Андрей Дикань по специальности авиационный инженер. Уже более 20 лет он ремонтирует автомобили, состоящие на службе в МВД по Республике Бурятия. В свободное от работы время Андрей Дикань собирает электронную технику и восстанавливает раритеты. Буквально на днях мастер с помощниками завершил один из самых сложных и длительных проектов по восстановлению легендарного милицейского мотоцикла «Урал–М67», сообщает газета «Бурятия».
Именно с мотоциклов началось развитие автохозяйства бурятской милиции. К началу 70-х годов на вооружении в Министерстве охраны общественного порядка Бурятской АССР состояло 95 мотоциклов, а в 90-е годы службу несли уже 390 «Уралов». В течение многих десятилетий «Уралы» были основным транспортным средством советских милиционеров. На отечественных мотоциклах Ирбитского завода при любой погоде, в зной и пронизывающий зимний холод несли службу участковые, следователи, сотрудники патрульно-постовой службы, инспекторы ГАИ. Тяжелые мотоциклы с легкостью пробирались по бездорожью бурятских просторов, участвовали в погонях, преследованиях. А в колясках-«люльках» в отделы милиции доставлялись задержанные правонарушители. В начале 2000-х годов «двухколесные помощники» отправились на заслуженный отдых, им на смену пришли комфортные автомобили.
Как милицейский «Урал» снова стал в строй
Так и наш герой «Урал-М67», проехавший не одну тысячу километров, доставивший в районный отдел милиции сотни злоумышленников, оказался в надворной постройке, где и простоял более 25 лет. Шанс на вторую жизнь мотоцикл обрел в начале этого года. Тогда помятого временем, ржавого и полуразвалившегося «железного коня» в Джидинском районе нашел заместитель начальника Центра хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Бурятия Денис Файзрахманов. Движимый идеей появления в автопарке республиканского МВД милицейской ретро-техники, капитан Файзрахманов провел в поисках не один месяц. А появилась такая идея неспроста. Отец Дениса Файзрахманова на протяжении многих лет в родном Иркутске собирает и реставрирует пожарную технику, затем восстановленные образцы участвуют в исторических экспозициях. Подобные выставки – мечта любого мальчишки.
В музее МВД по Республике Бурятия уже хранится милицейский «Урал», но боевая единица давно не на ходу. Заручившись поддержкой министра внутренних дел по Республике Бурятия, сотрудники хозяйственного подразделения приступили к возрождению легендарного мотоцикла.
В январе 2016 года никто не мог предсказать, когда в замке зажигания повернется ключ, а мотоцикл отзовется размеренным рычанием карбюраторного двухцилиндрового оппозитного двигателя. Реставрировать мотоцикл вызвался мастер на все руки полицейский – водитель Андрей Дикань. За его плечами сотни отремонтированных автомобилей, восстановленной техники, но с таким проектом мастер столкнулся впервые. Ржавые детали, отсутствующие механизмы – начались долгие поиски комплектующих.
Но сначала была проведена обширная архивная работа: изучались исторические милицейские формуляры, техническая и чертежная документация, на помощь пришли ветераны ведомства, те, кому мотоцикл стал верным помощником в нелегкой милицейской службе. Шесть месяцев деталь за деталью, проводок к проводку, винтик за винтиком легенда советской милиции обретала узнаваемый образ. Были заменены практически все агрегаты, отреставрировали панель приборов, восстановили оригинальный вид коляски, вновь оборудовали служебный транспорт радиосвязью. Завершающий, но самый важный штрих, – покраска в «форменные» синий и желтый цвет – и образец милицейской мототехники снова в строю.
Восстановленной легенде доверена новая миссия – патриотическое воспитание подрастающего поколения.