Государственная Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам большегрузными автомобилями разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (ПЛАТОН) только в 2016 году обеспечила финансирование капитального ремонта двух мостов в Бурятии. Соответствующие работы по восстановлению аварийных мостов на общую сумму в 54 млн рублей уже начались и завершатся в следующем году. Более того, республика уже в 2017 году может получить из федерального бюджета за счет средств от ПЛАТОНа финансирование на восстановление еще пяти аварийных мостов длиной свыше 100 м. Соответствующую заявку на сумму 148 млн республиканский Минтранс уж подал, сообщил ИА Буряад Yнэн глава ведомства Сергей Козлов.
Мосты – за счет ПЛАТОНа
- В Бурятии 12 уникальных мостов (свыше 100 м длиной – ред.) находятся в аварийном состоянии. Благодаря внедренной в 2015 году в России системе ПЛАТОН у республики появилась прекрасная возможность в короткие сроки получить средства из федерального бюджета на капитальный ремонт этих объектов. Уже ведутся работы по реконструкции мостового перехода через р. Цакирка у с. Санага на автомобильной дороге Дутулур-Хужир-Санага-Утата-Далахай в Закаменском районе. На эти цели выделено 45 млн рублей. В этом же году начат капитальный ремонт мостового перехода через протоку реки Селенга, на автомобильной дороге п. Наушки до границы с Джидинским районом в Кяхтинском районе Республики Бурятия – на сумму 9 млн рублей, - рассказал министр.
Сергей Козлов пояснил, почему именно эти два объекта стали первыми, получившими финансирование от ПЛАТОНа через программу Дорожного фонда.
- На федеральном уровне разработана соответствующая методика, по которой и были определены эти два моста. Введем их в действие в 2017 году, средства – 54 млн рублей – уже получены, - пояснил Сергей Козлов.
Уже установлены опоры через р. Цакирка в Закаменском районе. Фото Сергея Козлова
Однако только этой суммой финансовое «взаимодействие» Бурятии с ПЛАТОНом не ограничится.
- Мы уже подали заявку на ремонт еще трех мостов – через р. Уда в п. Онохой, через р. Буговек в Тункинском районе и через р. Хамней в Закаменском районе. Также будет дополнительное финансирование на завершение ремонта двух мостов, реконструкция которых начата в этом году. Всего сумма финансирования может составить 148 млн рублей. Эти деньги мы ждем уже в мае-июне 2017 года, - сообщил министр.
Благодаря системе ПЛАТОН все более реальным становится и строительство третьего моста в Улан-Удэ – по ул. Сахьяновой. Конкурс на финансирование этого объекта может состояться уж в следующем году.
- Еще одно направление, куда направляется финансирование по ПЛАТОНУ – осуществление государственно-частного партнерства. В рамках ГЧП существует методика строительства мостов, искусственных сооружений – субъектам может быть выделен грант в виде федеральных субсидий. Гранты распределяются итогам проведения конкурса, где выбираются объекты для финансирования, - пояснил Сергей Козлов. – Сейчас мы готовим все необходимые технико-экономические обоснования, работаем с проектировщиками. Планируем участвовать в конкурсе в 2017 году – надеемся, что все документы будут готовы вовремя.
Дополнительные поступления, причем весьма оперативные, из федерального бюджета на решение столь насущных для республики вопросов стало возможным благодаря тому, что система ПЛАТОН как неналоговый источник пополнения Дорожного фонда России доказала свою состоятельность и эффективность за короткий срок работы.
- Действительно, первые деньги уже пошли на дорожные работы в регионы, в том числе и в Бурятию - 10,85 млрд рублей получили 25 субъектов Российской Федерации, включая 21 город. В первую очередь, на неотложный ремонт наиболее проблемных дорожных объектов. Дополнительные средства Дорожного фонда, который пополняется с помощью Системы «Платон» - а это 12 млрд рублей - пойдут на ремонт и строительство 31 моста в регионах, в том числе и на наши аварийные мосты, - отметил Сергей Козлов.
ПЛАТОН: рост качества дорог, но не рост цен
Напомним, Государственная Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам большегрузными автомобилями разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн введена на территории Российской Федерации с 15 ноября 2015 года на основании Федерального закона от 06.04.2011 №68-ФЗ и Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
Функции оператора Системы взимания платы на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014г. №1662 и Постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. №504 осуществляет ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». В том числе компания осуществляет перечисление денежных средств, внесенных владельцами транспортных средств в качестве платы в счет возмещения вреда, ежедневно и в полном объеме в федеральный бюджет.
За первые месяцы работы в Дорожный фонд с помощью Системы «Платон» по всей России уже собрано более 15 млрд рублей. Первые собранные с помощью системы «Платон» средства Правительство РФ выделило на ремонт в 2016 году более 1000 км дорог в регионах, а также на строительство и реконструкцию 31 моста.
Вопреки расхожему мнению, система ПЛАТОН отнюдь не является причиной роста цен в магазинах - влияние системы на экономику страны и на цены товаров сильно преувеличены самими грузоперевозчиками и заинтересованными грузоотправителями. В структуре общего грузооборота доля автомобильного транспорта 9%, а, например, железнодорожного – 87%. Местные продукты в регионах не возят на «12-тонниках»: только 8,5% - доля продовольственных товаров среди грузов, перевозимых на 12-тонниках. Таким образом, транспортная составляющая в цене продуктов на полках – от 4 до 10%. Иными словами, если подорожание и возможно, то не более чем 0,1 % от стоимости продукции.
Что касается возврата к изначальному размеру самого тарифа - 3,06 рублей - это самый низкий тариф в Европе (например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16). Нынешний же льготный тариф - 1,53 рубля по курсу 65 рублей за 1$ – $0,02, а это в 8 раза ниже, чем тариф в Беларуси.
По сути, льготный тариф стал шагом навстречу бизнесу. Возврат же планируемого размера тарифа 3,06 рублей позволит осуществить намеченные планы и продолжить работу по благоустройству дорожной инфраструктуры в России, в том числе и в Бурятии.
Введение льготного тарифа свою основную задачу - дать время для спокойной адаптации перевозчиков к требованиям законодательства, исключить спекуляции для поддержки бизнеса и не допустить повышения цен на продукты и услуги из-за спекуляций во время ввода системы – выполнило. Изначально планируемая сумма сбора в дорожный фонд была 40 млрд руб. (при тарифе 3,06 рублей). Снижение тарифа для поддержки бизнеса сократила эту сумма вдвое – ожидаемая сумма сборов от системы в 2016 году – 20 млрд рублей.
Постепенный возврат к начальному тарифу необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог. Сегодня перевозчики сами заявляют, что Система оказывает значительное положительное влияние на рынок. Рынок обеляется и добросовестным перевозчикам легче работать. Более того, система ПЛАТОН позволила перейти к справедливому принципу: кто заработает, используя дорогу, и кто больше ездит – тот платит, и платит только за фактический пробег. В итоге же в выигрыше останутся все – и представители бизнеса автоперевозок, и конечные потребители товаров и услуг: ремонт дорог и строительство уникальных дорожных сооружений за счет средств, собранных дополнительно в Дорожный фонд системой «ПЛАТОН», позволят сократить время на доставку, расходы на топливо и ремонт автомобилей, а значит повысит доходы логистического бизнеса.