Общество 11 янв 2017 1274

​Конкурс «Была бы страна родная» набирает обороты в Бурятии

В газете «Бурятия» от 21 сентября 2016 года было опубликовано Положение о конкурсе на тему «Была бы страна родная».

За это время в Совет ветеранов Республики Бурятия и редакцию газеты «Судьба» поступило немало работ по теме. Среди авторов - ветераны труда, дети войны, педагоги, учащиеся, представители творческой интеллигенции, люди различных профессий, военнос­лужащие. Газета «Бурятия» продолжает публикацию конкурсных материалов.

ФРОНТОВОЙ ПУТЬ ПРАДЕДА

Цыдендамба Цыбикович До­ржиев - мой прадедушка - родился в 1920 году в селе Ульдурга Еравнинского рай­она. В 1939 году он был призван в армию и служил на Дальнем Восто­ке. Оттуда в октябре 1941 года был отправлен на фронт в Подмосковье и попал в кавалерийские войска.

Он всегда помнил о напутствии сво­ей матери: «Служи, сынок, Родине ве­рой и правдой!» Легко сказать – служи. А как будет там, на войне? Правда, три­надцать месяцев службы в береговой охране дали ему многое. Прежде всего, закалили физически, научили стойко нести нелегкую ношу солдата. В мир­ные дни служить можно. Смогу ли как следует постоять в боях за себя, за то­варищей, за Родину? «Смогу!» - твер­дил он, чувствуя, как в нем крепнет ре­шимость, нарастает ненависть к врагу.

Затем мой прадедушка воевал под Ленинградом в третьем стрелковом батальоне.

Особенно памятным для него ста­ло первое боевое крещение в дерев­не Петровка (из воспоминаний моего прадедушки).

Не успели как следует сосредото­читься, как один мальчишка, местный житель, ползком пересек узкую огне­вую линию, сообщил, что в двух кило­метрах от хуторка появились немцы. С ними танки. «В ружье!» - прозвучала команда. Она подхлестнула праде­душку, подняла его на ноги, бросила вперед к огневому рубежу. Опомнив­шись, он пристально смотрел за овраг, откуда, по его мнению, должны были появиться танки противника. И прав­да, до его слуха донесся глухой рокот моторов, а уж потом в неясной дымке увидел ползущие танки. Стальные ма­шины шли лавиной. Казалось, их не остановить.

Бой разгорался. В глубокой щели с винтовкой да несколькими связка­ми гранат в напряженном ожидании стоял прадедушка. Широко раскры­тыми глазами смотрел на танки. Ему казалось, что один из них идет прямо на него, даже ищет его. Вроде бы на­правил ствол пушки. Прошло еще не­сколько минут, и прадедушка впервые так близко ощутил на себе огненное дыхание фашистских «тигров». Снаряд разорвался вблизи окопа, осколки его прожужжали мимо уха. Вот один из них подошел совсем близко, и он швырнул в него связку гранат. Танк остановился, его заволокло черным дымом.

Не успел он ощутить чувство радо­сти, как раздалась команда: «В атаку!» Мой прадедушка вскочил на бруствер и с криком «Ура!» бросился вперед.

А потом еще атака, другая, третья… Так продолжалось семь дней. Из бата­льона осталось в живых четверо, и в числе них и мой прадедушка.

Затем он попал в новую часть, где повстречался со своими земляками Аюшей Цыденовым из Селенгинска и Цыреном Будаевым из Курумкана. Вос­поминаниям не было конца: кто и ког­да был призван в армию, где служил. Но недолго продолжалась их совмест­ная фронтовая жизнь. Первым погиб селенгинец. Он состоял в команде зенитного расчета. После одного дли­тельного боя с фашистскими стервят­никами его привезли на танке…

Прадедушка рассказывал о сраже­ниях за Чинявскую высоту, где часть попала в окружение. Четыре дня по­тратили, чтобы выйти к своим, а стоял лютый январь. Выручала приморская закалка. Прадедушка подбадривал товарищей, подползал к земляку – ку­румканцу Будаеву: «Держись, браток, не падай духом. Придет подкрепле­ние, выручат нас». Цырен Будаев сла­бо улыбался, молча кивал головой. От раны и холода он уже не мог двигать­ся. В последний раз протянул руку, сказал: «Видимо, не дождусь обещан­ную тобой смену. Умираю, брат». Так он потерял ещё одного земляка.

Шли грозные дни войны, не похо­жие один на другой. Выпадала радость за удачную атаку, случались времен­ные затишья.

Рассказывая о путях и дорогах фрон­товых, прадедушка приводил интерес­ные эпизоды из своей службы. В част­ности, о том как он и ещё один солдат взяли «языков». «Языки» оказались ценными. Оба отважных друга удостои­лись медалей «За боевые заслуги».

Был ещё такой случай. Идя в бой, прадедушка использовал немецкий миномет против самих же немцев. Выполняя приказ майора Егунова: «Достать вражеские боеприпасы к миномету!», он чуть не погиб. Оскол­ком снаряда оторвало полу шинели, вдребезги разбило приклад винтовки, ранило его. Боеприпасы же с превели­кими трудностями были доставлены к месту, и они очень помогли продвиже­нию вперед советскому боевому под­разделению. Об этом было напечатано во фронтовой газете.

Снова наступление. С пехотинцами шел прадедушка в атаку на немцев. Вдруг тупой толчок в ногу, его ранило. Прадедушка кое-как перевязал рану и пополз. Из чащи леса прозвучал вы­стрел. Пуля немецкого снайпера чиркнула у головы. Вторая просвистела у плеча. «Еще одна пуля и не быть мне в живых». С этой мыслью он свалился в траншею, где лежал убитый немец.

Долго ли просидел он в окопе, не помнит. На голоса людей прадедуш­ка осторожно приподнялся. В зеленых шинелях с автоматами шли немцы. За­глянули к нему в окоп. Он прижался к убитому, притворился мертвым. Это и спасло его. Когда враги ушли, он пополз к своим. Двое суток добирался до сан­бата. Госпиталь разбомбили. Уцелели лишь прадедушка и еще один солдат.

Потом был ординарцем командира дивизии, дошел до Норвегии и через Мурманск вернулся домой.

За заслуги перед Отечеством Цыден­дамба Цыбикович награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ле­нинграда», «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями.

Трудовые подвиги прадедушки в мирное время

В мирное время Цыдендамба Цы­бикович с супругой Цыренжап Цыды­повной отработали более сорока лет на маточной отаре колхоза «Комму­низм» Еравнинского района, каждый год получали по 105-110 ягнят от 100 овцематок. Был уважаемым челове­ком в Еравнинском районе, в нашей республике.

Оба награждены орденом «Знак почета». Был удостоен серебряной медали ВДНХ, правительственными грамотами.

Цыдендамба Цыбикович с 1993 года жил в селе Хоринск, умер в 1999 году, в 79 лет. Но память о нём в нашей семье никогда не умрёт.

В семье Доржиевых двенадцать детей, 4 брата и 8 сестер; 20 внуков и внучек и 16 правнуков и правнучек.

Сарана ЖАМСАРАНОВА, ученица 6 класса Хоринской СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева

ПОДАРИЛ ОН МИРУ МИР...

Самый трогательный, замечательный и любимый мой праздник — праздник Великой Победы. Вновь по те­левизору будут показывать фильмы о войне, по ра­дио звучать военные песни, а по главному Невскому проспекту пройдёт до Дворцовой площади демонстрация.

Только не будут уже бо­дро шагать ветераны впе­реди колонны, а всего лишь несколько человек из них скромно поедут в открытом автомобиле под восторжен­ными, полными уважения, признательности и благодар­ности за мирное небо над го­ловой взглядами петербурж­цев. Почти в каждой семье в этот день будут вспоминать родных и друзей, которые во­евали на передовых позициях или на трудовом фронте.

Я всегда жду с нетерпени­ем этот день, когда мы вновь достанем прадедушкины ор­дена и медали, и вновь по­льются рассказы дедушки и папы о том, что было, когда вся страна надела шинели, и какой трудный, опаленный войной путь прошёл близкий мне человек.

Я мысленно переношусь в далекий 1940 год... Идет фин­ская война. В составе 60-го от­дельного лыжного батальона прадедушка уходит на войну рядовым воином. Но не при­шлось солдату долго воевать, на третий день войны полу­чил тяжелое ранение в голо­ву. А дальше - Ленинградский госпиталь, долгих три месяца лечения. Перед выпиской пра­дедушке предложили поехать в дом отдыха, подкрепить здо­ровье, но он отказался, так как страшно скучал по дому, хотелось скорее вернуться в родные места. И он едет вме­сто дома отдыха в Бурятию. Ещё неокрепший от тяжелой болезни, он вновь возвраща­ется на прежнюю работу в райком комсомола, вскоре работает первым секретарем РК комсомола.

За три месяца до начала Ве­ликой Отечественной войны прадеда направляют на курсы усовершенствования команд­ного состава в город Иркутск. Через четыре месяца младший лейтенант Хамаганов вернул­ся домой. Шла война...

Страна надела серые

шинели,

Сердца людские плавились

в огне,

Наперекор бушующей

шрапнели

Врастали в землю

на последнем рубеже.

Несмотря на то, что у пра­дедушки была бронь, он доби­вается, чтобы его отправили на фронт. Он не мог оставать­ся в тылу, когда вся страна воевала! Пройдя подготовку в штабе 36-й армии, в ноябре 1941 года младший лейте­нант Хамаганов направляется в авиаполк Приволжского во­енного округа, где назначает­ся начальником штаба полка. В 1942 году его часть прибыла в действующую армию Запад­ного фронта.

Шли упорные бои на Смо­ленщине, в которых прини­мал участие и прадедушка. Но и на этот раз ему вновь не по­везло: опять ранение, на этот раз в ногу. И долгих пять меся­цев пролежал он в госпитале в Москве.

После госпиталя — опять фронт. 1-й Украинский, 153- й гвардейский истребитель­ный авиационный полк. Всю Украину прошел с этим пол­ком прадедушка. Затем были Молдавия, Польша. В жизни солдата были и радость побед, и горечь поражений. Но он твёрдо верил в победу сво­его народа над фашистской Германией и сам, как мог, при­ближал заветный час. Основ­ная работа — шифрослужба. Помимо основной работы по спецсвязи, помогал командо­ванию полка в организации и обеспечении боевых вылетов в качестве оперативного де­журного. В Берлинской опе­рации их полк осуществлял поддержку наземных войск и воздушное прикрытие штур­мовой авиации. Последний полевой аэродром был под Бухенвальдом. Там прадедуш­ка и встретил долгожданную победу. Не выразить, конеч­но, словами того, что увидел и пережил человек. Видел он, как сбивали неопытных лет­чиков на второй день их при­бытия на фронт, как в нерав­ных схватках с врагом гибли его товарищи, но зато как в конце войны радовались они каждому взятому городу, каж­дой форсированной реке.

Прадедушка стал участ­ником Белгородско-Харь­ковской, Полтавской, Кре­менчугской, Днепровской, Знаменской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманьской, Ясской, Львов­ской, Висленской и Сандомир­ской операций, участвовал в боях на Кельцевском, Ченсто­ховском, Гинденбургском и Бреславском направлениях.

Пылали фронтовые

километры

На траках танков,

на валах машин.

Четыре года под кровавым

ветром

Прошел солдат и подарил

он

Миру - мир!

Вернулся домой старший лейтенант Хамаганов только в декабре 1945 года. На гру­ди офицера сверкали орден Красной Звезды, орден Вели­кой Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги».

Как жаль, что я никогда не видел прадедушку, не си­дел у него на коленях, когда был маленьким, не слушал его боевые рассказы, не смог сказать ему «спасибо» за мою счастливую жизнь, не разгова­ривал о будущем. Но я твердо уверен, что именно он своим примером научил меня быть мужественным и смелым. И если бы вдруг случилась беда, то я бы, как вся страна, надел шинель...

Эрдэм ХАМАГАНОВ, ученик 9 класса школы № 189 «Шанс» Центрального района г. Санкт-Петербурга

Popgun.ru

Читайте также