Общество 1 янв 1970 7495

​Снайперы Бурятии: с каждым выстрелом ближе Победа

Фашисты боялись их как огня. «Русские – что-то ужасное, и от них никуда не скрыться», - сообщал в письме домой о советских снайперах один из немец­ких солдат. А бояться им было чего: почти каждая пуля мастера меткого огня с красной звездочкой на пилот­ке точно ложилась в цель. Только легендарный Жамбал Тулаев и его ученики уничтожили около 1,5 ты­сячи немцев, сообщает газета «Бурятия».

«Его дела запомнят навсегда, изо­браженье отольют из меди», - пред­сказывал послевоенную жизнь Жам­бала Ешеевича фронтовой поэт. Так и вышло. Сегодня о бесстрашном баторе Тункинской долины, за голову которо­го гитлеровцы предлагали миллион рейхсмарок, знают повсеместно. На слуху и имена других наших отваж­ных истребителей врагов - Никифора Афанасьева, Цырендаши Доржиева, Арсения Етобаева, Гармы Балтыро­ва (ошибочно Болтырева). О других бурятских снайперах, к сожалению, в наши дни редко упоминают, их имена практически не вносят в списки луч­ших снайперов ВОВ.

Забытые мэргэны Победы

Один из таких не заслуженно за­бытых метких фронтовиков – Гаврил Лебедев, уроженец Мухоршибирского района. Гаврил Борисович, по уточ­ненным данным, из винтовки (№ 3757) произвел 67 точных выстрелов и отличился как искусный мастер снайперской «бутафории». Скупые, но точно описывающие фронтовой под­виг, слова из его наградного листа (на­гражден орденом Красного Знамени) подтверждают героизм и мужество мэргэна Победы: «Являясь снайпером, беспощадно уничтожающим гитле­ровских захватчиков, товарищ Ле­бедев за период с 22 ноября 1942 по 3 февраля 1943 года уничтожил 23 фрица».

Один из самых известных снайперов Сталинградской битвы Гарма Балтыров

Если о земляке Героя Советского Союза Жамбала Тулаева - Буде Галса­нове в Тунке еще помнят, то об уро­женце села Жемчуг (или Охор Шибирь) Марха Аюшееве, увы, подзабыли. Не­сколько дней назад удалось устано­вить: Марха Лопсонович (по фронто­вым документам Марк Лансонович и Марха Лойсонович) погиб 5 октября 1943 года. Выяснилось, что он служил снайпером роты автоматчиков 707-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии 31-й армии. 12 июля 1943 года командир полка Рязанов пред­ставил его к ордену Красной Звезды. Награду ныне забытый «искусный снайпер, смелый, инициативный» по­лучил в августе 1943–го за то, что «за период январь-июнь месяцы уничто­жил 59 гитлеровцев, неоднократно участвовал в рукопашных схватках с врагом, в результате чего получил два боевых ранения». Сегодня мало кто знает другого тункинского снайпера Андрея Нефедьева, который тоже, об­ладая недюжинной физической силой, истреблял врагов и в рукопашных схватках. О доблести выходца из тун­кинского села Саган-Нур лучше всяких слов говорят две его награды – орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

Драматична судьба джидинского «охотника на фрицев» Константина Доржиева. В одной из снайперских ду­элей зимой 1943 года у реки Висла в Польше его тяжело ранили в голо­ву. Домой в родной Верхний Ичётуй Константин Самбуевич после трех лет лечения в госпиталях вернулся инва­лидом первой группы. Но все же по­бедила недюжинная воля. И любовь, большая и чистая. Храброго и силь­ного духом снайпера дождалась с во­йны девушка по имени Цырен-Дулма. В 1949 году Доржиевы «всем смертям назло» сыграли свадьбу и справили новоселье в просторном доме.

Земляки поговаривают: Констан­тин Доржиев решил непременно стать снайпером после того, как уз­нал о гибели «мастера точного огня» Жимбэ Пагбаева, которого за предела­ми его малой родины мало кто знает. А ведь 3 октября 1942 года снайпер 4-го эскадрона 12-го кавалерийского полка 3-й гвардейской кавалерийской диви­зии был награжден орденом Красного Знамени. Из наградного листа: «Това­рищ Пагбаев, являясь отличным снай­пером, 8.8.42 из своей снайперской винтовки уничтожил 15 фашистов. 9.8.42 г. под д.Колокольня из автомата тов. Пагбаев уничтожил около 10 фа­шистов и 2 фашистских солдата унич­тожил в рукопашной схватке».

Попал в пекло войны

До недавней поры оставались не­известными подвиги снайпера-бурята, уроженца Забайкальского края (при­зывался Петровско-Забайкальским РВК) Шагдыра Кулырова. Из наград­ного листа героя следует, что стре­лок-снайпер 529-го стрелкового полка 163-й стрелковой дивизии был пред­ставлен (16.07.42 г.) к ордену Крас­ного Знамени. Но (это случалось на войне крайне редко) получил более высокую награду - орден Ленина. По­служной боевой список снайпера Ку­лырова, который без вести пропал в 1942 году, составляет более 90 истре­бленных фашистов.

Через два года после Победы запо­здалая награда - орден Отечествен­ной войны II степени – нашла урожен­ца Кяхтинского района Иннокентия Игумнова. Еще один редко упоминае­мый бурятский снайпер получил его за то, что в 1944-м совершил несколь­ко подвигов: в бою под населенным пунктом Казаки, южнее Витебска, лично истребил трех немецких снай­перов, а через несколько дней подавил пулеметную точку противника.

Восемнадцатилетним пареньком по окончании 25-й Нижнеудинской снайперской школы попал в 136-й отдельный лыжный батальон второ­го Белорусского фронта бичурянин Георгий Белых. Снайпер-разведчик оказался в самом пекле сражений – под Витебском. Георгий Калистрато­вич вернулся домой с орденом Славы III степени и двумя медалями «За от­вагу».


Ту же знаменитую «двадцать пя­тую» школу окончили несколько де­сятков наших земляков, в том числе почетный мастер спорта СССР по пуле­вой стрельбе Иван Бардамов и кавалер трех орденов Славы Ананий Никитин.

Один из самых талантливых учени­ков Жамбала Тулаева – уроженец села Аргада Курумканского района Доржи Ухинов. По неподтвержденным дан­ным, Доржи Цыремпилович, который служил в одном взводе с наставником, истребил 193 гитлеровца. Пока не из­вестно, каких орденов удостоен воспи­танник Жамбала Тулаева. Но недавно удалось найти его наградной лист на медаль «За боевые заслуги». Как отме­чено во фронтовом документе, Доржи Ухинов с 20 мая по 31 июля 1942 года, «выдвигаясь за передний край пол­ковой обороны перед деревней Мед­никово, уничтожил 36 гитлеровцев». Пропал без вести в конце февраля 1943-го в районе деревни Старое Ра­мушево Ленинградской области.

Что касается других учеников Жамбала Тулаева, то в нескольких источниках их фамилии искажены – «Ананий Гынеев, Дмитрий Загноев, Баной Ербоев». На самом же деле это Ананий Гинеев, Дмитрий Загинаев, Банай Ербаев. Согласно Книги памяти Бурятии, Банай Ербаев погиб смертью храбрых 16 февраля 1943 года и по­хоронен в Ленинграде. Однако из до­несения о потерях следует: первичное место захоронения фронтовика – де­ревня Горбы Ленинградской области. А для Анания Гинеева, судя по всему, его фронтовая «профессия» снайпера не была основной. Он отличился как храбрый разведчик, который в составе легендарного батальона Степана Не­устроева водружал знамя Победы над поверженным рейхстагом. О том, как сложилась судьба воспитанника Тула­ева – Дондока Будаева пока ничего не известно.

На «охоту» выходили девушки

Наряду с мужчинами на передо­вой чудеса отваги и мужества демон­стрировали женщины-снайперы. По моим подсчетам, более 10 бурятских женщин - мастеров сверхточного огня из снайперской винтовки сражались на фронтах ВОВ. Это Татьяна Попо­ва, Екатерина Волосатова (Филиппо­ва), Матрена Томсон, Ираида (Ирина) Таюрская, Валентина Астраханцева, Татьяна Брянская (Михалева), Клёра (Клара) Карпенко, Антонина Гузель, Валентина Бабученко (Усольцева), Елена Иванова (Трифонова).

Уроженка Тункинского района Та­тьяна Яковлевна Попова на фронте сражалась снайпером снайперской роты (10-я гвардейская армия). На­граждена знаком «Снайпер», медалью «За боевые заслуги» - за то, что в боях в районе латвийской деревни Пурвини в декабре 1943 года уничтожила пять немцев. Там же, в том же бою отличи­лась 18-летняя Ираида Таюрская (ро­дилась в селе Средний Убукун Селен­гинского района), также получившая медаль «За боевые заслуги». Ираида Таюрская – выпускница легендарной Центральной женской школы снай­перской подготовки (ЦЖШСП), кото­рая базировалась в подмосковном По­дольске. Эту школу окончили Полина Брянская, Клёра Карпенко, награжден­ная орденом Красной Звезды, и дру­гие бурятские фронтовички.

На днях нашелся еще один уникаль­ный документ времен ВОВ. Он свиде­тельствует: уроженка села Ганзурино Иволгинского района Матрена Томсон за подвиг в годы войны была награж­дена медалью «За отвагу». В мае 1945 года в бою у населенного пункта Бела она уничтожила немецкого офицера, а в бою у безымянной высоты – двух солдат.

Во время поиска наших снайперов я предполагал, что на фронтах ВОВ били врага и девушки-снайперы бурятской национальности. Не так давно удалось найти фронтовые документы, кото­рые подтвердили мои предположения. Сначала нашелся наградной лист на фронтовичку Валентину Магзолову (возможно, Могзолову). Валентина Аю­шеевна, родившаяся в Аларском районе Иркутской области, призывалась Се­ленгинским РВК. Она воевала в составе 714-го стрелкового полка 395-й диви­зии. Награждена медалью «За отвагу»: в мае 1945 года в районе реки Нейсе истребила семь немецких солдат. Была ранена, но вернулась в строй. Удиви­тельно, но в том же подразделении приближала Победу и уроженка села Тамча (или Ехэ-Цаган) Селенгинско­го района младший сержант, снайпер роты автоматчиков Цырен-Дулма До­ржиева. 26 марта 1945 года, согласно представлению к награде, Цырен-Дул­ма Лубсановна «будучи «на охоте» мет­ким огнем уничтожила пять немецких солдат», а после выполнения боевого задания была сражена «пулей враже­ского снайпера». Награждена орденом Отечественной войны II степени. По­смертно. Девушке был всего 21 год…

Справка

Самые известные бурятские снайперы – Герои Советского Союза Жамбал Тулаев и Никифор Афанасьев. Орденами Ленина награждены Цырендаши Доржиев, Семен Номоконов, Арсений Етобаев и Шагдыр Кулыров. Среди наших женщин-снайперов высоких наград удостоились: ордена Красной Звезды - Клёра (Клара) Карпенко, ордена Отечественной войны II степени – Цырен-Дулма Доржиева.

На сегодня список 15 самых метких снайперов ВОВ, имеющих отношение к Бурятии, выглядит так:

1. Семён Номоконов (367 истребленных фашистов)

2. Арсений Етобаев (356)

3. Жамбал Тулаев (313)

4. Никифор Афанасьев (299)

5. Цырендаши Доржиев (270, по другим данным - 297)

6. Цыбик Цыдыпов (более 250)

7-8. Буда Галсанов и Игнат Хичибеев (более 200).

9. ДоржиУхинов (193 или 197)

10. Тогон Санжеев (186)

11. Гарма Балтыров (170)

12-13. Константин Доржиев и Чимит Цыдыпов (по 127)

14. Бато-Мунко Дамдинов (114)

15. Жимбэ Пагбаев (более 100)

Этот реестр – не константа. Боевые счета многих снайперов документально не подтверждены. Время от времени находятся новые фронтовые документы о наших снайперах.

Автор: Баясхалан ДАБАИН