В Шибертуе прошел литературный фестиваль, посвященный 80-летию Дондока Улзытуева, на котором побывали писатели, библиотекари и друзья поэта из Улан-Удэ, знавшие его при жизни, пишет газета «Бурятия».
В путь мы отправились на большом автобусе и двух поменьше по недавно отстроенной ровной дороге. День выдался на редкость теплым. Виды за окном по мере удаления от города становились все гармоничней, как всегда бывает в местах, где тысячелетия трудилась вода, вынося на поверхность аллювий и тем самым смягчая рельеф. Пейзаж становился ровно тот, что знаком нам по старой бурятской живописи: посреди равнин одинокие древние скалы, а горизонт окаймляют аккуратные, словно вылепленные из теста, горы.
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА
На границе села Шибертуй нас встречали с белыми и голубыми хадаками и пиалами с молоком. Школьники в шелковых ярких костюмах читали приветствия на бурятском. Самый маленький из них, светленький, наверное, семейский, в крохотном колпачке, с грустным лицом, тоже читал что-то заученное и всех растрогал.
Дальше поехали с озвучкой. Милая экскурсовод в национальном костюме цвета леденцов дюшес показывала, куда смотреть. Так мы проехали мимо какой-то гряды, с одной стороны отвесной и составленной из серых гнейсов, а с другой – пологой, заросшей жухлой травой и в россыпях камней.
За обрывом начинался смешанный лес с преобладанием облетевших берез. Пришло мне в голову, не та ли это Пестрая гора, о которой писал Дондок Улзытуев в одном из лучших своих стихов.
(В те далекие годы / я видел зеленые сны / цвета степной травы. / В те далекие годы / мы с матерью стадо пасли / на склоне Пестрой горы).
Герой стиха приникает ухом к степному колокольчику и слышит потаенный звон, а когда возвращается через много лет взрослым в родные места, оказывается неспособным что-либо слышать. (О колокольчик! / В родных краях / ветер со всех сторон... / вслушиваюсь до боли в ушах – / а где же далекий звон? / А ты молчишь на белом ветру, / кланяешься земле, / Пестрой горе, / зеленой траве, / небу, / ветру / и мне. / Неужели не зазвенишь, как тогда, / неужели замолк навсегда?).
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА
Миновали ельник с высоченными голубыми елями, которые резко выделялись на фоне деревьев, высветленных заморозками, и поехали по пустынным шибертуйским улицам.
Первым делом посетили небольшой дацан. Он стоит в просторной ограде, внутри которой белеют по периметру субурганы. В самом дацане холодно и пусто. Главный Будда с необычно живым лицом, похоже, художник изваял его с какого-то реального человека. Лицо такое, словно где-то уже видел его.
Рядом дуган поменьше, в нем топится печь, тепло, молодой улыбчивый лама у порога. Здесь он принимает, на низком столике разложены книги, он терпеливо ждет, когда толпа схлынет, чтобы вернуться к своим занятиям.
В отличие от других виденных мной сельских дацанов, шибертуйский - камерный, скромный и как бы отрешенный от мира, словно его нисколько не волнует отдаленность прихода и не особенно частые гости.
Сразу за дацаном в гору поднимается лес, сосны, березы. Видно, что дождей нынче было мало. Сухо, верхушки деревьев пожелтели. Дацан новый, строили его, как и повсеместно в Бурятии, всем миром и на пожертвования людей.
Музей-усадьба Дондока Улзытуева находится на улице его имени. Улица сквозная – в оба конца села. Домик музея маленький, из бруса, крыт сайдингом, внутри вещи поэта, большой его портрет, поверх которого накинуто шелковое полотенце, книги, письма. Есть еще каморка в другом доме, жилом, по соседству, где стоит железная кровать с шишечками, застеленная покрывалом, с горкой подушек, какие- то корыта, столик шахматный, говорят, что работы поэта. Дощатые стены выбелены известкой. Поле под картофель за музеем пустует, в конце его устроено что-то вроде сцены, то самое поле, на котором, по рассказам родни, любил поваляться Дондок, задрав голову к небу и сочиняя стихи.
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА
После музея гостей из Улан-Удэ повезли в школу на краю села, объехав ее по кругу, мимо больших ворот, похожих на футбольные, мимо руин безымянных. В школе по двору текла речка Шибертуйка, через нее был перекинут небольшой мостик. Река появлялась из какого-то пролома в заборе и в такой же дыре исчезала.
Десять человек поэтов, и я с ними, по просьбе хозяев фестиваля сели в «таблетку», чтобы ехать в Бичуру, остальных позвали в школу на чтения.
До Бичуры домчались быстро, а немного оставшегося времени потратили на прогулку по самой длинной в мире улице, прославленной сыном поэта, Амарсаной, «чьи это в сёлах самые длинные улицы в мире…/ Чисто помытые – вплоть до ставен резных – чьи деревянные избы?».
В ДК Бичуры нас уже ждали – полный зал школьников. На стенах висели детские картинки с конкурса по стихам Дондока Улзытуева. Слушали трогательные стихи про поэта, сочиненные школьниками. (Вы наш земляк с Бичурского района, / Мы отмечаем ваш великий юбилей! / И в тех стихах, в каких не слышно звона, / Глубокий смысл: жить нужно сильней! / Бурятский смысл, русское начало. / Таким стихам подобных в мире нет! / Таким стихам нет раннего причала, / В таких стихах на жизнь есть ответ).
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА
А после, когда подъехали и другие гости, всех позвали на большой концерт, на котором помимо всего было объявлено имя победителя конкурса переводов стихов Дондока Улзытуева. Им стал Николай Марянин из Ульяновска. (Чистый, словно Байкала святая вода, / И как девы улыбка, прекрасен всегда / Мой бурятский язык. / Словно белый туман на заре у реки, / Как живое тепло материнской руки / Мой бурятский язык)…
Хочется поблагодарить всех причастных к фестивалю. Это отдел культуры Бичурского района, выигравший грант на проведение фестиваля, библиотеки города, помогавшие в проведении конкурсов, музей-усадьба поэта, школьники и учителя Шибертуя и Бичуры, устроившие нам литературные площадки и концерт «бурятского смысла и русского начала».
Есть такая наука - геопоэтика. Она о том, что нужно не расширять пространство, что обычно делается за счёт уменьшения пространства соседей, а артистически структурировать его изнутри.
Этим и занимаются истинные поэты. Так Шибертуй, благодаря стихам Дондока Улзытуева, становится сегодня местом культурного притяжения, куда съезжаются любители его поэзии, чтобы лучше понять скрытый в ней мессидж, тот самый «чистый, далекий звон» степного колокольчика.
Главное фото Александра МАХАЧКЕЕВА