Деятельность Республиканского агентства по госзакупкам (РАГЗ) всегда находится под пристальным вниманием властей и общественности Бурятии. На каком основании определяются победители? Почему среди них высок процент предпринимателей из других регионов, когда местные нередко простаивают без работы? Прозрачна ли сама система госзакупок? Об этом состоялся разговор на совместном заседании Общественного совета при РАГЗ, сообщает газета «Бурятия».
Рост закупок на 56%
Количество заявок, которые направили заказчики в Агентство по госзакупкам, в последние два-три года неуклонно растет. Если в 2014-м их число составляло 5817, то уже в прошлом году оно достигло 7306. Такая же тенденция сохраняется и в текущем году – число заявок за девять месяцев уже перевалило за пять тысяч и за оставшийся квартал, скорее всего, вырастет.
- Увеличение связано с существующим законодательством, которое, к примеру, обязывает проводить торги по каждому наименованию лекарственных препаратов. Добавим к этому торги и по субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Из-за этого в сравнении с 2014 годом количество закупок возросло в 1,6 раза, рост составил 56%. При этом объем закупок остался на прежнем уровне – 6,62 млрд рублей в 2014-м, 6,52 млрд рублей в этом году, - сообщил руководитель РАГЗ Егор Олзоев.
Доля объема электронных аукционов Агентства по госзакупкам Бурятии возросла с 4% в 2015 году до 31% в прошедшем первом полугодии.
По старинке, с молотка
Есть и проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники РАГЗ. Это, прежде всего, приостановка деятельности многолотовых аукционов в электронной форме.
- Вопрос этот очень важен, так как у нас сконцентрированы все торги. При наличии электронной формы мы бы смогли снизить количество аукционов на 25%, а трудовые затраты - на 15-20%. До 2010 года у нас существовала своя электронная площадка, работой которой были довольны как заказчики, так и мы. По этому поводу мы не раз писали письма в Минэкономразвития России, ФАС РФ, представители которых в частной беседе вроде относятся к проблеме с пониманием, но дальше слов дело почему- то не двигается, - подчеркнул руководитель РАГЗ.
Другая проблема в том, что по нынешнему законодательству реализовать в электронной форме можно только имущество, а на другие товары это правило не распространяется. Потому сотрудники Агентства по госзакупкам вынуждены проводить их по старинке, с молотка, что влечет за собой затягивание торгов, постоянную смену аукционистов.
Как противостоять иногородним?
Интересный вопрос руководителю РАГЗ задал Сергей Дроздов, зампред Комитета Народного Хурала Бурятии по бюджету, налогам и финансам:
- Почему за девять месяцев этого года не состоялось 12% торгов, где не было ни одного подрядчика, и 31%, в которых был один подрядчик? Получается, что почти половина торгов, а это 43%, признаны несостоявшимися. Вследствие чего это произошло? Ведь несостоявшимися признаются торги на общую сумму в 2 млрд рублей. А это очень большая сумма.
- Дело в том, что по одному поставщику подают заявки в сфере питания. К ним также относятся районные средства массовой информации и прочее. Замечу, что доля состоявшихся торгов по Сибирскому федеральному округу примерно одинаковая. У нас же наметилась устойчивая тенденция к снижению этой доли. Для этого мы предпринимаем немало мер. Так, проводим обучающие семинары в Минпромторге и Минсельхозпроде Бурятии, где буквально на пальцах разъясняем предпринимателям процедуру торгов. Это начало приносить свои плоды, - отметил Егор Олзоев.
Эмоциональным получился вопрос гендиректора ОАО «Бурятгражданпроект» Натальи Грязновой. Он касался определения победителей торгов, которыми, по ее мнению, все чаще становятся предприятия из других регионов России.
- Я не согласна с условиями заказчика, когда мы заведомо уступаем крупным компаниям из других регионов России. К тому же мало кто проверяет подлинность предоставляемой ими документации, а мы-то знаем, что там много подделок. Не проверяются нужным образом ход самих работ по возведению тех или иных объектов, при этом в итоге страдает качество нового здания. Почему мы допускаем подобные иногородние организации на объекты Бурятии? Зачем мы рубим сук, на котором сидим, отсеивая местных подрядчиков? – спросила она.
- Действительно, зачастую заказчик, даже не проверив должным образом проведенную работу, просто подписывает бумагу, - заметил на это Егор Олзоев. - Но должен же быть и контроль за ходом работ со стороны, как заказчика, так и контролирующих органов.
По словам руководителя РАГЗ, 75-80% торгов выигрывают местные резиденты, остальные 20-25% - иногородние.
- Полностью закрыть доступ к торгам для иногородних мы не можем вследствие единства экономического пространства России, что прописано в Конституции РФ. Это может привести к изоляции регионов. Насколько мне известно, в Госдуме нашими якутскими парламентариями подготовлен законопроект, где предусматривается выделение 10-15% лотов местным сельхозпроизводителям. Но он лежит без движения уже третий год, - сообщил Егор Олзоев.
Сергей Дроздов уверен, что деятельность РАГЗ, которому в этом году исполняется 15 лет, республике попросту необходима.
- РАГЗ экономит средства бюджета республики, и потому многие учреждения частенько обращаются к ним за помощью, - отметил депутат. - Республиканское агентство - одно из передовых подразделений Бурятии. Оно проводит не только все публичные торги по закупкам, но и торги по аренде муниципального и государственного имущества, земельных участков. Все, что выставляет на продажу само государство, должно проводиться через открытые аукционы. Это лишает возможность коррупции среди чиновников.
Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА