В Народном Хурале прошел «круглый стол», посвященный проблемам взаимодействия производителей с торговыми сетями, выработке механизмов по контролю реализации изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, сообщает газета «Бурятия».
Что в имени твоем, закон?
Как сообщает пресс-службы Министерства промышленности и торговли РБ, 15 июля вступили в силу изменения, предусматривающие новые условия заключения договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров. Теперь торговые сети обязаны размещать на своих интернет-сайтах информацию об условиях отбора для заключения договоров поставки.
Ранее данная информация предоставлялась торговыми сетями отдельным поставщикам по запросам, что могло приводить к установлению различных условий. Эти же правила распространяются и на поставщиков в их отношениях с торговыми сетями.
Кроме того снижается максимальный размер вознаграждения, который торговые сети могут получать от поставщика за приобретение ими у этого поставщика определенного количества продовольственных товаров, – с 10% до 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Поправки к закону призваны облегчить выход на рынок продукции малого и среднего бизнеса. Поставщикам проще будет попасть в сетевые структуры в связи со снижением ретро-бонуса, то есть «платы за присутствие на полке» - до 5% .
В эту сумму также подлежит включение и плата за оказание поставщикам услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.
Новый закон также сокращает максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями полученных от поставщиков продовольственных товаров, если договором между ними предусмотрена отсрочка оплаты.
Сокращение сроков оплаты торговыми сетями за поставленную продукцию позволит снизить кредитную нагрузку поставщиков.
В конечном итоге снижение издержек наших производителей в перспективе может повлиять на ограничение роста цен в магазинах.
Кроме того уточняются и антимонопольные правила - вводится запрет на взимание платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты («входной билет»), а также за изменение ассортимента продовольственных товаров.
Условия договоров должны быть приведены в соответствие с новыми правилами до 1 января 2017 года
В поддержку местных производителей
В Бурятии торговые сети представлены широко. Это 84 торговых центра, 35 торговых комплексов, 6 розничных рынков, 1180 мелкорозничных объектов, 5184 магазина. Для продвижения продуктов местного производителя проводятся разные акции и конкурсы, продвигается бренд «Сделано в Бурятии».
Основная задача акции «Сделано в Бурятии» - это привлечение на рынок продукции местного производства. Были проведены десятки мероприятий по продвижению местной продукции - ярмарки, дегустации, фестивали, пресс-туры к местным товаропроизводителям.
- Надеемся, что закон благоприятно скажется на развитии торговли местной продукцией, - отметила заместитель руководителя Администрации Главы РБ и Правительства РБ по информационной политике Ирина Смоляк.
Трудности местного производства
- С торговыми сетями мы поддерживаем связь с 2006 года, с того времени нам часто приходится преодолевать трудности, но несмотря ни на что, наша птицефабрика - единственная в Бурятии. И если государство взялось регулировать торговую деятельность, то для нас особенно важен пункт, касающийся сроков оплаты за товар. На данный момент задолженность торговых сетей перед нами составляет 10-15 млн рублей. Ежемесячно платежи идут, но при этом сумма задолженности не уменьшается. С 2015-2016 года из-за экономических колебаний и почвенной засухи произошло удорожание кормовой базы для производства нашей продукции, поэтому поставщики перевели наше предприятие на 100% предоплату, - поделился заместитель начальника отдела сбыта ОАО «Улан- Удэнская птицефабрика» Константин Урбаев.
Генеральный директор компании «Велес» (производство безалкогольной продукции, чая, кваса, минеральных вод) Павел Мальцев рассказал, что проблема со сбытом на местном рынке длится не первый год. Компания из года в год сталкивается с проблемами, и таким образом «Велес» три года не сотрудничает с «Абсолютом», два года - с «Николаевским». Дело в том, что некоторые крупные торговые сети просят «входной бонус» и устанавливают очень низкую закупочную цену, ниже себестоимости - компания на такой шаг пойти не может. В итоге предприятие снижает объемы производства на местном рынке почти на 30%, это, в свою очередь, влечет снижение налогов и сокращение работников.
По словам Павла Мальцева, компания больше торгует в Иркутске и Чите, чем в Улан-Удэ. У соседей нет особых проблем с поставщиками из других регионов, у властей есть рычаги давления на сети.
Генеральный директор ОАО «Бурятхлебпром» Петр Протасов рассказал: им сложнее и проще одновременно, потому что такие сети, как «Абсолют» и «Титан», имеют свои пекарни, а у «Бурятхлебпрома» свои торговые сети.
Торговые сети конкурируют с производителями
«Бурятмяспром» свою продукцию реализует на местном рынке и в других регионах России.
- Проблема в том, что у некоторых торговых сетей есть своё производство, которое составляет нам конкуренцию. Мелкие сети тоже стараются пойти по примеру крупных сетей, предъявляют жесткие условия. И приходится идти на эти условия, потому что нам необходимы каналы сбыта, - сообщила коммерческий директор ООО «Бурятмяспром» Ольга Власова.
Компания «Бурятмяспром» надеется, что до конца года предприятие выстроит отношения с торговой сетью, но есть опасения, что сейчас перезаключение договоров будет намеренно затягиваться, потому что текущие действуют до конца года.
- Мы рады новому закону. Основная наша надежда на мониторинговую группу ФАС, если она будет периодически проводить мониторинги, то можно надеяться, что будет выстроена нормальная работа между поставщиком и торговой сетью. Старый закон налагал множество обязательств, но на самом деле, сколько работаем, видели много схем, что просто поражаешься выдумке тех людей, которые их придумали, - поделилась Ольга Власова.