Общество 9 фев 2017 1848

​​Как в сёлах Бурятии пытаются заработать на народных поделках

Две простые истории о людях, которые сделали увлечения своим делом. Программист из Кяхты, ставший резчиком по дереву, украсил своими работами дацан. Женщина, после того как сгорел её дом, приехала на родину отца в Оку, и стала известной портнихой в селе.

Есть на селе люди, о которых говорят - «руки откуда надо растут». Они могут мастерить какие-нибудь поделки, хорошо рисовать. Кто-то продает свои изделия, а кто-то только мечтает об этом.

ужен масштаб"

25-летний Николай Будацыренов родился в Кяхте, а вырос в Оке, здесь живет и работает программистом. А на досуге любит вырезать поделки из дерева.

Он - самоучка, резьбе по дереву выучился у одного мастера, который работал на строительстве дацана в Орлике. Помогал ему вырезать фронтоны строящегося здания.

Мастер после завершения работы уехал, подарив Коле пару необходимых инструментов и пожелав успехов.

Для продажи поделок Николай создал в соцсетях группу. Иногда вырезанные фигурки зверушек расходились среди знакомых, приобретали их и в детский сад.

Но, как отмечает резчик, для продвижения нужен масштаб. Чтобы поставить дело на поток, нужно, чтобы изделия вырезали сразу несколько человек. Иногда Коле помогают в свободное время друзья.

Строительство мастерской еще только в планах. А пока занимается своим увлечением в бане.

- К выходным надо выметать из нее опилки и стружку - за них жена ругается, - улыбается Николай.

Также он хочет открыть в районе сувенирную лавку, где могли бы продавать гостям и туристам свои изделия и другие местные мастера.

После окинского восстания против Сталина

- В Оке все понимают, что содержать семью на доходы от продажи услуг нелегко, поэтому оплачивают за изделия сразу, за что я очень благодарна, – отмечает пенсионерка Баярмаа Бавуудорж.

Живет она вместе с дочерью школьницей в Оке пять лет, зарабатывает пошивом бурятских нарядов - традиционных и стилизованных. Решение поехать жить на родину отца в Оку созрело после того, как в улусе Турта на берегу озера Хубсугул сгорел ее дом, и женщине некуда было податься.

Будучи детьми её отец с братом покинули Оку в тридцатые годы, во время окинского восстания против сталинского режима. На его рассказах о любимой родине Баярмаа выросла. Отец всегда жалел, что его жизнь прошла вдали от родных мест. Увидеть малую родину ему довелось только в 80-е, когда открылись границы. Отец был очень счастлив.

С мыслями об этом Баярмаа собрала немного денег и поехала жить из Монголии в Россию. Чем она займется, уже знала. С юных лет ей нравилось шить национальную одежду, училась этому у бабушки. Хотя выучилась на учителя и жила в Улан-Баторе, после выхода на пенсию стала работать швеей, переехала жить в Турту.

В Орлике она снимает небольшой дом. Из небольших сеней сразу попадаешь в ее мастерскую. Она, как разноцветная шкатулка, – висят готовые костюмы, на полках отрезы парчи, шёлка. Кроме этого, у мастерицы можно купить небольшие сувениры: мешочки для подношений, небольшие настенные панно в рамках – «бурханай дабдаар» - «кубики счастья».

Также у нее часто заказывают костюмы для воспитанников танцевального ансамбля. Чтобы сшить сойотские костюмы, Баярмаа ездила перенимать опыт к цаатанам, монгольским оленеводам, родственным сойотам.

Автор: Оксана ЦЫБДЕНОВА

Читайте также