«Есть такие буряты» - так определил бурят, живущих вне автономий и республики, их идеолог, забайкальский писатель Виктор Балдоржиев. Они живут во многих районах этнической Бурятии. В Иркутской области это Ольхон, Качуг, Братск, нижнеудинские, китойские, голоустинские и др. буряты. В Забайкальском крае это Ононский, Карымский, Красночикойский районы, хилокские, борзинские, угданские и др. буряты.
Они более интегрированы в окружающий их русский мир и как говорит Балдоржиев: «Это отдельное сообщество бурят, рождённых и выросших среди людей разных национальностей, впитавшие их культуру, историю, традиции, чувствующие и знающие их не только до самых глубин, но даже лучше их самих.
Несмотря на такие обстоятельства, буряты вне автономии, в большинстве своём, сохранили свою идентичность и ощущают историческую территорию бурят намного реальнее, красочнее, шире, чем население административно-территориальных регионов бурят».
Виктор Борисович по происхождению родом из Аги, но живёт в соседнем Ононском районе. В сущности, он первым осмыслил их особость и успешность. Среди забайкальцев он выделяет в первую очередь: «К бурятам вне автономии – руководителям национальных образований – можно отнести Б. Б. Жамсуева, А. С. Цыденова. Такая же ситуация складывалась иногда даже в религии: хамбо-ламы Е-Д. Шарапов, Д. Аюшеев». Список можно продолжить – это Даши Намдаков, Владимир Ешеев, Мэдэгма Доржиева и т.д.
Про ситуацию в Приангарье он высказался так: «Мало изучена деятельность иркутских бурят вне автономии, но я полагаю, что к таковым можно отнести почти всех иркутских бурят, ибо развитие их тождественно развитию бурят вне автономии, что роднит и подталкивает их друг к другу». На днях он вернулся из поездки по Иркутской области и скоро поделится свежими впечатлениями о тамошних бурятах. Поделится как на своих ресурсах, так и возможно, на ресурсах ИД «Буряад унэн». От себя же назову лишь выходцев из Ангарска – Игоря Зураева, Лазаря Бартунаева и Александра Иринчеева. Упомяну и легендарного мэра Свирска в Иркутской области Владимира Орноева. Он с 2010 года возглавляет город, русское население которого уже три раза выбирало его с результатом более чем 80% голосов.
Однако, даже имён Баира Жамсуева, Алексея Цыденова, Хамбо ламы Аюшеева и Даши Намдакова будет достаточно, чтобы сказать, что ныне нашими лидерами являются забайкальские буряты выросшие вне автономий! Выходит, наиболее пассионарных людей нам дают не округа и не республика? В книге «Агинский вираж» (2007г.) я писал: «Баир Жамсуев получил традиционное бурятское воспитание, но вырос в русском окружении. Этот гармоничный синтез двух культур в одной личности помог его успешной адаптации в элите господствующего этноса и, в конечном счете, способствовал социально-экономическому прорыву и мощному национально-культурному возрождению региона. Родившись в Агинском, свое детство он провел под Читой, в селе Колочное, а школу оканчивал на станции Домна».
Хотя в одном из интервью мой довод о причинах успеха вышеупомянутых людей, Жамсуев парировал таким образом: «А те, кого вы перечислили, ведь они стали такими успешными благодаря именно своей национальной идентичности». И далее: «Что касается меня, то, где я себя проявил? Не в Читинском районе, где вырос, а именно в Аге!»
Однако, Виктор Балдоржиев четко отделяет забайкальских бурят от агинских и бурятских бурят с присущими им национальными особенностями: «Три дня был в бурятских регионах: очень заметно, что процесс подчёркивания значимости, особенностей родов и сообществ перешёл в какую-то запредельную стадию. В общем, назад в пещеры. Бедный homo, невидимая вошь в точечке мироздания, разглагольствующая на погибель себе...»
Пассионарность бурят вне автономий не означает, что у них нет проблем. На самом деле им сложнее противостоять угрозе ассимиляции и утрате породных территорий. Так, как происходит на окраинах Иркутской области и Забайкальского края. Но, всё же пример наших лидеров показывает, что автономия не есть единственное условие для развития и сохранения народа. И тем более, его места в истории. А как считает Виктор Балдоржиев: «Такое место естественным образом остаётся за представителями бурят вне автономии». Что ж, дай то, Бог…