Экономика 15 апр 2016 974

​Добываем из недр Бурятии меньше: дело в ценах и лицензиях?

Добыча полезных ископаемых в России, в том числе и в Бурятии, сегодня во многом – реальное «наследие прошлого»: полезные ископаемые добывают на месторождениях, разведанных в основном в советское время. Однако в последние годы некоторые из местных месторождений не осваиваются. Одна из причин – внешние факторы, связанные с падением мировых цен на уголь, золото, полиметаллы и другие природные ископаемые. Другая – в том, что у добывающих предприятий приостановлено действие лицензии.

Цены и лицензии – одна сторона медали. А каковы же в целом перспективы развития недропользования на территории Бурятии? Этот вопрос обсудили в Народном Хурале РБ на «круглом столе», организованном Комитетом по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Председатель комитета Анатолий Кушнарев отмечает, несмотря на то, что государственные полномочия в сфере природных ресурсов – прерогатива федеральных органов власти, на местном уровне тоже должны думать о возможностях решения проблем.

В Бурятии выявлено порядка 700 месторождений полезных ископаемых, из них более 600 учтены государственным балансом России и территориальным балансом Бурятии.

«Недропользование – одно из трех важнейших направлений экономики Бурятии, наряду с туризмом и аграрным сектором. Оно способствует развитию экономики республики, увеличению доходной части базы районов и поселений, рабочих мест», - подчеркнул Анатолий Кушнарев.

По словам специалистаотдела геологии и лицензирования Центрсибнедра по РБ Светланы Тахановой, геологоразведочная отрасль в целом и, как следствие, воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в настоящее время находятся под воздействием негативных факторов. Это недофинансирование из федерального бюджета ранних стадий геологоразведки, низкий уровень инвестиций и инноваций, инновационной привлекательности участков недр, дефицит и старение высококвалифицированных кадров, снижение престижа профессии геолога.

Однако некоторые участки недр не осваиваются из-за приостановки лицензии.

«У Холоднинского месторождения есть лицензия, но одновременно действует постановление Правительства России о запрещенных видах деятельности в центральной экологической зоне озера Байкала. Месторождение было разведано в советские годы, тогда не было речи о запретах, - пояснила Светлана Таханова. - На Жарчихинском месторождении на два года приостановлена лицензия из-за падения цен на молибден».

Между тем глава Окинского района Баир Балданов замечает, что сегодня самая большая проблема муниципалитетов - это отсутствие информации и участия представителей муниципальных образований в процедуре лицензирования.

«Все это делается без нас. Де-факто мы узнаем, что тот или иной участок выставлен на аукцион», - сообщил он.

С таким утверждением не согласилась Светлана Таханова. По ее словам, перечень документов для участия в аукционе, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию, а также условия конкурса размещаются на официальном сайте ведомства.

Вместе с тем остаются проблемы правового и административного регулирования. Так, возникают риски экологического характера при выводе объектов недропользования из эксплуатации. Нередко остаются брошенными объекты горных работ – карьеры, отвалы, скважины. Ненадлежащая консервация или ликвидация горнодобывающих объектов и предприятий приводит к негативному влиянию на недра и окружающую среду, на безопасное проживание вблизи них.

«Основная здесь проблема в том, что обязательства недропользователей по выполнению полного комплекса ликвидационных работ надлежащим образом не подкреплены нормативной правовой базой, материально-техническим, финансовым обеспечением», - отметил Анатолий Кушнарев.

Фото Аркадия Батомункуева

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Читайте также