Культура 13 мая 2016 2054

​Молодой хормейстер Александр Саможапов покорил зрителей Бурятии своим искусством

Какое счастье совпасть с профессией, с тем, что является смыслом и существом всей твоей жизни! Тогда каждый день приносит истин­ную радость от соприкосновения с любимым делом, и все невзгоды куда-то отодвигаются и видятся несущественными. Думается, эти слова можно вполне адресовать хормейстеру Александру Саможапову - недавнему выпускнику Московской консерватории, руководителю хора оперного театра, приступившему к работе с начала этого сезона.

Откуда все это у парня из глубинки?

Уже с первых тактов музыки было ясно, что перед слушателем находится настоящий самородок, дарование осо­бого склада, предначертанное самой матушкой-природой. Здесь разговор о мануальной технике дирижирова­ния теряет всякий смысл, ибо она вы­текает из его природной сути, когда воочию видишь, как и откуда прорас­тают звуки, на которые хормейстер реагирует каждой клеточкой своего существа. Какая-то чудодействен­ная магия работы рук, их отточенная жестикуляция, вытекающая из эмо­ционально-образного строя музыки, единое дыхание слаженного хорового монолита как цельного организма – всё это никого не могло оставить в тот вечер равнодушным.

Трудно вспомнить, когда в послед­ний раз в зале оперного театра была такая тёплая и искренняя атмосфера, когда публика находилась в едином душевном порыве со сценой и, затаив дыхание, ждала следующего номера концертной программы из добротных произведений с ясным мелодичным языком в основном советской поры, вызывающих эмоциональный отклик как у исполнителей, так и у слушате­лей. Не было пустых лиц и среди пою­щих, ибо все взоры были обращены на того, кто магнетизмом своего сцени­ческого пребывания притягивал все­общее внимание своим артистизмом: летящей походкой, простодушно-от­крытой улыбкой, почтительно глубо­ким поклоном и правильной стойкой перед хором. Откуда всё это у парня из глубинки?

Александру Саможапову повез­ло и в том, что он совпал и со своими педагогами. Это - хормейстер Улан-Удэнского музыкального училища, за­служенный работник культуры РБ Ва­лентина Петровна Мадагаева, которая окружила его материнской заботой и была ему во всём надёжной опорой. Она много вкладывала в ученика, ибо, бесконечно веря в его звезду, отмеча­ла незаурядный потенциал, вполне отвечавший, по её мнению, уровню Московской консерватории. Неудиви­тельно, что так и произошло - он по­пал в главный музыкальный вуз стра­ны, атмосфера которого способствует бережному и максимальному раскры­тию талантов, а профессор-хормей­стер Борис Куликов – в прошлом один из бывших ректоров МГК целенаправ­ленно растил юношу как оперного хормейстера, прививая ему навыки работы с оперно-хоровым коллекти­вом на базисном репертуаре мировой оперной литературы.

Зрители ждут новых встреч

Получив от своих педагогов все зна­ния и умения, Саша их выдал на государ­ственном экзамене с программой, по­сильной далеко не каждому выпускнику: «Страшенная баба» из симфонии-дей­ства «Перезвоны» В. Гаврилина и «Мес­са-танго» Луиса Бакалова с бандонео­ном – инструментом типа аккордеона, используемом согласно аргентинской традиции для сопровождения танго. Хоровики-болельщики и однокурсники приветствовали его выступление долги­ми овациями стоя, когда педагогический коллектив во главе с заведующим кафе­дрой Станиславом Калининым получил радость удовлетворения от закономер­ного успеха, как результата совместных вложенных усилий. Он и по сей день жи­вёт благодарной памятью и тем запасом профессионализма и доброты, витающих в стенах alma mater.

Следует признать, что по уровню преподавания дирижёрско-хоровое отделение Улан-Удэнского колледжа искусств вышло сегодня на лидирую­щие позиции. Его выпускники замет­но активизировались в музыкальной жизни республики и находятся на по­роге намечающейся внутрицеховой конкурентности. Так, публика состо­явшегося хорового концерта тепло приняла выступление детского хора при колледже под руководством Туя­ны Жигжитовой – такой же выпускни­цы класса Валентины Мадагаевой, за­тем Красноярской академии искусств, удачно выступившей недавно в хоро­вом фестивале «Поющее детство».

Воистину «талант – это единствен­ная новость, которая всегда нова». И он нуждается во всесторонней помощи, потому что агрессивная мышино-серая порода всегда готова к неприятию его проявлений. Однако радовал полный зал, собравшийся поддержать молодо­го специалиста из тех, с кем он рос и учился, а также уроженцев Тугнуйской долины во главе с депутатом Народно­го Хурала Зоригто Цыбикмитовым и главой Мухоршибирского района Вла­димиром Молчановым, растрогавшим всех поистине отеческой теплотой: «Саша – это наш мальчик».

Сегодня Александр Саможапов вы­нашивает планы очередного концерта, в программу которого намерен вклю­чить новые произведения, с которы­ми познакомился во время посещения столичных филармонических и учеб­ных концертов. Он хочет повторить высоту, взятую им на заключительном выступлении в родной консерватории. А зритель будет с нетерпением ожи­дать новой с ним встречи.

Итак, вслед за балетным коллек­тивом оперного театра своего лидера обрёл хоровой цех и, похоже, оркестро­вый в случае закрепления в нём дири­жёра Александра Сотникова, приставленного почему-то лишь к балетным постановкам. Очередь - за оперниками.

Надежда ЦИБУДЕЕВА, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ