Общество 18 янв 2017 1912

​Афганский дневник бурятского солдата

Все дальше в историю уходит афганская война. Около 10 лет продолжалась она, тяжелым катком пройдясь по судьбам тысяч советских солдат и офицеров, до конца выполнивших свой воин­ский и интернациональный долг. Эта война оставила особый, незабывае­мый след в их жизни, и они помнят о ней даже сейчас, спустя десятки лет. Среди тех, кто прошел огненные до­роги афганской войны, был и Сергей Батурин, наш земляк, кавалер орде­на Красной Звезды, награжденный медалью от благодарного афганско­го народа, пишет газета «Бурятия».

Фото из семейного архива Сергея БАТУРИНА

В приоритете - спорт

Детские и юношеские годы Сергея Батурина прошли в Улан-Удэ. Жил на улице Каландаришвили. Дом, в кото­ром он вырос, находился в самом нача­ле улицы, за военкоматом. Сейчас это двухэтажное здание уже не существует, но Сергей хорошо помнит место, где прошли самые лучшие годы его жизни.

- Это было отличное время, - вспо­минает он.

Оно мало чем отличалось от безза­ботного детства таких же парнишек, выросших в городе в 70-е годы прошло­го столетия. Учеба в школе, занятия спортом и многое другое. Отец Сергея Владимир Пантелеймонович работал на ЛВРЗ машинистом на заправочной станции, мама Нина Александровна – на Приборостроительном заводе тех­нологом по порошковой металлургии.

Еще в школьные годы мальчишка увлекся спортом, в основном хоккеем, футболом, постоянно пропадал на ста­дионе «Спартак». Участвовал во всех соревнованиях, начиная с младшей группы.

Позиция Сергея Батурина была самой ответственной в команде – он был вратарем, как в хоккейной, так и футбольной команде. А лет в 16 увлек­ся кунг-фу. В те годы занятия каратэ, кунг-фу были запрещены, поэтому тре­нировались в Доме спорта «Труд» по ве­черам подпольно.

С физической подготовкой к окон­чании школы у Сергея Батурина было все нормально. По окончании восьми­летней школы №4 поступает в учили­ще №1 на помощника машиниста, и, пока не исполнилось 18 лет, работает в локомотивном депо. Осенью 1983 года, когда пришла повестка в армию, от­правился отдавать свой воинский долг Родине.

В элитных войсках СССР

Служил наш земляк в элитных под­разделениях советских войск – в 24-й отдельной бригаде специального на­значения Генерального штаба Мини­стерства обороны Советского Союза.

- Почему попал в спецназ ГРУ? Не знаю, но мне говорили, что отбор для службы здесь был очень жесткий, - рас­сказывает Сергей Батурин.

Впрочем, и сама служба в спецназе была нелегкой, новобранцев гоняли по полной программе.

- Эта не служба была, - вспоминает Сергей, - а выживание.

Но физическая закалка, полученная в школьные годы, позволила ему прой­ти все тяготы армейской жизни.

Зимой 1984 года часть, в которой служил наш земляк, сначала направи­ли в подмосковный Чичково, а затем в Ашхабад.

Все это время шло формирование шестого батальона спецназа ГРУ, кото­рый пополнялся призывниками из Бу­рятии, Хабаровска, Подмосковья.

- В Ашхабаде получили «броню», и на ней же через Кушку вошли в Афга­нистан, прошли половину Афгана, при­были на место постоянной дислокации вблизи города Лашкаргах, - вспомина­ет Сергей.

Задача – уничтожать караваны боевиков

Основная задача, которая стояла перед спецназом, заключалась в раз­ведке, уничтожении формирований мятежников и караванов, вскрытии и уничтожении баз и складов, «ислам­ских» комитетов; в захвате пленных, в ведении вертолетной разведки кара­ванных маршрутов и досмотре карава­нов, в минировании караванных путей и установлении на них разведыватель­но-сигнализационной аппаратуры; в выявлении районов сосредоточения мятежников, складов с вооружением и боеприпасами, мест дневок караванов и наведении на них авиации с последу­ющей проверкой результатов авиауда­ров. В основном подразделения спец­наза решали их за счет засад, налетов, патрулирования на вертолетах, а так­же рейдовыми действиями.

- Часть стояла вблизи границ Паки­стана и Ирана, получался своеобразный треугольник, который мы контролиро­вали, - поясняет Сергей Батурин. – Из- за границы постоянно шли караваны с наркотиками, оружием, которые мы уничтожали. Получали информацию от ГРУ и афганской разведки, вычисляли тропы караванов.

«Духи» нас боялись

- За это время с кем только ни при­ходилось встречаться в Афганистане, - рассказывает Сергей Батурин. - Кого только там не было: американские спе­циалисты, арабы… Им было безразлич­но, кого убивать, афганцев или нас, во­евали наемники за деньги. Но нас они боялись, в батальоне из Бурятии было восемь человек, и всех называли «бу­ряты». Наши земляки показали себя в Афганистане только с лучшей сторо­ны. Воевать нам приходилось только с наемниками, - добавляет Сергей Ба­турин, - а вот с мирными афганцами мы не воевали. Рядом с нами в городе Лашкаргах жили 350 вооруженных местных жителей из племени белуджи, у каждого в доме автоматы, гранатоме­ты, мы к ним в гости без боязни ходи­ли. Уважали их законы. Они прикрыва­ли нас с одной стороны, мы – с другой. Когда случилась засуха, помогли им продуктами, так и жили.

Самое тяжелое было видеть смерть своих друзей

Что было самое тяжелое в Афгани­стане? На этот вопрос Сергей ответил не сразу.

- Понимаете, вспоминать те афган­ские годы тяжело. Видеть, как гибнут твои друзья, а ты живой. За время служ­бы довелось участвовать во многих боевых операциях, были случаи, когда смерть смотрела в лицо. Порой было страшно. Страх на войне - явление обыденное, но если ты сумеешь пре­одолеть свой страх, значит, по-русски говоря, ты настоящий воин. Если нет, тебе не место на войне.

Я не жалею о годах, проведенных в Афгане. То, что мне довелось там пере­жить, запомнилось на всю жизнь.

Фото из семейного архива Сергея БАТУРИНА

Пришла пора вернуться в Союз

Полтора года - ровно столько дли­лась служба заместителя командира группы сержанта Сергея Батурина на афганской земле. С учетом службы в Союзе он вместо положенных двух лет отслужил два с половиной года.

- Приказ о демобилизации вышел еще осенью 1985 года, но мы задержа­лись в Афгане, - поясняет Сергей. – С нас и оружие уже списали, но пока не под­готовишь себе боевую замену, о возра­щении в Союз можно было и не думать. А молодое пополнение, прибывшее из учебных подразделений, было совер­шенно не подготовлено к войне. Вот и приходилось на месте обучать моло­дежь, ходить с ними на боевые задания, чтобы научить азам войны.

Так и прошли незапланированные полгода, а потом все же пришла демо­билизация.

- Помню, на взлетной полосе обни­мался с заместителем командующего южным направлением, - вспоминает Сергей. – Тоже нашим «бурятом» ока­зался. Как фамилия? Не скажу, такие вещи не раскрываются.

В феврале 1986 года Батурин вер­нулся в родной Улан-Удэ.

Афган вспоминаю, когда начинает болеть голова

После демобилизации Сергей устро­ился на ЛВРЗ, работал в локомотиво- сборочном цехе в бригаде Глазунова. Потом его потянуло в Ленинград, где обучился на газоэлектросварщика.

- Мог остаться там, мне предлагали работу в Ленинграде, но климат не по­дошел. Все же лучше нашей Бурятии ничего нет.

Шесть лет трудился на приборо­строительном заводе, где когда-то ра­ботала его мама и где сегодня трудит­ся сестра. Далее мыл золото на севере, в сложные перестроечные годы, как и многие, занимался предприниматель­ской деятельностью. Сейчас работает на себя. Он профессиональный свар­щик, сантехник, слесарь. С заказами, как говорит, проблем нет. Выросли дочь и сын, подрастают внуки.

Время от времени Афган напоми­нает о себе. Особенно, когда начинает болеть голова. Это последствие конту­зии, которую Сергей получил во время одной из боевых операций.

- Граната ударила в борт БТРа, а мы «на броне» были, - вспоминает он. - Нас как ветром снесло. К счастью, все жи­вые остались, отделалась контузией и ранением. Конечно, войну забыть невозможно, она останется в памяти на­вечно.

Ежегодно воинов-«афганцев», по­лучивших ранения и контузию, лечат в республиканском госпитале ветера­нов, где работают хорошие врачи, а ле­чат и обслуживают - великолепно. Но, по мнению Батурина, государство еще в неполной мере отдало должное во­инам-интернационалистам:

- В свое время государство просто бросило нас. Минимальные пенсии, разного рода подачки - все, что заслу­жили ребята, которые до конца испол­нили свой долг перед Родиной, отдав­шие здоровье, а многие и жизнь.

Впрочем, в последнее время, как считает Сергей, есть изменения в луч­шую сторону.

- Сильно уважаю Путина, - говорит он, - за то, что он возвращает назад все то, что потеряли. Надо, чтобы Россия была сильной. Не боялись нас, а уважа­ли, как когда-то Советский Союз.

Фотоколлаж Германа НАМЖИЛОВА

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также