Культура 28 дек 2016 1809

​Литературные итоги года в Бурятии с Булатом Аюшеевым

Поэты вообще странный народ, не далее как вчера один из авторов под впечатлением паров шампанского буквально преследовал меня, тихонько за­вывая свои стихи прямо в ухо «кто-то в красном пальто приближал­ся…». Строка засела в моем мозгу и почему-то вспомнилась именно сейчас, когда я решил что-нибудь сказать про итоги уходящего года. Может быть, это именно год 2016-й приближался в красном пальто, а теперь удаля­ется в зеленом. Пусть будет так. Проследим его торжественное шествие.

Публикации года

Если бы меня спросили, кто самый яркий представитель поколения со­рокалетних в нашей литературе, я бы без сомнения назвал Болота Ши­рибазарова. Мне очень нравится его пьеса «Курочка», такой черный юмор о перестроечном бардаке в глухой бу­рятской деревне. Интересная штука, несмотря на весь привычный и родной ужас жизни в глубинке, ощущения без­надежности не возникает. Наверное, потому что герои у Ширибазарова не слабаки, они сильные и могут за себя постоять. Они, как Дымов у Чехова из «Степи», сила есть, а куда и зачем при­ложить ее – не знают. В отличие от пер­вой повести «Чабан», опубликованной в журнале «Урал», «Волчьи тропы», вышедшие в третьем номере «Байкала», – это мир на руинах СССР. Само про­странство стало другим, в нем образо­вались червоточины, и они в равной степени служат и бандитам, и тем, кто ищет дороги в условный Тибет.

Мало кто заметил, что с публикаци­ей в первом номере романа Сергея Гла­голина «Тайны Байкала» закончился сюжет, достойный Честертона. В 1937 году роман был написан по впечатлениям поездки на Байкал группы кине­матографистов. Что за фильм был снят ими, неизвестно. Но роман о Байкале, похожий на другой любимый роман нашего детства «Тайна двух океанов», вышел в 1938 году в журнале «Вокруг света» и был надолго забыт. Автор ро­мана погиб в лагерях, но тень романа, по-другому не скажешь, преследовала журнал «Байкал». Какие-то отголоски его появлялись в научно-популярной рубрике при Африкане Бальбурове, одна глава была напечатана при Сер­гее Цырендоржиеве, поэтому появле­ние классического образца, как сейчас говорят, палеофантастики на страни­цах журнала было неизбежно.

О «Звезде кочевницы» Есуны Ду­гаровой, опубликованной в журнале в первом полугодии, никто ничего не писал, поэтому стоит остановиться на ней подробней. «Звезда кочевницы», на первый взгляд вполне укладывает­ся в популярный нынче дискурс – как добиться успеха. Но помимо этого есть в ней и другое, что делает книгу осо­бенной. К примеру, тема «отец и дочь». Здесь не только перекликающееся с отцовским сборником имя книги «Звезда кочевницы» (отец Есуны – из­вестный бурятский поэт Баир Дуга­ров, автор «Звезды кочевника»), но и скрытая полемика с отцом как пред­ставителем другой эпохи и патриар­хальной системы ценностей. «Мужчи­не путь, – пишет в своих стихах отец Есуны, – а женщине очаг». Есуна сво­им повествованием опровергает эту забронзовевшую формулу, выбирая не очаг, а именно путь.

Мне в связи с этим вспоминается одна из жен Гэсэра Алма-мэргэн, кото­рая, увидев, что враг подобрался к са­мым стенам дома, облачилась в доспе­хи, взяла лук со стрелами и уложила с крыльца пол-армии противника.

Прочность экзоскелета, в который как бы заключает себя героиня книги, не уступает доспехам мифической во­ительницы. Он же сообщает всем дви­жениям кочевницы некоторую жест­кость и механистичность.

Другая, не менее интересная сто­рона книги, – о том, как хорошо риф­муется с бурятской сдержанностью и сухостью протестантская мораль с ее педантизмом и культом труда. Наша героиня не только Алма-мэргэн, но и Джейн Эйр.

Поэтому на сетования Алдара Гун­тупова в статье «Долой упадничество из бурятской культуры», что нет се­годня в нашей литературе сильных и благородных героев, можно ответить так: иногда случается, что герои спят богатырским сном либо охотятся где-то далеко, а их место занимают геро­ини, похожие на Есуну или Дарину из «Мира пельменей», с нуля поднявшую свой бизнес («Байкал», №4, 6), – еще одна публикация, на которую хочется обратить внимание читателей, и это не выдуманные литературные персо­нажи, а реальные люди.

Потери года

В этом году мы простились с заме­чательным писателем Владимиром Гармаевым. В журнал Гармаев пришел с романом «Джамуха». Роман чем-то отдаленно напоминал «Шпиона» Фе­нимора Купера. Как потом оказалось, любимая книга Владимира Балдано­вича. Он писал об эпохе Чингисхана, а в уме держал гражданскую войну Севе­ра и Юга. Такие вот сближения. После «Джамухи» он работал над «Хорами» и, закончив их, тут же принялся за «Ко­пачей». У Гармаева особенно хорошо заметны водоразделы, где он работает сам, ворочая глыбы материала, а где включается его литературный дар, и чтение превращается в удивительное погружение в другой мир. Это похоже на волшебство. Таких страниц у него много, особенно в неоконченной три­логии «Копачи». Здорово написаны сцены нападения на обоз контрабанди­стов, едущих по замерзшей реке, в «Ха­ра-Баргуте», величественные картины тайги в «Низовьях родовой реки». При этом писал он урывками и набело, без черновиков, потому, как чувствовал, что времени остается мало. В шестой номер журнала вошли главы из тре­тьей книги трилогии «Пустота», кото­рая осталась незавершенной.

События года

Событий в этом году было так мно­го, что упомянуть все не представляет­ся возможным. Начнем с фестивалей. В июне в городе и в Иволгинском да­цане в третий раз прошел фестиваль, посвященный Хамбо-ламе Этигэлову, организованный Буддийской санг­хой и министерством культуры РБ, и в рамках его – поэтический турнир. В октябре состоялся республиканский фестиваль «Страна ая-ганги». Восьми­десятилетие Дондока Улзытуева отме­чалось как всенародный праздник, а село Шибертуй, где родился поэт, ста­ло местом массового паломничества любителей его стихов.

На встрече мэра города Александра Голкова с редакцией «Байкала» под­нимался вопрос о необходимости соз­дания традиционного литературного фестиваля, где были бы задействова­ны площадки города, гуманитарные вузы, с приглашением литературных звезд, с концертами чтецов, с лекция­ми, и работа в этом направлении будет вестись и дальше.

Мы выпустили при финансовой поддержке администрации города спецвыпуск, посвященный юбилею Улан-Удэ, в нем были собраны лучшие на взгляд редакции публикации за последние десять лет. Стихи и проза, критика и публицистика. Для журна­ла, думаю, было полезным произвести смотр своим силам.

Так совпало, что в одно и то же вре­мя с библиотекой имени Калашникова мы провели мастер-классы по стихос­ложению для начинающих. У них это называлось «Поэтической лаборато­рией» и вылилось в целую серию мас­штабных мероприятий с привлече­нием интерактива, кино и так далее. «Байкал» провел свои мастер-классы более камерно и точечно, и это был полезный опыт общения мастеров и новичков. Были и открытия: Надежда Низовкина, Екатерина Малофеева, их стихи вы можете прочитать в шестом номере, и еще ряд имен.

Помимо работы над очередными номерами редакция изучала азы ис­кусства перформанса в этно-галерее «Орда». Тоже полезный опыт. Первый перформанс был как бы алкогольный, на него, кроме старого фотооборудо­вания, пошли в ход напитки белые и красные, которые благополучно ис­парились из кювет задолго до откры­тия «Ночи в музее». Зрители не поня­ли библейского месседжа про кровь и вино, а подумали, что перформанс рассказывает о тяжком писательском труде. Ведь многие помнят девиз ре­дакции советского «Байкала»: «Есть предложение! – Нет возражения!». Второй перформанс, организованный «Ордой», мимо которого мы не могли пройти, был посвящен экологической катастрофе, что разворачивается на берегах озера.

Вот уже месяц в редакции «Байка­ла» собирается литературное объеди­нение с красивым названием «Респу­блика». Руководитель Лито Аркадий Перенов формат встреч обозначает просто: печеньки, чай, кофе и лице­приятная ругань в лицо. И юные та­ланты, только начинающие путь, и состоявшиеся литераторы провели в Музее города сейшн под названием «Стихи в темноте»: читали стихи под негромкую музыку в полной темноте.

Стоит, наверное, вкратце расска­зать и про так называемый «буузный путч», о котором писал в своем бло­ге Александр Махачкеев. Речь идет о встрече группы улан-удэнских писате­лей в столичной буузной во время про­ведения Дней культуры в Москве, где, по словам Аркадия Перенова, он полу­чил добро на объединение всех трех писательских союзов республики, но все это оказалось некой поэтической метафорой. Однако «круглый стол», проведенный по итогам поездки писа­телей в Москву, и личная инициатива Аркадия, написавшего письмо в мин­культуры с предложением своих услуг в роли координатора, показали, что вопрос по усилению роли писателей в формировании общественного мне­ния поднят правильно. Прошла встре­ча представителей творческих союзов с главой РБ Вячеславом Наговицы­ным – и, будем надеяться, нас ожида­ют новые конструктивные решения.

Если говорить в целом о тенден­циях в литературной жизни, то, по словам нового сотрудника «Байкала» писателя Юрия Невского, «народ за­шевелился, хочет каких-то движух, хо­чет стряхнуть с себя сонную одурь, но реального направления или желания, к чему идти, к какой цели – этого нет. А раз есть социальный запрос, наша задача сформировать столь же обще­ственно-значимый ответ – такие пла­ны стоят перед редакцией журнала «Байкал» в ближайшее время».

Год грядущий

Что же ждет читателей журнала в новом году? Прежде всего, год 2017-й – юбилейный. «Байкалу» исполнится ровно 70 лет. Юбилей пройдет в октя­бре, а до того у нас будет время осмыс­лить пройденный путь и наметить пер­спективы как на страницах журнала, так и на вновь созданной электронной площадке в социальных сетях.

В первом номере «Байкала» вы­йдут новые произведения Владимира Митыпова, Кима Балкова, Геннадия Башкуева, Эдуарда Бочкина, Юрия Из­векова, Анны Банаевой, переводы современной монгольской прозы и мно­го других интересных материалов.

Поэтому оставайтесь с нами, под­писывайтесь на журнал! Редакция журнала желает вам крепкого здоро­вья в Новом году, благополучия и хо­роших мудрых книг!

В оформлении декабрьского номера журнала «Байкал» использованы картины Намжилмы Эрдынеевой. Ее выставка с успехом прошла в этно-галерее «Орда». На кар­тине «Сагаалган. Праздник Белого месяца» мы видим обычное, в общем-то, для этих праздничных дней явление – прибытие НЛО – с поздравлениями и благопожеланиями.

Автор: Булат АЮШЕЕВ