Экономика 17 фев 2017 1147

​Роспотребнадзор Бурятии подтвердил наличие «потребительского экстремизма»

Потребительский экстремизм стал настоящей головной болью для бизнесменов Бурятии. Все чаще покупатели, ссылаясь на закон, «атакуют» магазины, требуя невозможного. На жалобы потребителя обязаны реагировать проверяющие органы. Порой такие ситуации приводят к тому, что предприниматель вынужден отбиваться от многочисленных проверок. С другой стороны, в республиканском Роспотребнадзоре каждый год фиксируют тысячи жалоб в адрес бизнесменов на некачественные товары и услуги.

Потребители защищены

Несмотря на обилие жалоб, уровень защищенности прав потребителей высокий. Об этом в своём выступлении на совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей» напомнил заместитель Председателя Народного Хурала Владимир Павлов. Совещание состоялось в среду, 15 февраля, в Правительстве Бурятии.

Он назвал этот показатель одним из наиболее важных индикаторов социального благополучия.

– Благодаря деятельности Роспотребнадзора и общественных организаций удалось стабилизировать ситуацию в сфере потребительских отношений, – подчеркнул вице-спикер республиканского парламента.

Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»

Владимир Павлов отметил, что Народный Хурал уделяет большое внимание защите прав потребителей. В республике действует закон «Об определении сроков определения сезонов при реализации сезонных товаров на территории Республики Бурятия», а в октябре 2015 года был проведен «круглый стол» по этой теме. Депутат выразил уверенность в том, что совещание даст новый импульс к развитию защиты прав потребителей, в том числе и в части дальнейшего совершенствования законодательства.

И.о. зампреда правительства по социальной политике Владимир Матханов отметил, что закон о защите прав потребителей – это один из самых интересных законов. Он защищает права наших граждан и защищает их интересы. Позволит работать нашим предприятиям, обеспечивая качественной продукцией своего покупателя. Он также сказал, что за 25 лет удалось выработать механизм, порядок и нормативно-применительную практику, благодаря которым уровень защиты прав потребителей сейчас находится на высочайшем уровне.


Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»

«Хлебный экстремист»

Генеральный директор группы компаний «Титан» Вадим Бредний посетовал, что некоторые жители Бурятии злоупотребляют своими правами и пытаются с помощью жалоб во всевозможные инстанции «давить» на предпринимателей. Так, один из жильцов дома, в котором находится хлебопекарня, решил, что ему мешает запах хлеба в квартире, и стал обращаться во все надзорные ведомства. Сотрудники хлебопекарни не раз предлагали чувствительному мужчине установить двери и окна за счет компании, но тот постоянно отказывается.

– В конце концов, нам пришло предписание убрать мини-пекарню, – рассказал он.

По словам Вадима Бредний, эта пекарня обеспечивает свежим хлебом тысячи горожан. Предприниматель даже предположил, что подобные случаи могут быть проделками недобросовестных конкурентов.

То, что в последнее время потребители-«экстремисты» стали злоупотреблять своими правами, отметила и руководитель УФАС по Бурятии Елизавета Потапова. Глава республиканского Роспотребнадзора Сергей Ханхареев заверил, что такие случаи выявляются и его ведомством.

Между тем, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Николай Зайцев отметил, что закон о защите прав потребителей за 25 лет помог убрать с рынка недобросовестных бизнесменов, которые ставят во главу угла только прибыль, наживаясь на некачественных товарах и услугах.

Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»


– У такого предпринимателя заведомо нет будущего, – уверен Николай Зайцев.

Он также отметил, что нельзя разделять бизнесмена и клиента на две разные категории.

– Не нужно думать, что мы находимся в двух противоположных окопах. Мы – потребители товаров и услуг, – объяснил исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии.

По его словам, за последние два года у бизнесменов республики практически исчезли претензии и вопросы к Роспотребнадзору.

– Проверок только меньше надо, – отметил Николай Зайцев. – Я думаю, мы эту проблему совместно с Роспотребнадзором решим.

Тема «потребительского экстремизма» уже не впервые поднимается бурятскими предпринимателями. В октябре 2015 года эти вопросы стали предметом обсуждения на «круглом столе» в Народном Хурале.

Тогда президент Торгово-промышленной палаты Бурятии Игорь Зураев озвучил позицию предпринимателей: клиент не всегда прав.

– К сожалению, в защиту предпринимателей мало высказываний. На данный момент термин «потребительский экстремизм» практически отсутствует в юридической и справочной литературе. Это понятие встречается только в изданиях, ориентированных на предпринимателей, – сообщил Игорь Зураев.

Тысячи жалоб

Жалобы на потребительский экстремизм пока единичны, а вот обращений на некачественные товары и услуги – тысячи. Только за 2016 год в управление Роспотребнадзора по Бурятии поступило шесть тысяч жалоб.

– Сегодня сфера услуг расширяется, это и финансовые услуги, туризм, связь, транспорт и много другое. В последнее время стала очень актуальной тема интернет-услуг. В предыдущие два года таких обращений не было вообще. Но сейчас они появляются все чаще, – рассказала заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Бурятии Елена Кузьмина.

Автор: Анна Огородник
Описание: заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Бурятии Елена Кузьмина

Она отметила, что ведомство готово помочь людям не только консультацией, но и при необходимости отстаивать права потребителя в суде.

– С каждым годом увеличивается количество исков, поданных в защиту прав потребителей. В прошлом году в пользу наших потребителей по заявлениям Роспотребнадзора взыскали около 10 млн рублей, – рассказала замруководителя ведомства.

За 25 лет существования закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор научился бороться с недобросовестными поставщиками. Однако сейчас перед ведомством встают новые задачи: защитить интернет-покупателей от недобросовестных продавцов и не дать в обиду предпринимателей, страдающих от «потребительского экстремизма».

Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»

Читайте также