Экономика 15 июл 2016 1104

​«Социальные магазины» Бурятии: пусть на рубль, но дешевле

Глава республики Вячеслав Наговицын дал поручение - взять «социальные магазины» под особый контроль, сообщает газета «Бурятия».

Сама идея об открытии «социальных магазинов» в нашей республике появилась еще в 2008 году. В феврале кризисного 2009 года были приняты распоряжение Президента Бурятии N 8-РП «О торговом обслуживании малообеспеченных категорий населения Республики Бурятия» и постановление Правительства РБ N 55 «Об утверждении Примерного положения о порядке присвоения статуса «социальный магазин» организациям торговли, располо­женным на территории Республики Бурятия».

Вскоре вышло по­становление Администрации г. Улан-Удэ N 151 «Об утверждении положения о порядке присвоения статуса «социальный магазин» предприятиям торговли, расположенным на территории г. Улан- Удэ». В то же время органы муниципальных образований и город­ских округов республики приняли Положение о порядке присво­ения торговым организациям того же статуса. Так в республике стартовал проект особой социальной значимости.

Первой ласточкой со статусом «со­циальный» стал магазин ПК «Титан»», открытый в апреле 2009 года на ули­це Бабушкина. Через несколько меся­цев почин «титановцев» поддержала компания «Абсолют», запустившая на «продовольственную орбиту» три торговые точки социальной направленности.

К лету 2009 года на радость пен­сионерам, инвалидам и малоимущим гражданам в республике открылось 25 магазинов, призванных защитить незащищенные слои общества. К маю 2010 года только в столице Бурятии открылись 4 таких магазина, где тор­говые надбавки не превышали 10% от закупочных цен.

Два года назад в республике функ­ционировали 81 таких магазина. В то время там цены на основные продук­ты питания были от 7 до 32% ниже средних цен по городу. Кстати, тогда магазинов для незащищенной кате­гории граждан не было в Бичурском, Джидинском, Еравнинском, Муйском, Окинском и Тарбагатайском районах. Для сравнения: сегодня в этом рее­стре фигурируют те же МО, за исклю­чением Еравнинского и Муйского, которых «заменили» Баргузинский и Закаменский.

В начале текущего года, казалось, для магазинов социальной направлен­ности ничто не предвещает бури. Мони­торинг их деятельности, проводимый Минпромторгом республики, признал: в таких торговых организациях выпол­нялись условия Положения статуса «со­циальный» по критериям «торговая надбавка» и «ассортиментный пере­чень». Однако глава Бурятии на одном из недавних совещаний поднял вопрос о «социальных магазинах» и дал зада­ние Минпромторгу разобраться: соот­ветствуют ли эти торговые точки заяв­ленному статусу.

По словам Вячеслава Наговицына, «эти магазины такой ста­тус взяли, их презентовали, но они используют этот статус как рекламу». По всей вероятности, речь шла не обо всех таких магазинах.

«Давайте пропишем, что такое ста­тус - «социальный магазин?», - ставит вопрос глава Бурятии. - Каким обра­зом там идет ценообразование?».

На днях ТРК «Ариг Ус» провела не­зависимую «контрольную закупку», сравнив цены на определенные про­дукты в обычных торговых точках и магазинах социальной направленно­сти. В результате акции телевизион­щиков, в частности, было установле­но, что на один вид - продукт «яйцо» - цена в одном из «социальных» ма­газинов превысила допустимую тор­говую надбавку на 1,5 рубля. После этого телесюжета глава региона дал поручение - взять «социальные мага­зины» под особый контроль.

На журналистский материал сразу же отреагировал заместитель мини­стра промышленности и торговли РБ Алексей Оловянников:

- Если надбавки в этих магазинах будут выше установленной нормы, будем рекомендовать привести цены в соответствие. А если никакой реак­ции не последует, будем лишать мага­зины статуса «социальный».

По словам Алексея Оловянникова, руководство министерства промыш­ленности и торговли РБ поручило администрации Улан-Удэ «промони­торить ситуацию по поводу более вы­соких цен в «социальных магазинах», чем в обычных».

В свою очередь, администрация города намерена проверить факты, обнародованные журналистами, и ра­зобраться в ситуации.

- С этим фактом мы будем разби­раться, запросим у «социальных ма­газинов» формирование цены (цена поставщика, надбавка, окончательная стоимость), а затем произведём про­верку на месте, - сказала зампред­седателя Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству городской администрации Светлана Терещенко.

Она же сообщила «Бурятии»: спе­циалисты Комитета регулярно, раз в квартал, проводят мониторинг в этих магазинах - соответствуют ли там торговые надбавки установленным нормам (на продукты питания, вхо­дящим в продуктовую корзину – не более 10%, на хлебные продукты - не более 5%). По ее словам, в ходе этих мероприятий выявлены недоработки, в частности, по качеству продуктов, также не было табличек с указани­ем «социальной цены». Как отметила Светлана Терещенко, будь эти таблич­ки, ни у покупателей, ни у журнали­стов не возникли бы вопросы по це­нам в этих магазинах.

О результатах проверки по поводу «контрольной закупки» специалисты Комитета незамедлительно сообщат в министерство промышленности и торговли. В свою очередь, минпром­торг 18 июля доложит об этом Главе Бурятии.

СПРАВКА

На сегодня в республике функциони­руют 65 «социальных магазинов», из них по семь таких торговых точек сосредоточены в Улан-Удэ и Ивол­гинском районе.

По информации Ко­митета по транспорту, потребитель­скому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ (на 1 апреля 2016 года ) в крупных «соци­альных магазинах» средняя цена на рис шлифованный - 49,9 рубля, а в обычном магазине – 60 рублей; на сахар-песок - 48 рублей, а в обыч­ном магазине - 55,9 рубля.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также