Экономика 14 окт 2016 1136

​Госзакупки Бурятии уходят в сеть

Деятельность Республиканского агентства по госзакупкам (РАГЗ) всегда нахо­дится под пристальным вниманием властей и общественности Бурятии. На каком основании определяются победители? Почему среди них высок про­цент предпринимателей из других регионов, когда местные нередко проста­ивают без работы? Прозрачна ли сама система госзакупок? Об этом состоялся раз­говор на совместном заседании Общественного совета при РАГЗ, сообщает газета «Бурятия».

Рост закупок на 56%

Количество заявок, которые направили заказчики в Агентство по госзакупкам, в последние два-три года неуклонно растет. Если в 2014-м их число составляло 5817, то уже в прошлом году оно достигло 7306. Та­кая же тенденция сохраняется и в текущем году – число заявок за девять месяцев уже пере­валило за пять тысяч и за оставшийся квар­тал, скорее всего, вырастет.

- Увеличение связано с существующим законодательством, которое, к примеру, обязывает проводить торги по каждому наименованию лекарственных препаратов. Добавим к этому торги и по субъектам ма­лого предпринимательства, социально ори­ентированным некоммерческим организа­циям. Из-за этого в сравнении с 2014 годом количество закупок возросло в 1,6 раза, рост составил 56%. При этом объем закупок остался на прежнем уровне – 6,62 млрд ру­блей в 2014-м, 6,52 млрд рублей в этом году, - сообщил руководитель РАГЗ Егор Олзоев.

Доля объема электронных аукционов Агентства по госзакупкам Бурятии возрос­ла с 4% в 2015 году до 31% в прошедшем первом полугодии.

По старинке, с молотка

Есть и проблемы, с которыми сталкива­ются сотрудники РАГЗ. Это, прежде всего, приостановка деятельности многолотовых аукционов в электронной форме.

- Вопрос этот очень важен, так как у нас сконцентрированы все торги. При наличии электронной формы мы бы смогли снизить количество аукционов на 25%, а трудовые затраты - на 15-20%. До 2010 года у нас су­ществовала своя электронная площадка, работой которой были довольны как за­казчики, так и мы. По этому поводу мы не раз писали письма в Минэкономразвития России, ФАС РФ, представители которых в частной беседе вроде относятся к проблеме с пониманием, но дальше слов дело почему- то не двигается, - подчеркнул руководитель РАГЗ.

Другая проблема в том, что по нынеш­нему законодательству реализовать в элек­тронной форме можно только имущество, а на другие товары это правило не распро­страняется. Потому сотрудники Агентства по госзакупкам вынуждены проводить их по старинке, с молотка, что влечет за собой затягивание торгов, постоянную смену аук­ционистов.

Как противостоять иногородним?

Интересный вопрос руководителю РАГЗ задал Сергей Дроздов, зампред Коми­тета Народного Хурала Бурятии по бюдже­ту, налогам и финансам:

- Почему за девять месяцев этого года не со­стоялось 12% торгов, где не было ни одно­го подрядчика, и 31%, в которых был один подрядчик? Получается, что почти поло­вина торгов, а это 43%, признаны несо­стоявшимися. Вследствие чего это произо­шло? Ведь несостоявшимися признаются торги на общую сумму в 2 млрд рублей. А это очень большая сумма.

- Дело в том, что по одному поставщику подают заявки в сфере питания. К ним так­же относятся районные средства массовой информации и прочее. Замечу, что доля состоявшихся торгов по Сибирскому феде­ральному округу примерно одинаковая. У нас же наметилась устойчивая тенденция к снижению этой доли. Для этого мы пред­принимаем немало мер. Так, проводим обучающие семинары в Минпромторге и Минсельхозпроде Бурятии, где буквально на пальцах разъясняем предпринимате­лям процедуру торгов. Это начало прино­сить свои плоды, - отметил Егор Олзоев.

Эмоциональным получился вопрос ген­директора ОАО «Бурятгражданпроект» На­тальи Грязновой. Он касался определения победителей торгов, которыми, по ее мне­нию, все чаще становятся предприятия из других регионов России.

- Я не согласна с условиями заказчи­ка, когда мы заведомо уступаем крупным компаниям из других регионов России. К тому же мало кто проверяет подлинность предоставляемой ими документации, а мы-то знаем, что там много подделок. Не проверяются нужным образом ход самих работ по возведению тех или иных объ­ектов, при этом в итоге страдает качество нового здания. Почему мы допускаем по­добные иногородние организации на объ­екты Бурятии? Зачем мы рубим сук, на котором сидим, отсеивая местных подряд­чиков? – спросила она.

- Действительно, зачастую заказчик, даже не проверив должным образом про­веденную работу, просто подписывает бумагу, - заметил на это Егор Олзоев. - Но должен же быть и контроль за ходом работ со стороны, как заказчика, так и контроли­рующих органов.

По словам руководителя РАГЗ, 75-80% торгов выигрывают местные резиденты, остальные 20-25% - иногородние.

- Полностью закрыть доступ к торгам для иногородних мы не можем вследствие единства экономического пространства России, что прописано в Конституции РФ. Это может привести к изоляции регионов. Насколько мне известно, в Госдуме на­шими якутскими парламентариями подготовлен законопроект, где предусматри­вается выделение 10-15% лотов местным сельхозпроизводителям. Но он лежит без движения уже третий год, - сообщил Егор Олзоев.

Сергей Дроздов уверен, что деятель­ность РАГЗ, которому в этом году исполня­ется 15 лет, республике попросту необхо­дима.

- РАГЗ экономит средства бюджета ре­спублики, и потому многие учреждения частенько обращаются к ним за помо­щью, - отметил депутат. - Республикан­ское агентство - одно из передовых под­разделений Бурятии. Оно проводит не только все публичные торги по закупкам, но и торги по аренде муниципального и государственного имущества, земельных участков. Все, что выставляет на продажу само государство, должно проводиться че­рез открытые аукционы. Это лишает возможность коррупции среди чиновников.

Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ

Читайте также