Культура 17 июн 2016 1427

​Реставраторы из Эрмитажа научат бурятских мастеров реставрировать буддийские танка

Государственный Эрмитаж и компания Coca-Cola в рамках совместной программы «Сохраним культурное наследие вместе» провели лекции и мастер-классы по реставрации восточной живописи – буддийской иконописи в музее истории им. М.Н. Хангалова.

На пресс-конференции реставраторы и представители Эрмитажа ответили на вопросы: почему реставрация считается труднее иконописи? В чем состоит уникальность профессии? Каким образом происходит обучение этому нелегкому делу?

«Сохраним культурное наследие вместе»

В трех музеях города Улан-Удэ – 288 тысяч экспонатов, из них 30 тысяч требуют реставрации. В прошлом году отреставрировали всего 288 предметов. В историческом музее им. М.Н. Хангалова хранится около трех тысяч единиц буддийского наследия, их них только 88 предметов отреставрировано.

Тема реставрации остается актуальной и востребованной во всей России, и особенно в Сибирском регионе.

Депутат Народного хурала Цыденжап Батуев сообщил, что для республики имеет важное значение реставрация сакральных буддийских танка.

Замминистра культуры РБ Николай Емонаков рассказал, что реставрация сегодня – одна из актуальнейших тем. Так, в Улан-Удэ всего четыре реставратора, в ближайшем будущем министерство культуры планирует подготовить еще четверых. В ближайшем будущем откроется Национальный музей Бурятии, поэтому вопрос подготовки профессионалов стоит очень остро.

В 2015 году реставраторы Государственного Эрмитажа на площадке Национального музея РБ провели для коллег из Бурятии, Иркутской области и Республики Саха (Якутия) теоретические и практические занятия по реставрации археологического металла. В этом году тема мастер-класса - хранение и консервация памятников буддийской живописи.

Представитель Эрмитажа, координатор программы «Сохраним культурное наследие вместе» Евгений Федоров поблагодарил партнера мероприятия - компанию Coca-Cola - за представленную возможность, а также подчеркнул, что, к сожалению, культура не всегда в приоритете, однако поддержка властей в этом деле просто необходима.

Спустя почти 20 лет Улан-Удэ вновь посетила художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации восточной живописи Эрмитажа Елена Шишкина. В 1998 году она приезжала в столицу Бурятии, чтобы отреставрировать «Атлас тибетской медицины».

Кроме многочисленных гостей из Санкт-Петербурга специально, чтобы послушать лекции и принять участие в мастер-классе, приехали гости из Монголии.

- Тема реставрации очень актуальна и востребована в Монголии. У нас большое количество буддийского культурного наследия. Существует даже монгольская школа буддийской живописи «Монгол зураг». Очень хотим поработать с Эрмитажем и поделиться своими знаниями в этой области, - рассказал ДоржЭнхтогс, старший научный сотрудник Монгольского центра культурного наследия.

Фото пресс-службы Национального музея им. М.Н. Хангалова

Редкая и ценная профессия – реставратор

В настоящее время в музее им. М.Н. Хангалова трудятся всего три реставратора: по ткани, металлу и масляной живописи. А вот специалистов-реставраторов по буддийским танка пока нет.

Среди экспонатов в Историческом музее им. М.Н. Хангалова не только буддийская школа искусств Бурятии, есть и предметы монгольской и тибетской школ.

По словам директора Национального музея Татьяны Бороноевой, в планах музея написать грант на тему реставрации буддийской живописи.

- В перспективе - отправка человека на обучение этому мастерству, чувствуется нехватка кадров в этом деле, - подчеркнула она.

Хороший реставратор сегодня - штучный экземпляр, причем не только в России, но и во всем мире.

Например, специалистов-реставраторов по восточной живописи вообще нигде не обучают. На их выбор остаются курсы в Китае, Японии или Европе. Но в любом случае человек уже должен иметь высшее художественное образование. Кроме этого он должен разбираться в спецхимии, спецфизике, биологии и естествознании.

Елена Шишкина уверена, что реставрация сейчас становится более научной, поэтому и требует сопутствующих знаний.

Лицензию же на аттестацию могут давать только высшие учебные заведения, иначе реставрация остается на уровне ремесла.

- Цель нашего приезда – курсы повышения квалификации. Раньше вообще не было темы реставрации в высших учебных заведениях. Сейчас это направление потихоньку развивается. В России специальность реставратора – единична и уникальна, - поделилась Елена Шишкина.

Программа реставрационного мастер-класса «Условие хранения и методы превентивной консервации памятников буддийской живописи (танка)» включает три дня, в ходе которых будет представлена теоретическая часть с сопровождением - видео, а также практическая, касающаяся физико-химических свойств предметов искусства, видов и причин разрушения буддийской живописи.

К тому же именитые реставраторы дадут рекомендации по хранению, транспортировке, экспонированию, поддержке оптимального климата в хранилище. В завершении они представят свою работу - «Атлас тибетской медицины» (1998 год).

Фото пресс-службы Национального музея им. М.Н. Хангалова

Тонкости научной реставрации

В прошлом году, благодаря выделенным средствам и программе «Сохраним культурное наследие вместе», удалось отреставрировать холодное оружие – клинок, который был найден в ходе раскопок. Под слоем удаленной ржавчины оказалось золото. После этого меч был атрибутирован и, выяснилось, что его изготовили примерно в XIV-XV веках.

Как правило, восточная живопись по большей части представлена на ткани, шелке, дереве. А все натуральные материалы требует таких же естественных материалов при реставрации. Большинство предметов восточного искусства, созданные из природных материалов, требуют особого ухода и хранения.

В основе каждого памятника - особенности хозяйствования и растительного мира региона. Например, монгольская школа использует животные компоненты. В отличие от Индийской, где памятники искусства полностью создают из растительных компонентов.

Буддийские танка находятся в неблагоприятных условиях загрязнения: жир, эфирные масла, копоть, пыль, насекомые – все это вредит предметам искусства. Реставрация предполагает очистку, и часто работу под микроскопом.

По словам специалистов, был случай с одним древним произведением искусства из Китая, в состав которого в антисептических целях клали мышьяк. Работа с таким памятником была опасна, поэтому работали в масках.

Реставрация процесс скрупулезный и зачастую тяжелее, чем сама иконопись. Со слов специалистов подбор красок, к примеру, может затянуться на несколько лет. Тонкостей в таком деле множество, в этой статье описаны лишь некоторые из них.

Автор: Нина САХИЛТАРОВА