На какой стадии находится принятие Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации»? Какова роль Бурятии во взаимоотношениях России с Монголией и Китаем в торгово-экономической, инвестиционной и гуманитарной сферах?
Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на выездном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам по теме «Роль приграничного и международного сотрудничества субъектов РФ в сопряжении строительства Евразийского экономического Союза и экономического пояса Шелкового пути». Заседание прошло в минувшую субботу в Улан-Удэ под председательством руководителя Комитета СФ по международным делам Константина Косачева. В работе совещания участвовали Председатель Народного Хурала РБ Цырен-Даши Доржиев, заместитель Председателя Правительства РБ по экономическому развитию Александр Чепик.
Фото предоставлено отделом по работе со СМИ НХ РБ
Заседание предварила встреча сенаторов, представителей федеральных органов власти с депутатами Народного Хурала Бурятии и руководителями республиканских министерств и ведомств.
- Мы живем в меняющемся мире. Сегодня ясно, что нужны новые подходы к международным отношениям, - отметил председатель Народного Хурала РБ Цырен-Даши Доржиев. – Для нас, жителей Сибири, важно видеть: вектор внешней политики нашего государства смещается на Восток. Именно здесь открываются широкие перспективы для экономического и культурного сотрудничества.
Такие вопросы решаются на федеральном уровне
Цырен-Даши Доржиев отметил, что Бурятия занимает приграничное положение с соседней Монголией, с которой нашу республику связывают экономические, родственные, исторические и культурные связи, и существуют перспективы экономического сотрудничества с Китаем.
Цырен-Даши Доржиев также отметил важность визита сенаторов в Бурятию:
- Такие вопросы решаются на федеральном уровне.
Константин Косачев сообщил, что инициатором выездного заседания комитета в Бурятии стал сенатор от республики Арнольд Тулохонов.
- В последнее время в нашей работе появились новые формы – выездные заседания комитета, – проинформировал руководитель группы сенаторов. - Они организуются в приграничных субъектах Федерации, потому что тема для нас очевидна – содействие внешнеэкономическим, в первую очередь, международным, гуманитарным связям субъектов России.
Константин Косачев затронул и еще одну важную тему: сейчас на завершающей стадии находится принятие «многострадального» Закона о приграничном сотрудничестве.
- Смысл выездного заседания не в том, чтобы вам что-то рассказать, а чтобы слушать и слышать вас, напрямую почувствовать, чем здесь живете, с какими проблемами сталкиваетесь, в чем недорабатывает федеральный центр во всех его измерениях, - отметил Константин Косачев.
На встрече в Народном Хурале депутаты республиканского парламента и сенатор Арнольд Тулохонов сразу задали тон выездному заседанию Комитета СФ.
Парламентарий Валерий Цыремпилов попросил сенаторов обратить внимание на реконструкцию международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Кяхта».
- МАПП начали строить в декабре 2013 года, – обратился Валерий Цыремпилов. – И сейчас не видно конца и края строительству: деньги почему-то до нас не доходят. Хотелось бы, чтобы объект завершили в 2017 году.
По словам парламентария из Кяхтинского района, сегодня за сутки через этот МАПП проходит до 1900 автомобилей, а рассчитан он на 500 автомашин, нагрузка на пункт пропуска очень большая.
Депутат Анатолий Кушнарев затронул такую актуальную тему, как возможность строительства ГЭС на притоке Селенги в Монголии, что может негативно отразиться на экологической ситуации в Байкальском регионе.
Проекты на Селенге должны учитывать интересы России
Выездному заседанию предшествовал пресс-подход, на котором на вопросы журналистов ответили Константин Косачев, Цырен-Даши Доржиев и зампред Правительства республики по экономическому развитию Александр Чепик.
– У нас существуют проблемы по реализации строительства скоростной автомобильной дороги между Улан-Батором и Улан-Удэ и дальше до Пекина, - заявил Александр Чепик. – Есть трудности и по реализации скоростной железной дороги.
Приграничные районы, по логике вещей, отметил Константин Косачев, должны обладать определенными стартовыми преимуществами по сравнению с другими субъектами Федерации в своих международных связях, потому что они ближе к партнерам. На деле же это происходит далеко не всегда.
Константин Косачев проинформировал журналистов о том, что Совет Федерации внимательно следит за ситуацией вокруг возможного строительства ГЭС в Монголии:
- Мы понимаем обеспокоенность монгольских коллег, которая связана с проблемами в энергообеспечении страны, но и прекрасно понимаем, что проекты, которые могут реализовываться на Селенге без учета интересов российской стороны, всего комплекса природоохранных мероприятий, связанных с Байкалом, тоже недопустимы. Поэтому лучше искать взаимоприемлемые развязки.
Бурятия занимает важное место в транспортной системе России
Выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам открыл его председатель Константин Косачев.
- Отличительная черта приграничных районов - их инфраструктурная удаленность от остальной части России, – подчеркнул сенатор. – Социально-экономическое развитие таких регионов сдерживается высоким износом инженерной инфраструктуры и порой низкой заинтересованностью предпринимателей в ведении бизнеса на территориях, географически отдаленных от более крупных центров и находящихся в приграничной зоне.
По словам Константина Косачева, сегодня Бурятия играет важную роль в транспортной системе России, и транспортный потенциал республики должен стать одним из ключевых в развитии международных отношений России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Бурятия занимает важное место во внешнеэкономическом сотрудничестве со странами АТР, - подчеркнул в своем выступлении на заседании Цырен-Даши Доржиев. - Это самая восточная республика на границе буддийского мира Азии.
По словам спикера республиканского парламента, в настоящее время требуется обеспечить эффективные контакты в рамках Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, интенсивно развивающегося пояса Великого шелкового пути. Это возможно только при эффективном приграничном сотрудничестве на региональном и муниципальном уровнях. Потенциал приграничного сотрудничества может быть повышен при соответствующем обустройстве пунктов автомобильного перехода на границе, транспортной инфраструктуры.
- Вопрос обустройства международного автомобильного пункта пропуска на российско-монгольской границе приобрел особую остроту, – заявил Цырен-Даши Доржиев. – В этой связи проводится реконструкция МАПП «Кяхта», который является одним из основных выходов в Азию.
В своем выступлении Александр Чепик выразил уверенность, что принятые на заседании решения позволят быстрее решать вопрос развития экономики Бурятии на федеральном уровне. Он отметил эффективную работу сенаторов от Бурятии Александра Варфоломеева и Арнольда Тулохонова и роль Константина Косачева в поддержке интересов республики.
Разговор не был «местечковым»
Как и предполагалось, темы, поднятые на встрече в Народном Хурале, были продолжены на выездном заседании Комитета СФ.
Так, заместитель директора Департамента развития приграничного сотрудничества Минэкономразвития России Анна Попова прокомментировала животрепещущую для приграничных регионов тему по «многострадальному» Закону «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации»:
- На этой неделе получили информацию, что в законопроекте есть небольшие поправки резолюционного характера. Думаю, что после вторичного согласования еще раз внесем законопроект в правительство, и уже на заседании комиссии по проектной деятельности документ будет рассмотрен и внесен в Госдуму для рассмотрения.
На вопрос Константина Косачева «как быстро вы (Минэкономразвития) можете вернуть документ в правительство», Анна Попова ответила:
- Мы эти замечания в официальном порядке не получали, но как только документ нам «спустят» и у нас будут установлены сроки, постараемся максимально быстро все согласовать, отправить его на вторичное чтение.
По поводу этого Закона Константин Косачев предположил, что, возможно, он будет принят до конца года, но здесь много зависит от депутатов Госдумы.
Глава администрации Кяхтинского района Александр Буянтуев, затронув вопрос по затянувшейся реконструкции МАПП «Кяхта», назвал эту проблему «криком и стоном кяхтинской земли».
- Действительно, реконструкция МАПП «Кяхта» затянулась, - пояснил руководитель Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Сергей Кондратов. – Она длится с 2013 года. В этом много, скорее, объективных причин. Сначала реконструкцию начинал Иркутский филиал, который в 2014 году был ликвидирован. Затем ее передали нам. Сумма контракта по проекту – 612 млн рублей. В настоящее время остаток денежных средств по реконструкции – 125 млн рублей, которые предусмотрены в этом году. Но пока денежные средства не выделены. Мы расторгли контракты с недобросовестными подрядчиками.
Эмоционально выступил по проблеме МАПП «Кяхта» Арнольд Тулохонов:
- Там сменилось три подрядчика. Кто подавал на них в суд? Ведь освоены деньги. И куда делись эти деньги?
Также Арнольд Тулохонов высказался на тему международного молодежного сотрудничества и внес дельное предложение: восстановить молодежные форумы «Россия – Монголия», которые были в советское время.
По итогам заседания Константин Косачев дал свою оценку: разговор в Улан-Удэ получился «конкретным и содержательным», он не был «местечковым»:
- Мы говорили о серьезных вопросах, от которых зависит судьба республики, они носят общегосударственный характер.
Также Константин Косачев еще раз вернулся к теме законопроекта о приграничном сотрудничестве:
- Предлагаю составить мое письмо. Оно может быть или на имя министра экономического развития РФ или на имя руководителя аппарата правительства. В этом письме сведем воедино то, что говорили на трех заседаниях и попросим эту работу ускорить.
По окончании заседания участники выразили уверенность, что темы, которые обсуждались на встрече, будут подняты на самом высоком федеральном уровне, и приграничное и межрегиональное сотрудничество регионов России выйдет на новый виток развития.