Общество 12 авг 2016 1888

​Улан-Удэ: от Удинского зимовья до столицы Бурятии

Нашей столице исполняется 350 лет. Юбилейный празд­ник даёт нам возможность остановиться и оглянуться в прошлое, оценить настоящее и уви­деть перспективы будущего, сообщает газета «Бурятия».

Улан-Удэ подтверждает статус од­ного из ярких культурных центров Сибири. Нынешнее поколение улан-удэнцев с честью продолжает дело своих героических предков, заложив­ших на берегах Уды и Селенги город, дело отцов и дедов, обустроивших Улан-Удэ как крупный промышлен­ный и культурный центр. С каждым годом город прирастает современны­ми объектами социальной сферы, жи­лыми новостройками на любой вкус.

Неоценим вклад в историю сто­лицы Бурятии старшего поколения и всех жителей, кто в разные годы само­отверженно трудился и продолжает трудиться во благо родного города. И сегодня слово за молодым поколени­ем. В Улан-Удэ есть условия для учебы, работы, отдыха, для создания семьи.

Юбилею Улан-Удэ посвятят международную конференцию

В 1989 году с помощью архивных документов была установлена новая дата – октябрь 1665 года. Возникшее разночтение стимулировало дальней­шие научные изыскания, в результа­те которых ученые пришли к выво­ду: Удинское зимовье действительно было заложено казаками из отряда де­сятника Осипа Васильева осенью 1665 года, но как центр сбора ясака начало действовать лишь с середины 1666-го. Поскольку именно сбор ясака служил основанием для того, чтобы считать зимовье (острог) административной единицей и форпостом Российского го­сударства, Историко-филологическое отделение РАН, Институт истории РАН и Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН пришли к выводу о правомерности празднования юби­лея города в 2016 году.

В соответствии с Планом основ­ных мероприятий, связанных с под­готовкой и проведением празднова­ния 350-летия основания г. Улан-Удэ, утвержденным распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 6 июня 2013г. № 922-р, 1-5 сентября состоится международная научно- практическая конференция «Улан-Удэ – 350 лет». Ее организаторами вы­ступают Правительство Республики Бурятия и Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Цель конференции - теоретическое осмысление и научное обсуждение широкого круга вопросов, связанных с социокультурной, экономической и политической историей и приорите­тами современного развития города Улан-Удэ, его местом и ролью в рос­сийском и мировом пространстве.

В качестве задач конференции по­ставлены такие вопросы, как выяв­ление и анализ ключевых проблем в обсуждаемой сфере; обмен инфор­мацией о результатах исследований, опыте работы и определение перспек­тивных направлений будущих науч­ных исследований; привлечение об­щественного внимания к изучаемым проблемам; обсуждение путей реше­ния проблем; формирование пред­ложений и выработка рекомендаций конференции. В рамках конференции состоятся 5 секционных заседаний и 2 «круглых стола».

В работе конференции с устными и стендовыми докладами примут уча­стие более 170 ученых, представля­ющих ведущие российские научные и образовательные центры Москвы, Санкт-Петербурга, Абакана, Владиво­стока, Иркутска, Читы, Новосибирска, Элисты, Якутска, Мирного, Улан-Удэ, ученые из Монголии, Южной Кореи, Франции, Китая, Белоруссии а также представители органов исполнитель­ной и законодательной власти Респу­блики Бурятия.

История города уходит вглубь веков

В докладах раскрывается многове­ковая история от Удинского зимовья до крупного современного города Рос­сии, столицы Республики Бурятия.

История города уходит вглубь ве­ков, когда его как такового еще не было. Но несколько тысячелетий на­зад на территории будущего города уже кипела жизнь, которая не пре­кращалась до момента его основания. Археологические раскопки в окрест­ностях Улан-Удэ показали: древний человек обжил территорию нынешне­го города задолго до прихода русских казаков.

Освоение территории современно­го Улан-Удэ началось в эпоху древнего каменного века (палеолита) – от 800 до 500 тыс. лет назад. Древние люди селились по долинам рек, которые были путями сообщения и снабжали их водой и пищей. Места для стоянок выбирались в непосредственной бли­зости выхода каменного сырья, при­годного для производства орудий. Именно таким оказалось место сли­яния двух рек – Уды и Селенги. Наи­более известными археологическими памятниками каменного века, распо­ложенными в окрестностях Улан-Удэ, являются поселения Мухино, Ошурко­во, Нижнеберезовская стоянка.

Письменные источники свидетель­ствуют о существовании двух практи­чески синхронных археологических культур – курумчинской и раннемон­гольской на территории современ­ного Улан-Удэ. Наиболее известным археологическим памятником курум­чинской культуры является погре­бальный комплекс Тапхар-VI.

Территория города входила в об­ласть расселения раннемонгольских племен, о чем свидетельствуют кур­ганные могильники, обнаруженные в пределах города и его окрестностях. Этим периодом (конец I – первая треть II тысячелетия) датирован могильник на территории Этнографического му­зея народов Забайкалья, расположен­ный на площади казачьего комплекса.

Этнографический и фольклорный материал свидетельствует о том, что до появления русских на месте буду­щего острога находился сакральный объект бурят – обоо, куда приходили поклоняться жители окрестностей. Вблизи обо находился бурятский тор­говый городок. Такой город, по всей видимости, располагался на правобе­режье Уды (на территории современ­ного города) и существовал вплоть до XIV века. В настоящее время городище обозначить практически невозможно, поскольку оно находится под город­ской застройкой.

Материальные свидетельства существования острога фиксирова­лись еще в начале XX века: «Горожа­не Верхнеудинска показывали место «казачьей тюрьмы» (т. е. острога), не­сколько острожин, или вертикально стоявших заостренных бревен».

Эта местность известна как Бата­рейная площадь, или «Батарейка», где в XVII веке стояла пушечная батарея русских казаков. Археологические на­ходки свидетельствуют: острог был, скорее, хозяйственным, чем военным организмом и вел относительно спо­койную жизнь. Найденные материалы хранятся в фондах Национального му­зея РБ.

Известным источником, в кото­ром имеется сообщение о постройке Удинского зимовья, является донесе­ние («отписка») казачьего десятника Осипа Васильева енисейскому воеводе Василию Голохвастову от 7 мая 1666 года. Документ находится в Санкт- Петербургском филиале РАН. Впервые он был опубликован с двумя другими донесениями Осипа Васильева и Васи­лия Голохвастова, которые датируют­ся 10 октября 1665 года и 24 августа 1666 года.

Торгово-купеческий статус Верхнеудинска

В 1775 году после учреждения Ир­кутской губернии Удинск становится центром Удинской провинции, в кото­рую вошли Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды, и получает право именоваться городом. В 1783-м после учреждения Иркутско­го наместничества Удинск становится центром Верхне-Удинского уезда.

К 1822 году Верхнеудинск относит­ся к средним городам, по численности населения занимающий четвертое место среди сибирских городов после Тобольска, Иркутска и Троицкосавска. После реформы 1822 года Западное За­байкалье было преобразовано в один Верхнеудинский округ. До 1851 года Верхнеудинск был окружным городом Иркутской губернии, вторым после Ир­кутска городом Восточной Сибири.

Торговля приучала города к бо­лее прогрессивному экономическому общению, одной из форм которого были ярмарки. Среди сибирских ярма­рок, коих к концу XVIII века было бо­лее 120, Верхнеудинская ярмарка по своим торговым оборотам уступала только Иркутску. В Верхнеудинске она начала действовать с 1768-го, и снача­ла торговля проводилась один раз в год, а с 1780 года – дважды (зимой и летом). Своими оборотами, размахом торговли и связей она отличалась и в XIX веке, оставаясь важным коммерче­ским центром. Именно поэтому городу в 1790 году был вручен герб, симво­лизирующий его торгово-купеческий статус.

Существенные коррективы в эко­номический статус городов региона внесла Транссибирская железнодо­рожная магистраль. Сооружение верх­неудинской части дороги началось в 1895 году. Первый поезд на станцию Верхнеудинск прибыл 15 августа 1899 года. Формирование транспортной инфраструктуры в регионе еще более усиливало позиции Верхнеудинска не только в качестве транзитного пун­кта, но и геополитического центра для усиления влияния России на Востоке.

В короткое по историческим мер­кам время он из маленького зимовья превратился в полноценный город – с быстро растущим населением и насы­щенной жизнью: интенсивной торгов­лей, зачатками фабричного производ­ства, электростанцией и телеграфом, учебными заведениями, библиотека­ми, кинематографом.

Крупный центр национального движения

Крутой вираж в судьбе русского купеческого города, ставшего столи­цей первого государственно-админи­стративного образования бурят, не был случайным. Модернизационные преобразования способствовали их притоку в город, а революционные на­строения начала ХХ века закономерно сделали Верхнеудинск одним из круп­ных центров национального движе­ния, подготовив его к новой историче­ской миссии.

14 мая 1920 года Советская Россия официально признала правительство Дальневосточной Республики. Первое время столицей новой республики был Верхнеудинск. 30 мая 1923 года с принятием постановления Президиу­ма ВЦИК об образовании Бурят-Мон­гольской Автономной Советской Со­циалистической Республики бывший уездный центр окраины царской Рос­сии стал ее столицей. Верхнеудинск географически находился в центре бурятского этноареала и был удобен в качестве столицы республики с геопо­литической точки зрения.

Победившая Советская власть на­чала выстраивать собственную наци­ональную политику, давшую мощный импульс формированию наций-эт­носов. Реализация проектов нацио­строительства и создания бурятской социалистической нации требовала целенаправленного формирования общебурятской национальной культу­ры, по характеру профессиональной, основанной на всеобщей грамотности, едином языке. Символом этой транс­формации стало переименование его в 1934 году в Улан-Удэ (Красная Уда, Красноудинск). Город становился оча­гом этого процесса – здесь целена­правленно формировалась развет­вленная инфраструктура: учебные заведения, учреждения культуры, науки, издательства, музеи, театры, библиотеки. Был создан массовый профессиональный слой научной и творческой интеллигенции. В соот­ветствии с этой политикой шло фор­мирование новых социальных групп – номенклатуры, городских средних слоев, рабочих.

Изменился не только внешний облик, но и сущность города

В этот период городским властям приходилось решать множество про­блем. Важнейшими были строитель­ство моста через р. Селенгу и возведе­ние новой электростанции. Проблемы промышленного развития города за­нимали одно из основных мест в де­ятельности городских властей Улан- Удэ. Один за другим вступали в строй действующих – ПВРЗ, мясоконсерв­ный комбинат, механизированный стекольный, Улан-Удэнский лесозавод и ряд других промышленных пред­приятий. Руководство города держало руку на пульсе социальной жизни ре­спублики.

Серьезное внимание уделялось расширению сети школьных и до­школьных учреждений. Частью госу­дарственной программы социального обеспечения стала защита инвалидов. В 1935–1936 годах рассматривались проекты строительства Парка куль­туры и отдыха в районе Верхней Бере­зовки. Руководством города была ор­ганизована народная милиция, были созданы земельный, земский, труда, финансовый, продовольственный и судебный отделы.

В 1936 году для улучшения рабо­ты городского Совета были созда­ны секции строительного контроля, промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального хозяйства, а также торгово-кооперативная, финан­совая, сельскохозяйственная, жилищ­но-строительная, отдел здравоохране­ния и комитет физкультуры и спорта.

Живший когда-то исключительно ярмаркой и регулярной торговлей на Чайном пути, город стал крупным ад­министративным, промышленным, культурным и научным центром Вос­точной Сибири. Индустриализация и урбанизация не просто изменили внешний облик города, но и его сущ­ность.

Сегодня Улан-Удэ – один из круп­ных экономических, научных и куль­турных центров России, авиационный, автомобильный и железнодорожный транспортный и торговый узел.

В нашем городе живут 430549 че­ловек – представителей более ста на­циональностей. Улан-Удэ стал одним из немногих городов России, где мир­но сосуществуют представители раз­ных конфессий.

Развиваясь на протяжении не­скольких столетий, Улан-Удэ стал уни­кальным национальным и историче­ским городом России.

Автор: Борис БАЗАРОВ

Читайте также