Состоянию этнокультурного образования семейских в Бурятии посвятили «круглый стол», на котором представители республиканских властей, члены Общественной палаты, главы муниципалитетов и общественники попытались выработать перспективные направления деятельности образовательных организаций по сохранению, изучению и развитию культурно-исторических традиций семейских в Бурятии, сообщает газета «Бурятия».
Во время встречи обсудили вопросы, связанные с учебно-методическим обеспечением дисциплин по изучению культуры и истории старообрядцев, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, донося учащимся культуру и историю семейских.
Участники конференции отметили, что сохранение культуры старообрядцев находится под вопросом из-за утраты живых традиций и ассимиляционных процессов.
Более подробно об этих проблемах и путях их решения нашему корреспонденту рассказал председатель региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия», член Общественной палаты Бурятии Сергей Петров.
Фото Германа НАМЖИЛОВА
- Сергей Петрович, уже не первый год достаточно остро стоит вопрос изучения, сохранения и развития культуры семейских в нашей республике. Что сегодня готовы предложить общественные организации, чтобы хоть как-то решить имеющиеся проблемы?
- В 2001-2006 годах в Бурятии действовала республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских». На прошедшем «круглом столе» я предлагал подготовить новую республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» как часть федеральной государственной программы «Укрепление единства и этнокультурного развития народов Российской Федерации в Республике Бурятия на 2015-2020 годы» и учесть ее финансовое обеспечение в бюджете Бурятии.
- Но, согласно этой программе, еще в декабре 2005 года издан приказ «О введении в образовательно- воспитательное пространство школы программного курса этнического образования «История и культура семейских Забайкалья как часть национально-регионального компонента государственного стандарта образования». Как сейчас преподают культуру и историю семейских в школах, где компактно проживают семейские и есть ли такие уроки в настоящее время вообще?
- В прошлом году при поддержке Комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям и Бурятским Республиканским институтом образовательной политики (БРИОП) проведен анализ современного состояния этнокультурного образования детей семейских. Выяснилось, что в 25 общеобразовательных школах республики преподается история и культура семейских как местный компонент, но нет учебных пособий и единой программы.
В этих школах сами учителя с помощью различной старообрядческой литературы разработали учебные программы. Школы находятся в семейских селах, где люди заинтересованы в том, чтобы их дети не забыли свою историю и культуру, это все делается на энтузиазме учителей и родителей, которые прилагают все усилия для сохранения своей традиционной национально-региональной культуры.
Сегодня в русле единой региональной образовательной политики необходимо выстраивать новую стратегию, позволяющую эффективно «проращивать» традиционную народную культуру в современную жизнь.
- Что делают старообрядцы республики, чтобы решить вопрос сохранения своей традиционной культуры?
- Общество культуры семейских выступило с инициативой подготовки и издания учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Бурятии. Создана рабочая группа по подготовке учебного комплекта для образовательных школ в местах компактного проживания семейских.
В июле 2015 года БРИОП совместно с Обществом семейских и Бичурским районным управлением образования издали сборник образовательных программ педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Бурятия.
В 2016 году Обществом культуры семейских, БРИОП, «Бичурским Домом детского творчества» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы Бурятии с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений проведен конкурс учебно- методических материалов по истории и культуре семейских среди образовательных организаций республики. По результатам конкурса определили лучшие программы, которые изданы в отдельном сборнике.
Фото Артема ФЕДОТОВА
- Какие наиболее значимые события произошли в Бурятии за последнее время, связанные с преподаванием культуры и истории семейских?
- Их было достаточно много. Но особенно хочется отметить, что в прошлом году при поддержке Правительства Бурятия и ряда общественных организаций в Бурятии прошел Всероссийский этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. А отличительной чертой этнофорума стало участие в его работе патриарха Московского и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александра (Калинина) и митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и религиозных организаций.
На этнофоруме приняли резолюцию с учетом социально-экономических и политических изменений в государстве, а также инновационных процессов в образовании. Отмечено, что реальность российской образовательной культуры начала XXI века представляет собой уникальное сочетание образовательных культур и ценностей и рассматривает культуру старообрядцев в качестве важнейшей духовной основы российской цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную идентичность.
Подводя итоги нашего разговора, Сергей Петров еще раз напомнил, что вопросы сохранения и развития этнокультурного образования семейских в республике неоднократно поднимались перед Главой Бурятии Вячеславом Наговицыным и экс-министром образования и науки республики, а ныне депутатом Государственной Думы РФ Алдаром Дамдиновым. Получены заверения, что старообрядцам Бурятии будет оказываться как организационная, так и финансовая поддержка.
В 2001 году в Париже духовная культура семейских провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества». В настоящее время на территории Республики Бурятия проживает порядка 200 тысяч старообрядцев, что составляет около 20% от всего населения республики. Семейские компактно проживают в Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском, Кижингинском, Хоринском, Кяхтинском районах, городе Улан-Удэ.
Главное фото Артема ФЕДОТОВА