Потребительский экстремизм стал настоящей головной болью для бизнесменов Бурятии. Все чаще покупатели, ссылаясь на закон, «атакуют» магазины, требуя невозможного. На жалобы потребителя обязаны реагировать проверяющие органы. Порой такие ситуации приводят к тому, что предприниматель вынужден отбиваться от многочисленных проверок. С другой стороны, в республиканском Роспотребнадзоре каждый год фиксируют тысячи жалоб в адрес бизнесменов на некачественные товары и услуги.
Потребители защищены
Несмотря на обилие жалоб, уровень защищенности прав потребителей высокий. Об этом в своём выступлении на совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей» напомнил заместитель Председателя Народного Хурала Владимир Павлов. Совещание состоялось в среду, 15 февраля, в Правительстве Бурятии.
Он назвал этот показатель одним из наиболее важных индикаторов социального благополучия.
– Благодаря деятельности Роспотребнадзора и общественных организаций удалось стабилизировать ситуацию в сфере потребительских отношений, – подчеркнул вице-спикер республиканского парламента.
Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»
Владимир Павлов отметил, что Народный Хурал уделяет большое внимание защите прав потребителей. В республике действует закон «Об определении сроков определения сезонов при реализации сезонных товаров на территории Республики Бурятия», а в октябре 2015 года был проведен «круглый стол» по этой теме. Депутат выразил уверенность в том, что совещание даст новый импульс к развитию защиты прав потребителей, в том числе и в части дальнейшего совершенствования законодательства.
И.о. зампреда правительства по социальной политике Владимир Матханов отметил, что закон о защите прав потребителей – это один из самых интересных законов. Он защищает права наших граждан и защищает их интересы. Позволит работать нашим предприятиям, обеспечивая качественной продукцией своего покупателя. Он также сказал, что за 25 лет удалось выработать механизм, порядок и нормативно-применительную практику, благодаря которым уровень защиты прав потребителей сейчас находится на высочайшем уровне.
Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»
«Хлебный экстремист»
Генеральный директор группы компаний «Титан» Вадим Бредний посетовал, что некоторые жители Бурятии злоупотребляют своими правами и пытаются с помощью жалоб во всевозможные инстанции «давить» на предпринимателей. Так, один из жильцов дома, в котором находится хлебопекарня, решил, что ему мешает запах хлеба в квартире, и стал обращаться во все надзорные ведомства. Сотрудники хлебопекарни не раз предлагали чувствительному мужчине установить двери и окна за счет компании, но тот постоянно отказывается.
– В конце концов, нам пришло предписание убрать мини-пекарню, – рассказал он.
По словам Вадима Бредний, эта пекарня обеспечивает свежим хлебом тысячи горожан. Предприниматель даже предположил, что подобные случаи могут быть проделками недобросовестных конкурентов.
То, что в последнее время потребители-«экстремисты» стали злоупотреблять своими правами, отметила и руководитель УФАС по Бурятии Елизавета Потапова. Глава республиканского Роспотребнадзора Сергей Ханхареев заверил, что такие случаи выявляются и его ведомством.
Между тем, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Николай Зайцев отметил, что закон о защите прав потребителей за 25 лет помог убрать с рынка недобросовестных бизнесменов, которые ставят во главу угла только прибыль, наживаясь на некачественных товарах и услугах.
Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»
– У такого предпринимателя заведомо нет будущего, – уверен Николай Зайцев.
Он также отметил, что нельзя разделять бизнесмена и клиента на две разные категории.
– Не нужно думать, что мы находимся в двух противоположных окопах. Мы – потребители товаров и услуг, – объяснил исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии.
По его словам, за последние два года у бизнесменов республики практически исчезли претензии и вопросы к Роспотребнадзору.
– Проверок только меньше надо, – отметил Николай Зайцев. – Я думаю, мы эту проблему совместно с Роспотребнадзором решим.
Тема «потребительского экстремизма» уже не впервые поднимается бурятскими предпринимателями. В октябре 2015 года эти вопросы стали предметом обсуждения на «круглом столе» в Народном Хурале.
Тогда президент Торгово-промышленной палаты Бурятии Игорь Зураев озвучил позицию предпринимателей: клиент не всегда прав.
– К сожалению, в защиту предпринимателей мало высказываний. На данный момент термин «потребительский экстремизм» практически отсутствует в юридической и справочной литературе. Это понятие встречается только в изданиях, ориентированных на предпринимателей, – сообщил Игорь Зураев.
Тысячи жалоб
Жалобы на потребительский экстремизм пока единичны, а вот обращений на некачественные товары и услуги – тысячи. Только за 2016 год в управление Роспотребнадзора по Бурятии поступило шесть тысяч жалоб.
– Сегодня сфера услуг расширяется, это и финансовые услуги, туризм, связь, транспорт и много другое. В последнее время стала очень актуальной тема интернет-услуг. В предыдущие два года таких обращений не было вообще. Но сейчас они появляются все чаще, – рассказала заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Бурятии Елена Кузьмина.
Автор: Анна Огородник
Описание: заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Бурятии Елена Кузьмина
Она отметила, что ведомство готово помочь людям не только консультацией, но и при необходимости отстаивать права потребителя в суде.
– С каждым годом увеличивается количество исков, поданных в защиту прав потребителей. В прошлом году в пользу наших потребителей по заявлениям Роспотребнадзора взыскали около 10 млн рублей, – рассказала замруководителя ведомства.
За 25 лет существования закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор научился бороться с недобросовестными поставщиками. Однако сейчас перед ведомством встают новые задачи: защитить интернет-покупателей от недобросовестных продавцов и не дать в обиду предпринимателей, страдающих от «потребительского экстремизма».
Автор: Анна Огородник
Описание: На совещании, посвященном 25-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»