«Монгол» – ежегодный, обязательный цикл молебнов в каждой семье.
Он начинается с поклонения духу, живущему в доме, и духу двора. Сохранился этот обряд благодаря алужинским бурятам.
Существуют две версии происхождения «Монгола». Одна повествует о том, что когда-то монголы-шаманы, гонимые приверженцами буддизма, нашли приют на священном Ольхоне. В дальнейшем потомки этих шаманов расселились на территории нынешних Эхирит-Булагатских и Баяндаевских земель.
Согласно второй версии давным-давно на берегу Байкала жили тунгусы, якуты и хамниганы. Сын Бугдэхана по пути на войну с ними, на берегу Байкала совершил обряд прародительнице красавице Мараалхе (гое Мараалха – тёёдэй). В то время он встретился с Буха-ноеном и попросил у него помощи.
- Буха-ноен согласился помочь, и бурят-монголы, объединившись, прогнали якутов и тунгусов на север, заявляя, что они должны жить на севере в холодном краю «шандаган сагаан дайдые эжэлхэт». От этих народов остались престарелые, немощные старики, желающие оставить свои кости в родных местах, «тоонто дээрэ», где родились. Впоследствии их духи стали просить угощения. Видимо, оставшиеся старики были не простые люди, а шаманы, заяаны. И многие из них были кровными родственниками бурятам, т.е. монголоязычным народам. Молебен в их честь назван «Yтэгэйн бурхан» – «Хозяин усадьбы», - рассказала в своей книге учитель истории Алужинской средней школы Эхирит-Булагатского района Татьяна Андреева.
Фото: Петр Бардаханов