Общество 12 фев 2025 1111

Обращение дочери первого президента Бурятии Леонида Потапова

© фото: Из архива семьи Потаповых

Уважаемые Друзья!

Меня зовут Татьяна Леонидовна Потапова, я дочь Леонида Васильевича Потапова, первого трижды всенародно избранного Президента Республики Бурятия. Долгое время жила и трудилась во Владивостоке. После смерти отца уволилась с работы и вернулась домой в Бурятию, чтобы быть рядом с мамой. 

Пожив здесь два года пришла к мысли, что моим долгом и долгом жителей республики, является сохранение памяти о людях и их делах, кто с полной отдачей и осознанием своей ответственности трудился в тяжелое время становления Бурятии после разрушения Советского союза. А значит и сохранение памяти о моем отце, как политике, руководителе, ученом, человеке, который всю свою сознательную жизнь без остатка посвятил родной Республике, и умер у себя на Родине в Бурятии.

12 ноября 2024 создана АНО Центр проектных инициатив имени первого президента республики Бурятия Леонида Потапова, деятельность которого направлена на то, чтобы с именем первого президента ассоциировались такие понятия, как патриотизм, прогрессивность, согласие, профессионализм, традиционные ценности, командная работа, целеустремленность, порядочность. открытость. Все наши проекты так или иначе будут отражать, подтверждать или быть созвучными этой цели. Сопутствующей целью, но не подчиненной, является доведение достоверной информации о событиях той эпохи, особенно о 90-х и о людях того времени.

Мемориальная направленность - только часть нашей работы, мы планируем уделять большое внимание проектам для молодежи. Мероприятия будем посвящать тому или иному событию, людям, в том числе Л. Потапову. Мы хотим, чтобы именно у молодежи в первую очередь были такие ассоциации, про которые я говорила.

Если кто-то хочет помочь в нашей работе, можно обратиться по телефону и по электронной почте.  Для меня важны любые материалы, фотографии, рассказы о ситуациях, которые запомнились.

Для связи даю свои контактные данные. Мой телефон

 +79147916961,

PotapovaTL@yandex.ru,

ТГ - https://t.me/TatianaPotapova

Воспоминания о нашем отце

В нашей семье было негласно установлено разделение «властей», папа был законодательной властью, мама – исполнительной. Поэтому Папа вмешивался в наше воспитание очень редко, только когда «исполнительная власть» исчерпывала все свои методы и инструменты. Отец тогда разговаривал с нами один на один, никогда не кричал, но говорил тихим и низким голосом, который действовал безотказно, и таких разговоров было очень мало, потому что не уважать его и не слушаться было невозможно.

У Отца была уникальная интуиция на людей, он мог предвидеть ситуации и события, Бог ему помогал во всем, потому что он был честный, искренний человек и очень любил людей.

Мы помним своего Отца с глубокого детства, каждый вечер в нашей квартире повторялось одно и то же: когда он приходил с работы, мы бежали к нему, и он меня и Алексея подкидывал вверх и кружил, я этого момента всегда ждала.

Отец брал меня с собой, когда бегал на лыжах по выходным дням. А одно время, достаточно долго оно длилось, когда он приходил с работы, обычно это было около 21 часа, заходил домой, брал меня, и мы гуляли в лесу в районе Аршана около часа быстрым шагом. Во время таких прогулок он обычно молчал, что-то тщательно обдумывая, и не слышал моих вопросов, и тогда я понимала, что его нельзя донимать вопросами и нужно молчать в такие моменты. А иногда он на ходу задавал мне небольшие логические загадки и задачки, которые можно было решить устно.

Отец не переносил пьяных и ругавшихся матом людей, особенно если это были молодые ребята, никогда не проходил мимо и делал замечания, а мне всегда было страшно за него. Во дворе дома на Октябрьской, 9, в котором мы жили до момента, когда папа с мамой уехали в Туркмению, молодые ребята его уважали и побаивались.

Однажды к нам домой вечером пришел руководитель нашего школьного ансамбля, взрослый человек, он был в то время руководителем художественной самодеятельности в Доме культуры, недалеко от ж/д вокзала в Улан-Удэ. Родители в начале 9-го класса запретили мне посещать репетиции школьного вокально-инструментального ансамбля, мотивируя это тем, что мне нужно было усилить свою подготовку к поступлению в вуз, а я решила поступать в 17 Воспоминания о нашем отце НГУ (Новосибирск). Когда с руководителем обсуждали варианты решения проблемы моего посещения репетиций, то я сказала, что есть единственная возможность ее решить – поговорить лично с моим Отцом. Когда он пришел, Отец работал за своим столом в кабинете. Александр (так звали нашего руководителя) попросил, чтобы мне разрешили заниматься в школьном ансамбле, так как наша группа была очень перспективной, и мы выиграли республиканский конкурс среди вокально-инструментальных ансамблей. Отец занимался за столом и после того, как Александр изложил свою просьбу, он развернулся и в ответ сказал только одно слово «нет». Потом, когда я сама стала взрослой, и у меня появился свой ребенок, я поняла причину такой реакции Отца, просто обсуждать было нечего: судьба его ребенка не обсуждается с посторонними людьми.

Туркмения. Кушка, на горе крест - самая южная точка России. Слева направо - супруга главного эпидемиолога, все бойцы выходившие из Афгана были больны гепатитом, дочь Татьяна, сын Алексей, Леонид Васильевич Потапов, глава Кушки и водитель Хаджа

Отец любил все делать вовремя и требовал этого не только от своих подчиненных, но и от домочадцев. Если он говорил, что приедет в 14.00 (например) за нами, чтобы куда-то ехать на выходных, то мы уже в 13.50 были готовыми, и он не опаздывал никогда. Я была на студенческих каникулах в Улан-Удэ, мы праздновали 50-летие Отца, и я сама наблюдала, что все приглашенные гости пришли вовремя, а Лев Павлович Табалаев пошутил, что лучше прийти пораньше, а то Леонид Васильевич закроет дверь на замок в назначенный час и никого не пустит к себе. Этому правилу – приходить, приезжать вовремя и вовремя начинать и заканчивать совещания – я старалась следовать всю жизнь и в личных делах, и на работе.

Когда Отец приезжал из командировки, то всегда привозил мне в подарок что-нибудь познавательное – конструкторы разных типов, книги, пластинки с классической музыкой и операми (я занималась в музыкальной школе). Но если моя тетя из г. Жуковский Московской области передавала нам какие-нибудь вкусные гостинцы, то очень часто они до нас не доезжали, папа отдавал их кому-нибудь из Бурятии по дороге.

Однажды Отец был на каком-то совещании или конференции в другом регионе, и там всем участникам подарили маленькие пылесосы для автомобиля. Отец подумал, что это фен для сушки волос и с радостью вручил его нашей маме, мы потом долго смеялись, вспоминая этот случай. Он был далек от быта, и все заботы о доме 18 Татьяна и Алексей Потаповы брала на себя мама. Иногда он забывал, в каком классе я учусь, при гостях подзывал меня и спрашивал: – Таня, в каком ты классе учишься?

Он никогда не подвозил нас с братом на машине к школе, не устраивал нашу карьеру, но у нас, его детей, было одно неоспоримое преимущество: он мог дать вовремя очень ценный совет, наставление или дельное предложение. Иногда, когда мы задавали свой вопрос, он говорил, что мы не разобрались сами в своем вопросе, и нам нужно получше его изучить, собрать информацию, подумать, после чего, говорил он, мы вернемся к обсуждению того, что нужно и можно сделать.

Леонид Васильевич с дочерью Татьяной

Нас всегда поражала сила его духа и воли, если он был в чем-то уверен, он ничего и никого не боялся, а делал то, что считал необходимым, если даже это многим казалось ошибкой. Огромная природная интуиция не позволяла ему ошибаться в людях, мы в этом убеждались много раз. Про его работоспособность, настойчивость, честность и неподкупность ходили легенды, в том числе и в Туркмении, мы с братом это сами наблюдали. А когда он готовился к важному выступлению, то громко прочитывал текст, выбирая темп и правильные акценты, и делал это, закрываясь в комнате. Я, работая в Администрации Приморского края, стала так же готовиться к выступлениям, тщательно проговаривая все слова и выбирая темп речи.

Наш Отец был духовным стержнем для всей большой семьи Потаповых, его братьев, сестер, их домочадцев и детей, не говоря уже о нас, его семье. Его сила, уверенность в том, что он говорил, что он делал и собирался делать, творили чудеса, придавали силы, и его родные часто приезжали к нему за советом к нам домой.

Когда его не стало, мы все потеряли эту надежную опору, его любовь, какую-то платформу, на которой все зиждилось.

Татьяна и Алексей Потаповы

Фото: Из архива семьи Потаповых