"Религия за последнее столетие прошла в научном видении путь от секуляризации и маргинализации до десекуляризации и постсекулярности. Термин «постсекулярность» возник и получил содержательное наполнение во второй половине ХХ в. и связан с пересмотром теоретической рамки секуляризации, в призме которой значимость религии в обществе сокращается. Напротив, религия играет важную роль в публичном пространстве и во многих обществах либеральная модель секуляризации, предполагающая разделение церкви и государства, больше не работает. Одним из составляющих процесса формирования постсекулярного общества стал крах социалистической системы и образовавшийся идеологический вакуум, создавшие условия для усиления роли религии и проникновения ее во все сферы общественного устройства в постсоциалистических странах. Государственные и религиозные сообщества в этих условиях стали выстраивать свои взаимодействия по новому, что актуализирует анализ этих процессов, для понимания и оценки религиозной и общественно-политической ситуации, а самое главное – для определения прогнозных перспектив общественно-политического развития в конкретном обществе. Обозначенные тенденции повышают значимость осмысления феномена религии в современных условиях и понимания роли религиозного фактора в социально-политических процессах. Актуальная рефлексия политической системы российского общества о религии официально позиционирует признание вклада христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий исторического и духовного наследия России в формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, «общих для верующих и неверующих граждан российского общества». В контексте происходящего разворота российской политической системы в сторону сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей особое звучание приобретает тема общественного участия и гражданской организационной активности традиционных религий России.
Буддизм в России за последние тридцать лет также прошел сложный путь возрождения и реинституционализации в новых общественно-политических и социально-экономических условиях. Эти процессы с позиций социологии и политологии исследует научный коллектив при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Традиционный буддизм, постсекулярность и общественно-политические процессы в России и Монголии».
Я, как исследователь-социолог, изучающий современное развитие буддизма Бурятии, не мог пройти мимо знакового явления – новой книги известного журналиста и писателя Александра Махачкеева «Хамбо лама – человек-ураган», которая посвящена деятельности XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Она представляет собой результаты многолетних скрупулёзных наблюдений журналиста, то оказывающегося в самой гуще событий вокруг «Атласа тибетской медицины», то ведущего многочасовые неспешные беседы с Пандито Хамбо ламой. Как пишет автор: «Писать о Хамбо ламе Дамбе Аюшееве, уникальном религиозном деятеле и уникальном человеке, непросто. Даже очень непросто. Нужно сохранить объективность и критичность своих суждений…» Это не первая книга Александра Махачкеева о Пандито Хамбо ламе, из-под его пера вышли книги «Хамбо лама. Мысли наедине», «250 лет институту Пандито Хамбо лам», «260 лет институту Пандито Хамбо лам» и большое число газетных материалов, лишь часть из которых была использована в новой книге. Можно констатировать, что автор сумел остаться на позиции наблюдателя и написать цельный портрет XXIV Пандито Хамбо-ламы.
Композиция портрета-книги построена вокруг нескольких ключевых тем, охватывающих большой тридцатилетний период и выписывающих контекст событий, людей и процессов, на фоне которых автор выпукло рисует характер своего персонажа. Я предлагаю назвать эти темы этюдами.
Этюд первый. Политик.
Многие читатели, особенно из числа молодежи, возможно, уже подзабыли бурные процессы возрождения буддизма в девяностые годы двадцатого века. В 1995 году на пост Пандито Хамбо ламы был избран Дамба Аюшеев, шэрээтэ лама Мурочинского дацана. После этого были бурные дебаты внутри сангхи, получившие отражение в прессе, конфликт вокруг вывоза Атласа тибетской медицины, создание большого числа буддийских общин, не входивших в Буддийскую традиционную сангху России. Об этих событиях автор пишет как очевидец, резко меняя ракурсы с неспешного общего плана расстановки сил среди духовенства на быстрый репортажный жанр политического детектива.
Еще один компонент в этом этюде – политический анализ композиции Президент России и Пандито Хамбо лама. В этой части автор отмечает поддержку федеральной власти Пандито Хамбо ламы как представителя российских буддистов, патриота-государственника и приверженца принципов автокефалии буддийской церкви России, не находящегося под влиянием иностранных буддийских лидеров Индии и Китая. Как писал сам Пандито Хамбо лама: «Главным источником обширнейших знаний и могущественной силы для преданных своему народу Пандито Хамбо лам, служили родные просторы Бурятии! А сами они служили и служат высшей государственной власти – императорам Российской империи в прошлом и ныне – президентам Российской Федерации».[1]
Автор также считает, что кроме внутрибуддийской и внутренней российской политики, в современных условиях у бурятских буддистов, как части тибето-монгольской цивилизации, есть глобальные геополитические угрозы. Анализируя их, он приходит к выводу, что «гарантия безопасности от этих угроз – сильное российской государство, но и сам бурятский буддизм должен быть динамичной, сильной и единой конфессией, чтобы противостоять различным угрозам».
Вывод автора в этом этюде – «Время показало, что избрание Дамбы Аюшеева было объективным и верным решением. В результате этого кадровая чехарда завершилась, а ситуация в Сангхе стабилизировалась на долгие годы».
Этюд второй. Визионер.
Значительную часть композиции книги занимает анализ социальных проектов Сангхи. В своих социальных проектах, целью которых декларируется возрождение бурятских традиций, языка и культуры, Сангха опирается на сеть дацанов и их приходов. Одним из наиболее известных ее проектов стала «Социальная отара», замысел которой возник в 2009 году, а начало реализации было положено в 2012 году[2]. В его реализации Пандито Хамбо-лама связывает благосостояние сельских бурятских жителей с традиционным хозяйством и сохранением бурятского этноса. Более того, он выступает в «качестве средства восстановления связи с глубоким прошлым и отказа от советского наследия»[3].
«Моя задача – раздавать людям этих баранов. Если мы доведем их число до миллиона, тогда мы будем хорошо жить. Вот молодая семья создалась – отдаем им сразу 130 баранов. Но через пять лет эти молодожены должны что? Селу поставить 50 голов»[4].
Как пишет Александр Махачкеев: «Главная цель проекта - это возрождение традиционного скотоводства у бурят и закрепление их на селе. Но, вот беда, после распада СССР, никак не может прийти в себя сельское хозяйство. Население, оставшееся без работы, денег и перспектив, массово переселяется в города. Дацаны остались без прихожан, и Хамбо-лама понял, что: «Голодный бурят не думает о Будде»[5]. Традиционное овцеводство видится едва ли не единственной возможной отправной точкой развития экономики сельских территорий.
Интересно, что в этом и подобных проектах, связанных с распределением экономических ресурсов, БТСР становится в некотором смысле «альтернативой» государству, предлагая свои проекты развития общества, культуры и экономики и подвергая при этом подчас острой критике региональные и местные органы власти. Вместе с тем, довольно ограниченные ресурсы буддийских сообществ не позволяют им в полной мере решить острые социальные проблемы.
Вывод автора в этом этюде – «XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамба Аюшеев смог превратить Сангху в ведущий институт бурятского народа. Под его руководством после развала СССР Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она проявила свои наилучшие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ».
Этюд третий. Священнослужитель.
Автор приводит цитату: «Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели – помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…» В ней, как мне кажется, выражен честный и цельный взгляд человека, не отрешенно взирающего на мир с горной вершины отшельника, а деятельного, ищущего и готового взять ответственность. Эта черта – ответственность стала ключевым штрихом портрета «человека-урагана». Насколько вообще возможен вариант невмешательства Сангхи в светскую жизнь? Автор приходит к выводу, что никогда, поскольку Сангха в уставном порядке декларирует поддержку населения, соответственно, всегда будет участвовать в социально-экономической жизни бурятского общества. Я согласен с Александром Виссарионовичем, поскольку, несмотря на то, что буддизм зачастую видится как религия «не от мира сего», в действительности, он всегда развивался в конкретных общественно-политических и социально-экономических условиях.
Значительное место автор отводит описанию роли феномена Пандито Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова в возрождении буддизма Бурятии и его связи с нынешним Пандито Хамбо ламой. Сегодня стало общепризнанным огромное значение обретения Нетленного тела Пандито Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова, о нем снимаются фильмы и репортажи, к нему стекаются тысячи паломников из разных стран, включая визиты Президентов России. Но в 2002 году, когда решался вопрос о дальнейших действиях, было много противников его подъема, как среди духовенства, так и среди мирян. И здесь Александр Махачкеев вновь встает на позицию репортера и дает читателю возможность самому решать, чему и как верить. Он предоставляет факты и рассуждает без однозначной трактовки, но приводит целую палитру собственных наблюдений того, как послания Итигэлова принимаются и комментируются. Единственная оценка его как автора заключается в признании ответственности Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, по его собственному признанию ставшего «охранником Итигэлова».
В заключение можно сказать, что Александр Махачкеев в своей книге подводит некоторые промежуточные итоги деятельности Пандито Хамбо ламы. Он видит несколько слагаемых его успеха, в сравнении с еще одним выдающимся религиозным деятелем истории Бурятии – V Пандито Хамбо ламой Данзаном Гываном Ешижамсуевым, также правившим тридцать лет с 1809 по 1839 год. В период «золотого века» бурятского буддизма, в девятнадцатом веке, Хамбо ламы представляли не только духовную, но и светскую власть у бурят Забайкалья, опиравшуюся на многолюдные монастыри, сосредоточившие огромные людские, интеллектуальные и материальные ресурсы.
Александр Махачкеев пишет: «Если суммировать то, чем занимается сегодня Хамбо лама Дамба Аюшеев – это отчаянная попытка повернуть время вспять, в эпоху «золотого века». Это возрождение дацанов, национальных видов спорта, бурятского языка, аборигенного скота и в целом дореволюционного образа жизни бурятских скотоводов, а также таежных охотников и байкальских рыбаков». Это мифологическое идеализированное прошлое невозможно вернуть, но, как считает автор, ключевые идеи того времени можно и нужно использовать.
Можно с уверенностью сказать, что книга Александра Махачкеева «Хамбо лама – человек-ураган» создает цельный портрет XХIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева как продолжателя дела своих предшественников".
Тимур Бадмацыренов
доктор социологических наук, доцент,
заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова,
главный редактор журнала «Восточный вектор: история, общество, государство»,
Председатель комиссии Общественной палаты Республики Бурятия
[1] 250 лет институту Пандито Хамбо лам / авт. – сост. А. В. Махачкеев. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2014. – С. 5.
[2] Социальная отара Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева появилась в Еравне и Кижинге. (Дата публикации 18.12.2013). // ARD: портал деловой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asiarussia.ru/news/1358/ (дата обращения: 21.07.2022)
[3] Йонутите К. «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. №1 (38). С. 107.
[4] Так говорит Хамбо-лама. (Дата публикации 16.05.2013). // Эксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2013/19/tak-govorit-hambo-lama/ (дата обращения: 21.07.2022)
[5] Хамбо лама: «Голодный бурят не думает о Будде» (Дата публикации 4.05.2017). // ARD: портал деловой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asiarussia.ru/news/16132/ (дата обращения: 21.07.2022)
Фото: предоставлено Буддийской традиционной Сангхой России








