Культура 5 июл 2016 1332

​Лучшим режиссером в рамках всебурятской «Алтарганы-2016» стал Баир Дышенов

В течение двух дней, 1 и 2 июля, в ТРЦ «Пионер» в рамках фестиваля «Алтаргана-2016» проходил конкурс документального и художественного кино. Познакомиться с фильмами о бурят-монгольской культуре можно было любому желающему абсолютно бесплатно, сообщает ИА Буряад Yнэн.

По итогам конкурса лучшей режиссерской работой признали известные «Степные игры» («Талын наадан») бурятского режиссера Баира Дышенова.

В номинации «Лучший художественный фильм» победила короткометражка из КНР «Найман сара» («Восьмой месяц»).

Первого места в номинации «Лучший актер» удостоился Доржи Батуев за фильм «Нюуса» («Тайна»), созданный кинематографистами Забайкальского края.

Лучшим же документальным фильмом жюри выбрало монгольский фильм «Тавилан» (Судьба).

Ажиотаж вокруг внеконкурсных лент

2 июля «Пионер» вновь бесплатно открыл свои двери для всех желающих увидеть два полнометражных художественных фильма.

Хотя «Черемуха» и «Тотем волка» составляли внеконкурсную программу, оба фильма еще задолго до дня показа вызывали повышенный интерес у бурятских кинолюбителей.

И если в первый день конкурса люди заметно переполнили 6-й кинозал «Пионера», то на следующий день творилось уже настоящее столпотворение.

Поэтому организаторы приняли мудрое решение: для оставшихся за пределами зала свой конференц-зал открыла Национальная библиотека РБ.

Драмы людей на фоне жестокой истории ХХ века

Чем же так привлекли «Черемуха» (Мойлхон) производства Монголии и снятый кинематографистами Франции и КНР «Тотем волка»?

Ответ на самом деле вполне очевиден: оба фильма – исторические, освещающие бурные годы середины ХХ века.

Тема политических репрессий сельского населения Монголии в «Черемухе» и драма культурной революции в Китае в «Тотеме Волка» по-прежнему остры и притягивают внимание многих людей, независимо от их взглядов и интересов.

Конечно, в этих фильмах важнейшее место занимают жизненные драмы людей. Но с удивлением наблюдаешь, как шикарно раскрывается и тема природы. Проблема защиты животных от жестокого обращения в «Тотеме волка» показана на тончайшем уровне - и с драматической, и с технической стороны (а ведь, как известно, съемка животных крайне трудна, а если речь идет о хищниках, то еще и опасна).

Волчонок среди людей: люди и человечность

«Тотем волка» («Шонын сулдэ») снят по одноименному роману китайского писателя Цзян Жуна, в котором описывается судьба китайского студента, сосланного в деревню во Внутренней Монголии.

Известный сюжет о прирученном волке и людях вокруг него получил интереснейшее воплощение и дальнейшее развитие.

Жалость к животным перекликается с давним болезненным вопросом управления людьми. В данном случае: стоит ли быть чрезмерно строгим к пастухам, когда волки загрызают овец, пасущихся на лугах? Проблема страшна от того, что овцы здесь – это коллективная собственность.

Фильм этот вопрос заостряет: волки из степи проявили необычную прыть и перескочили чуть ли не трехметровую каменную ограду, за которой прятали загон для стада овец.

Люди решили, что животных загрыз тот самый домашний волк. Они чуть было не убили его, хотя волк и рос среди них с малого возраста. Маленьким забавным волчонком его подобрал и воспитал юноша-китаец, пришедший жить во Внутреннюю Монголию, и все это время пытавшийся безуспешно доказать, что он свой…

Двухчасовая лента режиссера Жан-Жака Анно смотрелась почти на одном дыхании с неослабевающим интересом.

«Черемуха» – трагедия репрессий в Монголии и судьбы людей

В монгольском фильме режиссера А. Энхтайвана «Черемуха» удачен подбор многих актеров, особенно главной героини.

Итак, кратко о сюжете: пара влюбленных спряталась в лесу от репрессий в замаскированном убежище. Парню угрожала гибель. Еще в начале фильма сообщалось: в одном из аймаков Монголии расстреляли 70% мужчин.

Фильм продемонстрировал малоизвестные детали репрессий того страшного времени, причем в уникальной культурной среде. В быте людей уже заметно воздействие новой культуры – даже не социализма как такового, а стоявшего за ним процесса европеизации архаичного общества.

Кинокартина явно выражает заявленную историческую эпоху: синие халаты-дэгэлы монгольских крестьян с красиво украшенным косым воротом; белая рубашка с открытым воротом как в советских фильмах о 30-х; старомодный чемодан и прочие предметы обихода.

В «Черемухе» подобно остросюжетному фильму присутствует и ряд экшн-моментов. Например, побег арестованных селян, когда их перевозят в телеге по лесной дороге; стрельба солдат по сбежавшим мужчинам.

Или вот другой эпизод. Женщины, у которых отняли мужей, с гневом окружили политработника. Они угрожали ему убийством, держа в руках острые и тяжелые предметы хозяйства, ставшие в тот момент самым настоящим грозным оружием.

От разных жанров создатели фильма постарались взять только самое лучшее. Есть даже нечто вроде хэппи-энда (поскольку после масштабных трагедий не стоит говорить о каком-то счастливом конце, по крайне мере, относительно всего народа): на экране появляется надпись «1945 год».

Кто-то остался жив, или живут их потомки. Цветение белой черемухи символизирует весну, а вместе с ней и возрождение жизни.

Фильм напоминает: у Монголии и России во многом схожие судьбы. Общие беды. И общая память.

Напомним, о первых впечатлениях от просмотра конкурсной программы ИА Буряад Yнэн уже рассказывало ранее.

Алексей ГЕРГЕНОВ