Власть 9 авг 2016 1262

​Антропогенная нагрузка на озеро Байкал вызывает озабоченность - Генпрокурор РФ

Ситуацию с лесными пожарами на территории Уральского, Си­бирского и Дальневосточного федеральных округов, а также другие экологические проблемы ре­гионов разбирали на оперативном совещании при Генеральном про­куроре РФ, прошедшем в пятницу в Улан-Удэ, сообщает газета «Бурятия».

В частности, Глава Бурятии отме­тил: проблемы, вынесенные на об­суждение, важны и актуальны для нашей республики, так как в регионе находится 80% водосборной площади Байкала.

- Байкал диктует для Бурятии особые условия хозяйствования, и ре­спублика ответственно несет бремя по его сохранению. С 2012 года в ре­спублике реализуется ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономи­ческое развитие Байкальской природ­ной территории на 2012-2020 годы». Реализация мероприятий программы позволяет защитить озеро и Байкаль­скую природную территорию от нега­тивного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, но не решает вопросы экономическо­го развития Байкальской природной территории, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.

Глава Бурятии напомнил: в бас­сейне озера Байкал в течение 19 лет продолжается маловодный период, а последние два года признаны экс­тремально маловодными. Маловодье, охватившее весь регион, вызвало не только снижение уровня грунтовых вод, обмеление рек и малых озер во­круг Байкала. Оно привело к катастро­фическому дефициту влаги.

- Ухудшилось водоснабжение на­селения и качество питьевой воды в прибрежных районах озера, впервые произошло массовое возгорание тор­фяных пожаров в дельте реки Селен­га и на побережье Байкала, появились водоросли, озеро зацвело - сообщил Глава РБ.

Количество природных пожаров снизилось более чем в два раза

Вячеслав Наговицын коснулся и проблем с лесным фондом. По его словам, наибольшие проблемы с ле­сом возникают в центральной эколо­гической зоне Байкала вследствие неурегулированности законодатель­ства, направленного на защиту озера Байкал и прав людей, живущих на его берегах, и поселившихся там задолго до принятия запретительных мер на сплошные рубки леса, в том числе и горельников, организацию противо­пожарных разрывов, в частности, во­круг населённых пунктов, создание полигонов ТБО, строительство клад­бищ и т.д.

- Бурятия – это лесной регион Рос­сии. Леса покрывают 84% площади республики, а общий запас древесины составляет свыше 2 млрд кубометров. Потенциал освоения лесов республи­ки ограничен рельефом местности, центральной экологической зоной, национальными парками и заповед­никами, - подчеркнул Глава республи­ки.

Также Вячеслав Наговицын сооб­щил: пожароопасный сезон в лесах республики начинается в апреле и заканчивается только к ноябрю. Осо­бенно напряженным для республики был пожароопасный сезон 2015 года. Отсутствие осадков и аномальная жара привели к гибели 67 % урожая сельхозкультур, а площадь, пройден­ная пожарами, составила 870 тыс. га. Аналогичная ситуация с погодой скла­дывается и в текущем году.

Вячеслав Наговицын обозначил основную проблему при обеспечении пожарной безопасности в лесах – это ежегодное недофинансирование пере­данных полномочий в области лесных отношений. При этом фактически в 2016 году в плановом порядке выде­лено только 10% средств от норма­тивной потребности. Дефицит средств не позволяет укомплектовать лесхозы нормативным количеством пожарной техники, оборудованием, содержать необходимую численность рабочих и технику, обеспечить авиационный мониторинг лесных пожаров с норма­тивной кратностью согласно уровню пожарной опасности.

У Рослесхоза только по РБ возник­ла кредиторская задолженность пе­ред привлеченными организациями из других регионов за тушение лес­ных пожаров в 2015 году в сумме 169 млн рублей, которая сохраняется в настоящее время. Кроме того, не опла­чиваются текущие затраты 2016 года, задолженность составляет 182 млн рублей. Нет средств на авиапатрули­рование в соответствии с установив­шимся классом пожарной опасности.

- Однако, даже в этих условиях ре­спублика выражает благодарность Рослесхозу, МЧС России и МВД, - сказал Глава республики.

- Говоря об эффективности борьбы с пожарами, нам надо обратить вни­мание на отсутствие порядка туше­ния торфяных пожаров на землях раз­личных категорий и взаимодействие служб при их тушении. Благодаря вме­шательству Прокуратуры республики в 2015 году удалось ликвидировать чрезвычайную ситуацию, связанную с тушением торфяных пожаров в Кабан­ском районе. Но это стало возможным только в режиме ЧС, однако системы профилактики и тушения торфяников в обычном режиме нет. Размыта зона ответственности: непонятно, кто ту­шит торфяники, - собственник земли, поселение, муниципалитет или МЧС? - обратился Вячеслав Наговицын.

Глава напомнил: в целях обеспече­ния пожарной безопасности и профи­лактики пожаров в лесах в республике при содействии прокуратуры разра­ботаны нормативы привлечения сил и средств арендаторов и граждан для тушения лесных пожаров, Порядок ор­ганизации тушения лесных пожаров в режимах «ЧС» и «особый противо­пожарный», Положение о порядке и размерах выплаты денежного возна­граждения гражданам, оказавшим со­действие в выявлении и пресечении нарушений правил пожарной безопас­ности в лесах, Типовой договор при­влечения арендаторов и гражданских лиц на тушение пожаров. Для патру­лирования лесов в республике в 2016 году было сформировано более 500 патрульных, патрульно-маневренных и маневренных групп.

Рослесхозом принято решение о размещении в Бурятии 100 десантни­ков до начала пожароопасного перио­да. МЧС России направило в Бурятию 80 курсантов для патрулирования ле­сов.

Принятые меры позволили сни­зить количество природных пожаров более чем в 2 раза и в 3 раза сокра­тить площадь, пройденную лесными пожарами. Однако, несмотря на улуч­шение ситуации с тушением пожаров, в 2016 году остаются нерешенными проблемы, выявленные еще в 2015-м. В соответствии с действующим за­конодательством главы поселений, находящихся в центральной эколо­гической зоне, не могут производить сплошные рубки, а, значит, и строить противопожарные разрывы, а это бо­лее 80 поселений, которые остаются без защиты. Кодекс об администра­тивной ответственности не предус­матривает ответственности граждан при нарушении режима ЧС, хотя при режиме «Повышенная пожарная опас­ность» такая мера присутствует. И по­тому каждый год в самое жаркое вре­мя возникают разногласия.

Также не урегулирован вопрос между МЧС РФ и Рослесхозом о поряд­ке использования и оплаты авиации, задействованной на тушении пожа­ров, доставки десанта и его эвакуа­ции с пожаров. У Рослесхоза авиации нет, а у МЧС она используется толь­ко для защиты населённых пунктов. Между тем, особые охраняемые зоны в силу своей специфики не имеют ни противопожарных разрывов, ни тех­нологических дорог, ни посадочных площадок для вертолетов, что в зна­чительной степени снижает эффек­тивность борьбы со стихией. Потому невозможно оперативно высадить десант и доставить технику, что при­водит к распространению очагов воз­горания.

Глава Бурятии обратил внимание на то, что существующая методика распределения средств на выполне­ние федеральных полномочий не учи­тывает рельефа территории, наличие инфраструктуры и класс пожарной опасности.

- В Бурятии класс опасности выше, чем в СФО, но деньги мы получаем одинаково, хотя у них горит леса на порядок меньше, - подчеркнул Глава республики.

Так, Бюджетное законодатель­ство предусматривает выделение федеральных средств на переданные полномочия, как правило, исходя из утвержденных нормативов, так оно и происходит по всем переданным субъ­ектам федеральным полномочиям, кроме лесных. Именно в этом и кроют­ся основные проблемы в лесах России. Нормативы позволили бы установить норму обслуживания гектаров леса на одного лесничего, его оснащенность, затраты на охрану и лесовосстановле­ние, авиапатрулирование.

- Мы четко понимаем проблемы лесной отрасли и в конструктивном диалоге решаем их совместно с Пра­вительством России и депутатами Гос­думы. Процесс этот не простой, но он находит понимание у заинтересован­ных структур и ответственных лиц. Убежден в том, что решив обозначен­ные выше проблемы, мы защитим лес и в значительной мере снизим его по­тери, как от пожаров и болезней, так и от незаконных рубок, - сказал Глава РБ.

Каждое второе «экологическое» преступление остается нераскрытым

Юрий Чайка, генпрокурор РФ, от­метил: одной из главных проблем, с которыми сталкиваются прокуроры, является недостаточная урегули­рованность законов в сфере охраны окружающей среды.

- Прокурорские проверки показа­ли: должным образом не осуществля­ется регулирование правовых отно­шений в области охраны окружающей среды, в частности, Министерство природы России в настоящее время не приняло более 40 нормативных актов. Минприроды РФ также не до конца отрегулировало деятельность и подведомственных ему организаций. В результате прокурорами выявля­ется большое количество нарушений при осуществлении разрешительных функций государственно-экологиче­ского надзора, а также в сфере взыска­ния платы за негативное воздействие на окружающую среду. Распростране­ны факты игнорирования требований водного, земельного законодательств, закона о недрах и недропользовании.

По словам генпрокурора РФ, в на­стоящее время усилена уголовная и административная ответственность за нарушение требований лесного за­конодательства, внесены изменения в законодательство, касающегося учета маркировки и транспортировки дре­весины. Органами государственной власти принимаются меры по пре­сечению правонарушений в области охраны окружающей среды, которые, правда, не всегда являются эффек­тивными. Об этом свидетельствуют результаты надзорной деятельно­сти прокуроров. Так, за 2015 год и за первую половину текущего года на территории Уральского, Сибирско­го и Дальневосточного федеральных округов выявлено свыше 140 тыс. правонарушений в области экологии, к дисциплинарной и уголовной от­ветственности привлечено свыше 28 тыс. виновных лиц, а по материалам прокуроров возбуждено более одной тысячи уголовных дел.

- Помимо этого, во многих регионах остро стоит проблема с утилизацией твердых бытовых отходов и загряз­нения атмосферы. Особую же озабо­ченность вызывает антропогенная нагрузка на озеро Байкал, что влечет за собой негативное влияние на его флору и фауну, - отметил Юрий Чайка.

Коснулся генпрокурор и проблем, связанных с лесным фондом – пожа­ров, вывоза древесины и пиломатери­алов.

- Почти миллион гектаров деловой древесины уничтожены огнем только за первую половину этого года, вслед­ствие чего экономика РФ не досчита­лась 3 млрд рублей. Экологии нанесен колоссальный вред, на восстановле­ние лесов потребуются долгие годы. Более того, погибли люди. Такое по­ложение во многом обусловлено не­достаточным финансированием, а также подготовкой органов власти, местного самоуправления, лесхозов по предупреждению и ликвидации возгораний. Не дорабатывают и кон­тролирующие органы в сфере охраны лесного фонда, ими несвоевременно пресекаются нарушения правил за­готовки древесины, санитарной без­опасности. А таможенными органа­ми не всегда проверяется полнота заявленной декларации фактического объема экспортной древесины, до­пускается необоснованный вывоз ле­соматериалов при несоответствии их веса, указанного в документах, - под­черкнул Юрий Чайка.

Генеральный прокурор особо вы­делил малоэффективную оперативно- розыскную работу территориальных органов внутренних дел, так как не­раскрытым остается каждое второе «экологическое» преступление, а раз­работка организованных групп «чер­ных лесорубов» практически не осу­ществляется.

Фото пресс-службы генпрокуратуры РФ.

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ

Читайте также