Председатель Комитета Народного Хурала РБ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Александр Попов:
- Бюджет Бурятии 2015 года будет более напряженный, чем бюджет текущего года. И он принимается в непростых экономических и политических условиях. В связи с дефицитом бюджетных средств приоритетом является финансовое обеспечение социальных обязательств. Так, согласно законопроекту «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», доля разделов «образование», «здравоохранение» и «социальная политика» составляет две трети от общих расходов бюджета. Вместе с тем, доля раздела «национальная экономика» составляет всего 8,5 процента, из них на сельскохозяйственное производство приходится 1,2 процента.
Мы поддерживаем социальную направленность бюджета, но нас, членов профильного комитета, волнует развитие АПК. Недавно мы участвовали в заседании Совета при Полномочном представителе Президента России в СФО, где речь шла не только о производстве продуктов питания, но и о развитии села в целом. В условиях ограничения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия аграрии надеются получить дополнительные стимулы для развития сельского хозяйства. Однако, несмотря на то, что импорт уменьшен, в частности, молока в 4 раза, мяса – в 3 раза, аграрии не почувствовали повышенного внимания. И есть опасения, что импортозамещение пройдет путем замены одних на другие. Это касается и нашей республики, которая в значительной степени зависит от ввоза сельхозпродукции и продовольствия.
Если говорить в цифрах, то в настоящее время республика обеспечивает себя продукцией собственного производства по мясу только на половину от уровня потребления (49,6 процента), по молоку – на две трети (67,5 процента), по яйцам и рыбе – только на треть (35,4 и 33 процента соответственно). Это с учетом производства в ЛПХ и фермерских хозяйствах.
Более благополучная ситуация у нас в республике с обеспеченностью овощами и картофелем. По овощам мы закрываем потребление на 90 процентов, по картофелю – на 104 процента.
Конечно, для решения поставленной задачи – обеспечения населения Бурятии продуктами питания собственного производства – необходим соответствующий уровень финансирования. К сожалению, даже в первом чтении федерального бюджета на программу развития АПК России заложили на три миллиарда рублей меньше, чем в прошлом году.
Основные получатели господдержки в республике – это крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, при этом 30 процентов от общей суммы государственной помощи приходится на 6 организаций. Доля фермерских хозяйств составляет 16 процентов от общего объема господдержки, доля личных подсобных хозяйств – 3 процента. При этом около 75 процентов объема произведённой сельскохозяйственной продукции приходится на малые формы хозяйствования. Следует отметить, что крупные предприятия не решают проблему развития сельской территории. Поэтому поддержка мелкотоварного производства должна стать у нас приоритетным направлением. Кстати, в Сибири около 6000 сел, где вообще проблематично развитие крупного агробизнеса.
Вообще, применительно к субъектам России понятие «продовольственная безопасность» не используется. Сейчас важным становится вопрос: как поддержать 40 процентов населения, проживающего в сельской местности, обеспечить их занятость, уменьшить проблему миграции, самоволок, растущей урбанизации, ибо к этому город не готов.