Общество 21 сен 2016 1880

​Высшая «адмиральская» награда

В феврале этого года Главный федеральный инспектор по Республи­ке Бурятия Сергей Ромахин от российского организационного коми­тета «Победа» вручил республиканскому Совету ветеранов и лично его председателю Ревомиру Гармаеву настольные памятные медали «70 лет Победы» и миниатюрный набор с изображением знаков государ­ственных наград СССР, учрежденных в период Великой Отечественной войны и после ее окончания, пишет газета «Бурятия».

Награда приравнена к ордену Суворова

Напомним, что по инициативе Ре­вомира Гармаева газета «Бурятия» начала публикацию серии материа­лов о таких государственных награ­дах. Наш первый материал, рассказы­вающий об орденах и медалях этого периода, был посвящен орденам «По­беда» и Суворова. К слову, на сегод­ня установлено, что орденами Суво­рова III степени награждены восемь фронтовиков, чьи судьбы так или иначе связаны с нашей республикой. Это Владимир Андронников, Павел Арефьев, Николай Цыдыпов, Семен Торгашин, Георгий Андреев, Михаил Антропов, Тимофей Исаков и Евгений Никифоров.

Сегодня речь пойдет об ордене Ушакова. В июне 1943 года нарком Военно-Морского флота СССР и одно­временно главком ВМФ адмирал Ни­колай Кузнецов после доклада в Крем­ле о ситуации на флоте обратился к Верховному главнокомандующему с предложением об учреждении флот­ских наград, мол, морякам хотелось бы иметь свои ордена, поскольку есть знаменитые полководцы, достойные имена. Действительно, до мая 1944 года морские офицеры почти не на­граждались «сухопутными» полковод­ческими орденами.

С лета того же года стартовала под­готовительная работа по учреждению двух флотских орденов, включая двух­степенный орден Ушакова. К работе по этому проекту подключились на­чальник организационно-мобили­зационного управления Наркомата ВМФ СССР капитан 1-го ранга Борис Хомич, капитан 2-го ранга Николай Волков, известный ленинградский ху­дожник-архитектор Модест Шепелев­ский, историк Евгений Барков, глав­ный художник штаба ВМФ Аркадий Диодоров.

В середине января 1944 года Ни­колай Кузнецов на заседании прави­тельства представил эскизы будущих флотских наград. Но Сталин отверг варианты эскизов, выполненных группой Хомича в темных тонах. После этого вся работа по созданию эскизов, по сути, началась заново.

В последних числах февраля 1944 года Сталин снова вызвал к себе Куз­нецова и сообщил ему, что одобрил рисунки ордена Ушакова. А уже 3 марта 1944 года вышел Указ Прези­диума Верховного Совета СССР об уч­реждении специальных наград - для офицеров ВМФ, включая советские флотские ордена - Ушакова I и II сте­пеней. Было определено старшин­ство ордена Ушакова над орденом На­химова, и высшая флотская награда была приравнена к полководческому ордену Суворова.

Эта награда вручалась офицерам ВМФ СССР, в том числе за отличную организацию и проведение операции против противника в море и возле его побережья, за успехи в уничтожении сил флота противника или его бере­говых баз и укреплений в результате внезапного и решительного нанесе­ния ударов, основанных на полном взаимодействии всех сил и средств флота.

Знак ордена Ушакова I степени состоит из четырех частей. Первая основная часть – пятиконечная штра­ловая (лучистая) звезда, выполнен­ная из платины. Вторая часть пред­ставляет собой серебряный якорь с цепью, который крепится к плати­новой звезде четырьмя заклепками. Третья часть – округлый золотой ме­дальон с барельефом Ушакова (по­крыт голубой эмалью). Четвертой частью можно считать округлую при­жимную гайку.

Орден Ушакова II степени по раз­мерам, конструкции и рисунку прак­тически аналогичен ордену I степе­ни. Отличается лишь материалом, из которого изготовлен. Так, штраловая звезда сделана из золота, а централь­ный медальон и якорь с цепью - из серебра. Эмаль в центральном круге - синего цвета.

Борис Ущев - один из первых кавалеров ордена Ушакова II степени

Первое награждение орденом Уша­кова I степени произошло Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года: им были удостоены командир бригады подводных лодок Черноморского флота контр-адмирал Петр Болтунов и командующий ави­ацией Черноморского флота гене­рал-лейтенант Василий Ермаченков. Они были отмечены высокой прави­тельственной наградой за успешные действия по освобождению Крыма. А орденом Ушакова I степени за № 1 ле­том 1944 года наградили командую­щего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала Владимира Трибуца.

11 человек награждены этими двумя орденами. Среди них – нарком ВМФ Николай Кузнецов, адмиралы Лев Галлер, Иван Исаков, Гордей Лев­ченко. В числе кавалеров этой награ­ды – один иностранный гражданин. Это бывший командующий военно- морскими силами союзных войск в Ев­ропе бригадный адмирал сэр Бертрам Хоум Рамсей. В июне 1945 года одним Указом сразу 18 офицеров наградили этим орденом. Этой флотской награ­ды были удостоены 10 соединений и частей ВМФ, включая 9-ю штурмовую Ропшинскую авиационную дивизию Краснознаменного Балтийского фло­та и бригаду подводных лодок Север­ного флота.

В последний раз эта награда вру­чена в 1968 году Военно-Морской академии (ныне имени адмирала Со­ветского Союза Николая Кузнецова). В общей сложности этим «адмираль­ским» орденом совершено 47 награж­дений, включая соединения и части.

В числе первых на Северном флоте орден Ушакова II степени весной 1944 года получил командир Краснозна­менной бригады подводных лодок Иван Колышкин, капитан 2-го ранга Василий Котов, капитан Владимир Пирогов, орден Ушакова II степени за № 1 был вручен в июле 1944 года ко­мандующему Кронштадтским оборо­нительным районом вице-адмиралу Юрию Ралль.

Орденом Ушакова II степени было совершено 1934 награждения, в том числе 13 соединений и частей.

Установлено, что из офицеров, име­ющих отношение к Бурятии, един­ственный кавалер ордена Ушакова II степени – Герой Советского Союза, командир 2-го отряда торпедных ка­теров 1-го гвардейского дивизиона бригады торпедных катеров Красноз­наменного Балтийского флота Борис Ущев. 1 апреля 1944 года командир 1-го гвардейского дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского фло­та Сергей Осипов представил «за сме­лые, дерзко проведенные операции» выпускника школы №2 города Улан- Удэ Бориса Ущева к ордену Нахимова I степени. Однако вместо этой награды Ущев получил орден Ушакова II степе­ни. Причем, этой высокой награды он удостоен в числе первых не только на Балтийском флоте, но и в СССР (поряд­ковый номер награды – 7-й).

Судя по наградному листу, за этот орден Борис Ущев «в компании 1943 года организовал и лично руководил 38 активными заградительными мин­ными постановками», «участвовал в операциях по бомбометанию, минных позиций противника», «в операции 27 сентября 1941 года в бухте Лыу пото­плен вспомогательный крейсер и три миноносца врага». Как писал в своей книге «Балтийцы вступают в бой» ко­мандовавший Балтийским флотом ад­мирал Владимир Трибуц, в сентябре 1941 года «в неравных боях отличился молодой командир звена торпедных катеров Борис Ущев». «Его торпед­ный катер первым прорвал вражескую огневую завесу, вышел на предельно короткую дистанцию и атаковал ко­рабли противника». Когда катер Кре­менского попал в тяжелое положение, Ущев, невзирая на опасность, бро­сился на помощь товарищу, под огнем врага снял весь экипаж, поставил ды­мовую завесу и благополучно вышел из зоны огня.

Имя Героя Советского Союза Бо­риса Ущева увековечено в мемориа­ле «Воинам-катерникам» в Севасто­польской гавани города Балтийска. Его именем названа улица в городе Петропавловск (Казахстан). Поста­новлением главы администрации г. Улан-Удэ от 28 апреля 1994 года ули­ца Строителей в поселке Солдатский переименована в улицу имени Бориса Ущева.

Еще один наш земляк, уроженец Баргузинского района, капитан 1-го ранга Константин Оляндер не был на­гражден орденом Ушакова. Зато его китель украшали ордена Ленина, три ордена Красного Знамени. До войны Константин Ильич служил в 4-м отде­ле штаба Амурской Краснознаменной военной флотилии. Во время войны был начальником штаба Днепровской бригады речных кораблей, а в сентя­бре 1945-го на Восточном фронте он воевал в должности начальника шта­ба Зее-Бурейской бригады речных кораблей.

Фото из личного дела Бориса Ущева

Автор: Баясхалан ДАБАИН