Глава республики Вячеслав Наговицын дал поручение - взять «социальные магазины» под особый контроль, сообщает газета «Бурятия».
Сама идея об открытии «социальных магазинов» в нашей республике появилась еще в 2008 году. В феврале кризисного 2009 года были приняты распоряжение Президента Бурятии N 8-РП «О торговом обслуживании малообеспеченных категорий населения Республики Бурятия» и постановление Правительства РБ N 55 «Об утверждении Примерного положения о порядке присвоения статуса «социальный магазин» организациям торговли, расположенным на территории Республики Бурятия».
Вскоре вышло постановление Администрации г. Улан-Удэ N 151 «Об утверждении положения о порядке присвоения статуса «социальный магазин» предприятиям торговли, расположенным на территории г. Улан- Удэ». В то же время органы муниципальных образований и городских округов республики приняли Положение о порядке присвоения торговым организациям того же статуса. Так в республике стартовал проект особой социальной значимости.
Первой ласточкой со статусом «социальный» стал магазин ПК «Титан»», открытый в апреле 2009 года на улице Бабушкина. Через несколько месяцев почин «титановцев» поддержала компания «Абсолют», запустившая на «продовольственную орбиту» три торговые точки социальной направленности.
К лету 2009 года на радость пенсионерам, инвалидам и малоимущим гражданам в республике открылось 25 магазинов, призванных защитить незащищенные слои общества. К маю 2010 года только в столице Бурятии открылись 4 таких магазина, где торговые надбавки не превышали 10% от закупочных цен.
Два года назад в республике функционировали 81 таких магазина. В то время там цены на основные продукты питания были от 7 до 32% ниже средних цен по городу. Кстати, тогда магазинов для незащищенной категории граждан не было в Бичурском, Джидинском, Еравнинском, Муйском, Окинском и Тарбагатайском районах. Для сравнения: сегодня в этом реестре фигурируют те же МО, за исключением Еравнинского и Муйского, которых «заменили» Баргузинский и Закаменский.
В начале текущего года, казалось, для магазинов социальной направленности ничто не предвещает бури. Мониторинг их деятельности, проводимый Минпромторгом республики, признал: в таких торговых организациях выполнялись условия Положения статуса «социальный» по критериям «торговая надбавка» и «ассортиментный перечень». Однако глава Бурятии на одном из недавних совещаний поднял вопрос о «социальных магазинах» и дал задание Минпромторгу разобраться: соответствуют ли эти торговые точки заявленному статусу.
По словам Вячеслава Наговицына, «эти магазины такой статус взяли, их презентовали, но они используют этот статус как рекламу». По всей вероятности, речь шла не обо всех таких магазинах.
«Давайте пропишем, что такое статус - «социальный магазин?», - ставит вопрос глава Бурятии. - Каким образом там идет ценообразование?».
На днях ТРК «Ариг Ус» провела независимую «контрольную закупку», сравнив цены на определенные продукты в обычных торговых точках и магазинах социальной направленности. В результате акции телевизионщиков, в частности, было установлено, что на один вид - продукт «яйцо» - цена в одном из «социальных» магазинов превысила допустимую торговую надбавку на 1,5 рубля. После этого телесюжета глава региона дал поручение - взять «социальные магазины» под особый контроль.
На журналистский материал сразу же отреагировал заместитель министра промышленности и торговли РБ Алексей Оловянников:
- Если надбавки в этих магазинах будут выше установленной нормы, будем рекомендовать привести цены в соответствие. А если никакой реакции не последует, будем лишать магазины статуса «социальный».
По словам Алексея Оловянникова, руководство министерства промышленности и торговли РБ поручило администрации Улан-Удэ «промониторить ситуацию по поводу более высоких цен в «социальных магазинах», чем в обычных».
В свою очередь, администрация города намерена проверить факты, обнародованные журналистами, и разобраться в ситуации.
- С этим фактом мы будем разбираться, запросим у «социальных магазинов» формирование цены (цена поставщика, надбавка, окончательная стоимость), а затем произведём проверку на месте, - сказала зампредседателя Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству городской администрации Светлана Терещенко.
Она же сообщила «Бурятии»: специалисты Комитета регулярно, раз в квартал, проводят мониторинг в этих магазинах - соответствуют ли там торговые надбавки установленным нормам (на продукты питания, входящим в продуктовую корзину – не более 10%, на хлебные продукты - не более 5%). По ее словам, в ходе этих мероприятий выявлены недоработки, в частности, по качеству продуктов, также не было табличек с указанием «социальной цены». Как отметила Светлана Терещенко, будь эти таблички, ни у покупателей, ни у журналистов не возникли бы вопросы по ценам в этих магазинах.
О результатах проверки по поводу «контрольной закупки» специалисты Комитета незамедлительно сообщат в министерство промышленности и торговли. В свою очередь, минпромторг 18 июля доложит об этом Главе Бурятии.
СПРАВКА
На сегодня в республике функционируют 65 «социальных магазинов», из них по семь таких торговых точек сосредоточены в Улан-Удэ и Иволгинском районе.
По информации Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ (на 1 апреля 2016 года ) в крупных «социальных магазинах» средняя цена на рис шлифованный - 49,9 рубля, а в обычном магазине – 60 рублей; на сахар-песок - 48 рублей, а в обычном магазине - 55,9 рубля.