Экономика 23 ноя 2016 1193

​Бюджет Бурятии на три года: доходы - ищем, расходы - пересматриваем

Какова концепция бюджета Бурятии на пе­риод с 2017 по 2019 год, на что стоит об­ратить внимание при дальнейшем обсуж­дении основного финансового документа республики, чтобы ко второму чтению закона подойти «во всеоружии»? Как и на что будет жить регион в ближайшие три года, обсудили на сессии Народного Хурала РБ, пишет газета «Бурятия».

Рассматривая законопроект о республиканском бюджете на 2017 и на плановый период до 2019 года, депутаты предложили сразу же перейти к вопросам к министру финансов республики, не заслушивая его доклад, так как все основные параметры уже извест­ны, а вопросов к правительству накопилось доста­точно много.

Банковские долги республики – долги Улан-Удэ?

Многих депутатов интересовало, каково сейчас соотношение банковских и бюджетных кредитов в республиканском бюджете.

По словам министра финансов Бурятии Игоря Шутенкова, на начало 2016 года по фактически сло­жившимся обстоятельствам госдолг республики со­ставил чуть более 10 млрд рублей. Из них 6,7 млрд приходится на долги кредитным организациям. Сум­ма бюджетных кредитов - 3,4 млрд рублей.

- Сейчас у нас смещаются акценты по взятым кре­дитам. На 18 ноября текущего года сумма кредитов от кредитных организаций составляет 2,5 млрд ру­блей, бюджетные кредиты - около 4 млрд рублей, - пояснил Игорь Шутенков.

Причем большая часть кредитов – это долги Улан- Удэ, и, по мнению многих депутатов, вопрос по ним стоит задать комитету по финансам столицы Буря­тии. Своим видением данного вопроса поделился заместитель Председателя Народного Хурала Респу­блики Бурятия Вячеслав Ирильдеев, особенно под­черкнув, что большая часть кредитов - это кредиты Улан-Удэ, и, скорее всего, это вопрос к комитету по финансам столицы республики.

- Прежде всего, это проблема города, они должны более оптимально и эффективно подходить к приня­тию своего бюджета и исполнять его. Но мы понима­ем, что республика и город - это как сообщающиеся сосуды, и, если возникают сложности, республика не может быть в стороне. Однако муниципалитеты и город Улан-Удэ, в частности, должны быть заинте­ресованы в развитии малого и среднего бизнеса, так как это их налоговая база, - высказал свое мнение зампредседателя Народного Хурала Вячеслав Ириль­деев.

По словам вице-спикера, в целом понимание этой ситуации есть. Но если город не сможет договорить­ся с банками о пролонгации своих кредитов, Улан- Удэ придется выплатить порядка 1,6 млрд рублей. Таких денег в городе нет, и если не найдутся - респу­блика будет вынуждена помочь Улан-Удэ.

Глава Комитета Народного Хурала Бурятии по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и рели­гиозным объединениям Цыденжап Батуев напомнил – часть долгов муниципалитетов на самом деле, что называется, виртуальные.

- Совершенно справедливо, что мы спрашиваем у правительства, у города, а как идет замена банков­ских кредитов на бюджетные? Нам отвечают, что они работают в этом направлении. Я считаю, что со сто­роны правительства должна проводиться более на­стойчивая работа по замене кредитов. При этом не нужно забывать, что часть муниципальных долгов у нас, можно сказать, «виртуальная». И правительство правильно опасается, что, если часть долгов будет списана, город снова может начать кредитоваться банковскими дорогими кредитами. Народный Хурал также держит этот вопрос на контроле. Я считаю, что мы должны проводить одну кредитную бюджетную политику, - отметил депутат.

Федеральный центр поддержит

Несмотря на кризисные проявления последних лет, концепция бюджета республики практически не изменилась. Как отметил Игорь Шутенков, отве­чая на вопрос депутата Бато Семёнова, кризис воз­ник не сегодня.

- Мы живем перманентно в таких условиях не­сколько лет. Те бюджеты, что мы принимали в предыдущие годы, и бюджет на ближайшие три года, построены на принципе стабильности, мы ничего здесь не меняем радикально. Нам необходимо прой­ти эти тяжелые годы, и в расходной части, за исклю­чением некоторых параметров, мы ничего не меня­ем. При этом и большой финансовой гибкости у нас нет, - пояснил министр финансов.

Игорь Марковец поинтересовался, будет ли «уре­зана» финансовая поддержка регионов со стороны федерального центра, и если да, то, как правитель­ство планирует выходить из этой ситуации.

По словам Игоря Шутенкова, прогноз на этот счет оптимистичный. По крайней мере, на текущий мо­мент.

- Насколько мы знаем, пока никаких изменений в этом направлении со стороны федерального цен­тра нет. Другое дело, что может быть произведено перераспределение внутри соответствующей статьи федерального бюджета. Кто-то получит больше, кто- то меньше, но в целом сумма остается та же. Пока не рассмотрен федеральный бюджет во втором чтении, ничего определенного сказать нельзя, - пояснил ми­нистр финансов Бурятии.

Еще раз о межбюджетных отношениях

В ходе обсуждения республиканского бюджета на будущий год депутаты еще раз обратились к вопро­су по межбюджетным отношениям. В частности, на этом остановился Цыденжап Батуев.

- У нас был нормальный работающий закон о меж­бюджетных отношениях, где все было прописано. И сейчас депутатов что волнует: нет четких и нормаль­ных «правил игры». Получается, что в начале года денег нет, а потом деньги появляются, и мы их даем муниципалитетам. Если так будет продолжаться, то главы районов, поселений, не смогут строить свои стратегические планы развития, потому что не бу­дут четко знать, на какие суммы они могут рассчи­тывать, - высказался депутат.

Цыденжап Батуев посоветовал правительству по­искать резервы в бюджете республики, отметив, что такие резервы есть.

«Сокращаться уже некуда!»

Настораживает депутатов республиканского пар­ламента и сокращение в будущем периоде расходов на агропромышленный комплекс.

- Если в 2016 году было выделено более одного млрд рублей, то в следующем году запланировано всего 700 млн. Поэтому в сельском хозяйстве проис­ходит сокращение штатов, поголовья скота и так да­лее. А ведь сельское хозяйство может стать одним из «локомотивов», который вытащит нашу экономику. Сокращения идут постоянно, но в сельском хозяй­стве сокращаться уже некуда! Я предлагаю ко второ­му чтению более детально подойти к этому вопросу, - предложил депутат Виктор Аюшеев.

Замглавы Комитета Народного Хурала по эконо­мической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Екатерина Цы­ренова еще раз напомнила членам правительства и депутатам парламента, что нужно более тщательно и серьезно работать над доходной частью бюджета.

- Мы постоянно должны возвращаться к вопро­сам, связанным с доходами бюджета, к социаль­но-экономическому развитию республики. Эти же вопросы мы должны поднимать при обсуждении стратегии развития республики до 2030 года. Ведь если не будет экономики, то не будет и бюджета, - за­явила Екатерина Цыренова. - Мы должны думать, как развивать нашу экономику. Мы должны четко пони­мать, какие доходы можем получить, и не только от наших налогов. Еще вчера должны были думать о модернизации и индустриализации экономики, что­бы наполнить бюджет, и об этом надо подумать на­шему правительству. Кризис может продолжаться долго, но думать о развитии мы должны всегда, и на всех уровнях власти.

Свою точку зрения об эффективности расходов в правительстве республики высказал председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.

- Сейчас многие депутаты говорят о сокращении или объединении ряда министерств, также говорят о сокращении заместителей председателя нашего правительства.Надо рассматривать все возможные варианты оптимизации расходов. Мы должны четко посмотреть, как министерства расходуют средства, эффективно ли они это делают, целесообразно ли они направляют деньги на те или иные программы, - отметил депутат.

Завершая рассмотрение бюджета на 2017-2019 годы в первом чтении, Председатель Народного Ху­рала Республики Бурятия Цырен-Даши Доржиев еще раз обратился и к правительству и к Счетной палате республики более детально разбираться с расход­ной частью бюджета. По мнению спикера, главное сейчас – определиться, куда направлять средства.

- Мы должны выполнять «майские Указы» Пре­зидента России, еще ряд обязательных направлений. Но мы должны чётко определиться, куда должны направлять наши деньги: на сельское хозяйство, на развитие промышленности, - заявил Цырен-Даши Доржиев. - Сегодня многие выступают с вопросами и предложениями, но, к сожалению, на ряд вопросов не были получены ясные и понятные ответы. И я об­ращаюсь ко всем: ко второму чтению определиться с основными направлениями развития нашей эконо­мики, промышленности, сельского хозяйства, соци­альной сферы. Нужно искать наши неэффективные, нерациональные расходы, находить дополнитель­ные доходы на ближайшие годы.

В итоге, несмотря на наличие ряда не прояснен­ных до конца вопросов, депутаты приняли бюджет на ближайшие три года в первом чтении. Теперь, вплоть до декабрьской сессии, пройдут заседания комитетов, комиссий и рабочих групп, на которых более подробно будут рассмотрены и распределены доходы и расходы республиканской казны до 2019 года.

Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА

Автор: Владимир МАТВЕЕВ

Читайте также