и Индии. В 1996 году Ринпоче впервые даровал учения в Европе. С тех пор он несёт драгоценную Дхарму на Запад и занимается организацией буддийских центров в Швейцарии, Франции, Люксембурге, Испании, Гер­мании, Японии, на Украине.

В 2О08 году Джигме Ринпоче по настоянию своего отца впервые при­ехал в Россию. С тех пор он регулярно посещает нашу страну и с великой любовью и заботой дарует учения, предназначенные как для буддистов, так и для широкого круга слушателей. Благодаря ему создан проект «Центр Рипа», который направлен на самопо­знание и духовное развитие в услови­ях современной жизни.

Героический эпос «Гэсэр» является уникальным памятником ду­ховной культуры не только бурятского, но и других народов, вхо­дивших в монголосферу. Он распространён у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северо-тибетских уйгуров и стал в определённом смысле символом цен­трально-азиатской общности различных культур и традиций. Многие народы, знающие эпическое сказание о Гэсэре, поклоняются ему как небожителю, божеству, великому духу. Гэсэр покровительствует воинам, защищает стада, он победитель демонов и по­датель счастливой судьбы. В шаманских призываниях Гэсэра называют бурханом или тэнгэри - сыном неба, обитающим над высокой белой горной вершиной, в доме обла­ков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов предметом культового почитания является только Гэсэр. У бурят существуют предания о том, что песни о Гэсэре охраняют от призраков умерших и демонов. Существовали специальные магические талисманы Гэсэра, которые долж­ны были спасти их владельца от козней злых духов.

Фото Батоцырен Дугаров.

Автор: Буда БУДАЕВ