Какое счастье совпасть с профессией, с тем, что является смыслом и существом всей твоей жизни! Тогда каждый день приносит истинную радость от соприкосновения с любимым делом, и все невзгоды куда-то отодвигаются и видятся несущественными. Думается, эти слова можно вполне адресовать хормейстеру Александру Саможапову - недавнему выпускнику Московской консерватории, руководителю хора оперного театра, приступившему к работе с начала этого сезона.
Откуда все это у парня из глубинки?
Уже с первых тактов музыки было ясно, что перед слушателем находится настоящий самородок, дарование особого склада, предначертанное самой матушкой-природой. Здесь разговор о мануальной технике дирижирования теряет всякий смысл, ибо она вытекает из его природной сути, когда воочию видишь, как и откуда прорастают звуки, на которые хормейстер реагирует каждой клеточкой своего существа. Какая-то чудодейственная магия работы рук, их отточенная жестикуляция, вытекающая из эмоционально-образного строя музыки, единое дыхание слаженного хорового монолита как цельного организма – всё это никого не могло оставить в тот вечер равнодушным.
Трудно вспомнить, когда в последний раз в зале оперного театра была такая тёплая и искренняя атмосфера, когда публика находилась в едином душевном порыве со сценой и, затаив дыхание, ждала следующего номера концертной программы из добротных произведений с ясным мелодичным языком в основном советской поры, вызывающих эмоциональный отклик как у исполнителей, так и у слушателей. Не было пустых лиц и среди поющих, ибо все взоры были обращены на того, кто магнетизмом своего сценического пребывания притягивал всеобщее внимание своим артистизмом: летящей походкой, простодушно-открытой улыбкой, почтительно глубоким поклоном и правильной стойкой перед хором. Откуда всё это у парня из глубинки?
Александру Саможапову повезло и в том, что он совпал и со своими педагогами. Это - хормейстер Улан-Удэнского музыкального училища, заслуженный работник культуры РБ Валентина Петровна Мадагаева, которая окружила его материнской заботой и была ему во всём надёжной опорой. Она много вкладывала в ученика, ибо, бесконечно веря в его звезду, отмечала незаурядный потенциал, вполне отвечавший, по её мнению, уровню Московской консерватории. Неудивительно, что так и произошло - он попал в главный музыкальный вуз страны, атмосфера которого способствует бережному и максимальному раскрытию талантов, а профессор-хормейстер Борис Куликов – в прошлом один из бывших ректоров МГК целенаправленно растил юношу как оперного хормейстера, прививая ему навыки работы с оперно-хоровым коллективом на базисном репертуаре мировой оперной литературы.
Зрители ждут новых встреч
Получив от своих педагогов все знания и умения, Саша их выдал на государственном экзамене с программой, посильной далеко не каждому выпускнику: «Страшенная баба» из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина и «Месса-танго» Луиса Бакалова с бандонеоном – инструментом типа аккордеона, используемом согласно аргентинской традиции для сопровождения танго. Хоровики-болельщики и однокурсники приветствовали его выступление долгими овациями стоя, когда педагогический коллектив во главе с заведующим кафедрой Станиславом Калининым получил радость удовлетворения от закономерного успеха, как результата совместных вложенных усилий. Он и по сей день живёт благодарной памятью и тем запасом профессионализма и доброты, витающих в стенах alma mater.
Следует признать, что по уровню преподавания дирижёрско-хоровое отделение Улан-Удэнского колледжа искусств вышло сегодня на лидирующие позиции. Его выпускники заметно активизировались в музыкальной жизни республики и находятся на пороге намечающейся внутрицеховой конкурентности. Так, публика состоявшегося хорового концерта тепло приняла выступление детского хора при колледже под руководством Туяны Жигжитовой – такой же выпускницы класса Валентины Мадагаевой, затем Красноярской академии искусств, удачно выступившей недавно в хоровом фестивале «Поющее детство».
Воистину «талант – это единственная новость, которая всегда нова». И он нуждается во всесторонней помощи, потому что агрессивная мышино-серая порода всегда готова к неприятию его проявлений. Однако радовал полный зал, собравшийся поддержать молодого специалиста из тех, с кем он рос и учился, а также уроженцев Тугнуйской долины во главе с депутатом Народного Хурала Зоригто Цыбикмитовым и главой Мухоршибирского района Владимиром Молчановым, растрогавшим всех поистине отеческой теплотой: «Саша – это наш мальчик».
Сегодня Александр Саможапов вынашивает планы очередного концерта, в программу которого намерен включить новые произведения, с которыми познакомился во время посещения столичных филармонических и учебных концертов. Он хочет повторить высоту, взятую им на заключительном выступлении в родной консерватории. А зритель будет с нетерпением ожидать новой с ним встречи.
Итак, вслед за балетным коллективом оперного театра своего лидера обрёл хоровой цех и, похоже, оркестровый в случае закрепления в нём дирижёра Александра Сотникова, приставленного почему-то лишь к балетным постановкам. Очередь - за оперниками.
Надежда ЦИБУДЕЕВА, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ