Утолить жажду в жару в Бурятии с каждым годом становится все проще – тут и там с раннего утра и до позднего вечера предлагают свои услуги находчивые предприниматели, заполнившие все более-менее проходимые места пузатыми бочками с квасом и киосками со всевозможными прохладительными напитками. Глядя на это, наша газета задалась вопросами: «А каков вклад местных производителей в производство минеральной воды и безалкогольных напитков? Выдерживают ли предприниматели Бурятии конкуренцию со стороны крупных компаний, и если да, то как это им удается?», сообщает газета «Бурятия».
Вместо газировки - морс
По словам Татьяны Полозовой, начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, половину рынка в производстве безалкогольных напитков и минеральной воды в Бурятии уже занимают местные товаропроизводители. И это несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны транснациональных компаний, таких как «Кока-кола» и «Пепси».
- В этой сфере местные предприниматели все больше закрепляются на рынке Бурятии, с каждым годом наращивая объемы производства. Особенно это коснулось производства минеральной воды. Так, если в 2010 году местные компании производили всего 2800 тысяч полулитров минералки, то всего за пять лет ее выпуск увеличился почти в четыре раза – до 10313 тысяч полулитров, - сообщила Татьяна Полозова. – Правда, есть и такой момент: снижение объемов производства безалкогольных напитков в полтора раза - с 1310 тысяч полулитров в 2010 году до 880 тысяч полулитров в 2015-м. Это произошло из-за переориентации спроса населения в сторону правильного питания, потому как люди меньше стали употреблять газированные и ароматизированные напитки, замещая их морсами, квасом и компотами.
Ведущими предприятиями Бурятии в сфере производства безалкогольных напитков и минеральной воды являются: ООО «Аква», ОАО «Аквабур», компания «Велес», ИП Миронов и ООО «Свежелей». К ним в этом году добавился ООО «Байкал-экспорт» в Турке, нацеленный на поставку байкальской воды жителям республики. Первая партия питьевой воды под названием «Синий Байкал» и «Туркинская» поступила на местный рынок уже в конце июня.
Как сообщило ИА Буряад Унэн, на открытии в Турке мини-завода по производству бутилированной питьевой воды Глава Бурятии отметил: «Это только начало. Обладая таким огромным ресурсом, как чистая вода, которая сегодня в мире стоит дороже, чем нефть и бензин, и, живя на берегах Байкала, было бы неправильно не распорядиться этой водой на благо населения. Сейчас у нас стали появляться заводы по розливу воды. Но это только первые шаги».
Упор на модернизацию
В сфере производства свежего разливного кваса львиную долю местного рынка «захватило» ОАО «Аквабур», ежедневно производящее до восьми тонн пенного напитка. На этом предприятие останавливаться, похоже, не собирается. В этом году на «Аквабуре» вложены дополнительные инвестиции в техническое перевооружение, в частности, в установку новой компрессорной станции, что дает возможность для увеличения производства кваса. Помимо этого, с недавних пор на «Аквабуре» было запущено производство компота из груши с черносливом и компота из яблока с черносливом, приготовленных на основе натуральных ингредиентов.
Еще одно нововведение: ОАО «Аквабур» заключило договор с торговой компанией «Абсолют» на производство и поставку в ее сети газированной воды под маркой «Абсолютно для всех».
В Бурятии растет спрос на местные напитки
На рынке мощно представлено ООО «Аква», которое, как и ОАО «Аквабур», является лидером в сфере производства безалкогольной продукции. Эта компания производит квас, но только в бутылках с большим сроком хранения. Предприятие активно развивается на протяжении последних трех лет, произведя значительную модернизацию оборудования – внедрены две новые линии по розливу напитков. Бонусы, бонусы, бонусы… Интернет так и пестрит рекламой, в которой вам предлагают получить большие бонусы, только зарегистрируйтесь и все! Однако, это не всегда верно. Точнее, бонус вам дадут, да только вывести его возможности у вас не будет без первого взноса. Однако, «Аква», следуя новым чаяниям покупателей, также перестроила свой ассортимент, который теперь дополнен выпуском новой продукции в виде компота с курагой и грушей, а также морсом из лесных ягод. Произвели на ООО «Аква» и рестайлинг (изменение дизайна) безалкогольного чая, также работают над изменением дизайна детской серии «Аквамэн» и таких напитков из ретро-серии, как «Буратино», «Дюшес» и «Тархун».
- На «Аквабуре» хорошо поставлена работа по выпуску качественной продукции, есть собственная лаборатория. Реализуют свою продукцию через фирменную торговую сеть под маркой «Сибирский квас». В нее входят собственные 35 точек, также привлекают индивидуальных предпринимателей, которым они выдают под реализацию бочки с квасом, - рассказала Татьяна Полозова.
На данный момент на предприятии готовы в значительной степени увеличить свое производство, но останавливает только одно - дефицит складских помещений.
Большим прорывом стало внедрение на ООО «Аква» цеха по выдуву тары, что позволило им расширить ассортимент выпускаемой продукции и снизить себестоимость напитков. Собственной тарой, емкостью от полулитра до бутылок объемом в 19 литров, они теперь снабжают местных производителей, в том числе и крестьянско-фермерские хозяйства Бурятии.
- Таким образом, производство безалкогольной продукции в Бурятии, несмотря на кризис, набирает обороты. Спрос на местную продукцию у жителей Бурятии из года в год растет. Конечно, все это не может не радовать нас, как и то, что местные напитки все активнее стали наполнять полки магазинов нашего и соседних регионов. Мы со своей стороны делаем все возможное в продвижении бурятских товаров, организовывая для них различные ярмарки в рамках акции «Сделано в Бурятии», - отметила Татьяна Полозова.