Какова концепция бюджета Бурятии на период с 2017 по 2019 год, на что стоит обратить внимание при дальнейшем обсуждении основного финансового документа республики, чтобы ко второму чтению закона подойти «во всеоружии»? Как и на что будет жить регион в ближайшие три года, обсудили на сессии Народного Хурала РБ, пишет газета «Бурятия».
Рассматривая законопроект о республиканском бюджете на 2017 и на плановый период до 2019 года, депутаты предложили сразу же перейти к вопросам к министру финансов республики, не заслушивая его доклад, так как все основные параметры уже известны, а вопросов к правительству накопилось достаточно много.
Банковские долги республики – долги Улан-Удэ?
Многих депутатов интересовало, каково сейчас соотношение банковских и бюджетных кредитов в республиканском бюджете.
По словам министра финансов Бурятии Игоря Шутенкова, на начало 2016 года по фактически сложившимся обстоятельствам госдолг республики составил чуть более 10 млрд рублей. Из них 6,7 млрд приходится на долги кредитным организациям. Сумма бюджетных кредитов - 3,4 млрд рублей.
- Сейчас у нас смещаются акценты по взятым кредитам. На 18 ноября текущего года сумма кредитов от кредитных организаций составляет 2,5 млрд рублей, бюджетные кредиты - около 4 млрд рублей, - пояснил Игорь Шутенков.
Причем большая часть кредитов – это долги Улан- Удэ, и, по мнению многих депутатов, вопрос по ним стоит задать комитету по финансам столицы Бурятии. Своим видением данного вопроса поделился заместитель Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Вячеслав Ирильдеев, особенно подчеркнув, что большая часть кредитов - это кредиты Улан-Удэ, и, скорее всего, это вопрос к комитету по финансам столицы республики.
- Прежде всего, это проблема города, они должны более оптимально и эффективно подходить к принятию своего бюджета и исполнять его. Но мы понимаем, что республика и город - это как сообщающиеся сосуды, и, если возникают сложности, республика не может быть в стороне. Однако муниципалитеты и город Улан-Удэ, в частности, должны быть заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, так как это их налоговая база, - высказал свое мнение зампредседателя Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев.
По словам вице-спикера, в целом понимание этой ситуации есть. Но если город не сможет договориться с банками о пролонгации своих кредитов, Улан- Удэ придется выплатить порядка 1,6 млрд рублей. Таких денег в городе нет, и если не найдутся - республика будет вынуждена помочь Улан-Удэ.
Глава Комитета Народного Хурала Бурятии по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжап Батуев напомнил – часть долгов муниципалитетов на самом деле, что называется, виртуальные.
- Совершенно справедливо, что мы спрашиваем у правительства, у города, а как идет замена банковских кредитов на бюджетные? Нам отвечают, что они работают в этом направлении. Я считаю, что со стороны правительства должна проводиться более настойчивая работа по замене кредитов. При этом не нужно забывать, что часть муниципальных долгов у нас, можно сказать, «виртуальная». И правительство правильно опасается, что, если часть долгов будет списана, город снова может начать кредитоваться банковскими дорогими кредитами. Народный Хурал также держит этот вопрос на контроле. Я считаю, что мы должны проводить одну кредитную бюджетную политику, - отметил депутат.
Федеральный центр поддержит
Несмотря на кризисные проявления последних лет, концепция бюджета республики практически не изменилась. Как отметил Игорь Шутенков, отвечая на вопрос депутата Бато Семёнова, кризис возник не сегодня.
- Мы живем перманентно в таких условиях несколько лет. Те бюджеты, что мы принимали в предыдущие годы, и бюджет на ближайшие три года, построены на принципе стабильности, мы ничего здесь не меняем радикально. Нам необходимо пройти эти тяжелые годы, и в расходной части, за исключением некоторых параметров, мы ничего не меняем. При этом и большой финансовой гибкости у нас нет, - пояснил министр финансов.
Игорь Марковец поинтересовался, будет ли «урезана» финансовая поддержка регионов со стороны федерального центра, и если да, то, как правительство планирует выходить из этой ситуации.
По словам Игоря Шутенкова, прогноз на этот счет оптимистичный. По крайней мере, на текущий момент.
- Насколько мы знаем, пока никаких изменений в этом направлении со стороны федерального центра нет. Другое дело, что может быть произведено перераспределение внутри соответствующей статьи федерального бюджета. Кто-то получит больше, кто- то меньше, но в целом сумма остается та же. Пока не рассмотрен федеральный бюджет во втором чтении, ничего определенного сказать нельзя, - пояснил министр финансов Бурятии.
Еще раз о межбюджетных отношениях
В ходе обсуждения республиканского бюджета на будущий год депутаты еще раз обратились к вопросу по межбюджетным отношениям. В частности, на этом остановился Цыденжап Батуев.
- У нас был нормальный работающий закон о межбюджетных отношениях, где все было прописано. И сейчас депутатов что волнует: нет четких и нормальных «правил игры». Получается, что в начале года денег нет, а потом деньги появляются, и мы их даем муниципалитетам. Если так будет продолжаться, то главы районов, поселений, не смогут строить свои стратегические планы развития, потому что не будут четко знать, на какие суммы они могут рассчитывать, - высказался депутат.
Цыденжап Батуев посоветовал правительству поискать резервы в бюджете республики, отметив, что такие резервы есть.
«Сокращаться уже некуда!»
Настораживает депутатов республиканского парламента и сокращение в будущем периоде расходов на агропромышленный комплекс.
- Если в 2016 году было выделено более одного млрд рублей, то в следующем году запланировано всего 700 млн. Поэтому в сельском хозяйстве происходит сокращение штатов, поголовья скота и так далее. А ведь сельское хозяйство может стать одним из «локомотивов», который вытащит нашу экономику. Сокращения идут постоянно, но в сельском хозяйстве сокращаться уже некуда! Я предлагаю ко второму чтению более детально подойти к этому вопросу, - предложил депутат Виктор Аюшеев.
Замглавы Комитета Народного Хурала по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Екатерина Цыренова еще раз напомнила членам правительства и депутатам парламента, что нужно более тщательно и серьезно работать над доходной частью бюджета.
- Мы постоянно должны возвращаться к вопросам, связанным с доходами бюджета, к социально-экономическому развитию республики. Эти же вопросы мы должны поднимать при обсуждении стратегии развития республики до 2030 года. Ведь если не будет экономики, то не будет и бюджета, - заявила Екатерина Цыренова. - Мы должны думать, как развивать нашу экономику. Мы должны четко понимать, какие доходы можем получить, и не только от наших налогов. Еще вчера должны были думать о модернизации и индустриализации экономики, чтобы наполнить бюджет, и об этом надо подумать нашему правительству. Кризис может продолжаться долго, но думать о развитии мы должны всегда, и на всех уровнях власти.
Свою точку зрения об эффективности расходов в правительстве республики высказал председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.
- Сейчас многие депутаты говорят о сокращении или объединении ряда министерств, также говорят о сокращении заместителей председателя нашего правительства.Надо рассматривать все возможные варианты оптимизации расходов. Мы должны четко посмотреть, как министерства расходуют средства, эффективно ли они это делают, целесообразно ли они направляют деньги на те или иные программы, - отметил депутат.
Завершая рассмотрение бюджета на 2017-2019 годы в первом чтении, Председатель Народного Хурала Республики Бурятия Цырен-Даши Доржиев еще раз обратился и к правительству и к Счетной палате республики более детально разбираться с расходной частью бюджета. По мнению спикера, главное сейчас – определиться, куда направлять средства.
- Мы должны выполнять «майские Указы» Президента России, еще ряд обязательных направлений. Но мы должны чётко определиться, куда должны направлять наши деньги: на сельское хозяйство, на развитие промышленности, - заявил Цырен-Даши Доржиев. - Сегодня многие выступают с вопросами и предложениями, но, к сожалению, на ряд вопросов не были получены ясные и понятные ответы. И я обращаюсь ко всем: ко второму чтению определиться с основными направлениями развития нашей экономики, промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Нужно искать наши неэффективные, нерациональные расходы, находить дополнительные доходы на ближайшие годы.
В итоге, несмотря на наличие ряда не проясненных до конца вопросов, депутаты приняли бюджет на ближайшие три года в первом чтении. Теперь, вплоть до декабрьской сессии, пройдут заседания комитетов, комиссий и рабочих групп, на которых более подробно будут рассмотрены и распределены доходы и расходы республиканской казны до 2019 года.
Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА