Экономика 2 дек 2016 1817

​Нефрит Бурятии: отрасли нужна программа

В последние годы ситуация на рынке нефрита Бурятии изменилась к лучшему. Так, если в 2013 году налоговые отчисления в республи­канский бюджет составили 27 млн рублей, то в 2015 году – 106 млн рублей. В то же время более чем в три раза увеличилась средняя запла­та работников этой сферы (с 27 тысяч рублей до 80 тысяч рублей). Набирает обороты декриминалицазация сферы. Эти цифры и факты привели в минувший вторник на рабочем совещании в Народном Хурале республи­ки по теме «Состояние и перспективы развития нефритодобывающей от­расли в Республике Бурятия», сообщает газета «Бурятия».

Депутаты парламента, представите­ли министерств и ведомств республики далеко не случайно обсуждали нефри­товую тему. Если в целом ситуация в ми­нерально-сырьевом комплексе Бурятии удовлетворительная, как отметил на прошедшей сессии парламента респу­блики председатель комитета НХ РБ по экономической политике, использова­нию природных ресурсов и охране окружающей среды Анатолий Кушнарев, то «по добыче нефрита у нас в этом году ожидается снижение».

Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА

Налицо декриминализация отрасли

Слова Анатолия Кушнарева на ра­бочем совещании подтвердил министр природных ресурсов Бурятии Юрий Са­фьянов, который проинформировал: в 2015 году добыли 1630 тонн нефрита, однако в 2016 году ожидается снижение как по добыче, так и по налоговым по­ступлениям в бюджет. По прогнозам, налоговые отчисления составят 80 млн рублей. Основная причина снижения в том, что крупнейшее нефритодобыва­ющее предприятие АО «Забайкальское горнорудное предприятие» (ЗГРП) не подтвердило у себя на участке прогноз­ные залежи камня и сейчас активно ве­дет геологоразведку.

Справедливости ради констати­руем: в последние годы ситуация на рынке нефрита Бурятии улучшилась. К примеру, за последние 10 лет добы­ча чудо-камня возросла в разы: по со­ртовому нефриту - в два раза (с 200 до 400 тонн), по сырцу - в три раза (с 500 до 1600 тонн).

Действительно, на сегодня в респу­блике ключевую роль на нефритовом рынке играет ЗГРП, крупнейший в ре­гионе недропользователь, на который приходится порядка 40% добываемо­го в республике «живого» камня.

С приходом в Бурятию такого круп­ного игрока ситуация в сфере нефрита, конечно же, изменилась к лучшему. По мнению экспертов, наконец-то нача­лась цивилизованная добыча. Во мно­гом благодаря усилиям ЗГРП и других серьезных легальных компаний и, ко­нечно, благодаря умелым и решитель­ным действиям правоохранительных органов, сегодня, как недавно отме­тил министр внутренних дел Бурятии Олег Кудинов, «в целом, ситуация по нефритовой отрасли под контролем».

Напомним, что действия силовиков по декриминализации добычи и экспорта нефрита поддержал Вячеслав Нагови­цын. В августе 2012 года после обра­щения Главы республики к тогдашнему руководителю Сибирского таможенно­го управления Юрию Ладыгину Феде­ральная таможенная служба РФ издала приказ об учреждении в Бурятии еди­ного таможенного поста по декларированию всего вывозимого из страны нефрита. Создание этого поста стало одним из основных шагов по выводу из тени людей, занятых в этой сфере.

О том, что значительно снизился уровень незаконной добычи минера­ла, сообщил на рабочем совещании Юрий Сафьянов. О такой позитивной тенденции проинформировал и на­чальник Управления экономической безопасности и противодействия кор­рупции МВД по Бурятии Игорь Никит­чук. По его словам, количество пре­ступлений в этой сфере за четыре года снизилось на 95%:

- Меньше фактов кражи. Единич­ные случаи бывают, но мы оператив­но реагируем. Разместили временные посты полиции в наиболее кримино­генных местах, где раньше осущест­влялась незаконная добыча. Сотруд­ники постов находятся на постоянной основе в командировке по две недели.

Эти слова подтвердил один из предпринимателей, который сооб­щил: за последние полтора месяца не было ни одного нападения.

По вопросам декриминализации отрасли стражи порядка тесно вза­имодействуют с ЗГРП и другими ле­гальными недропользователями.

«У каждого месторождения должен быть хозяин»

А ведь в недалеком прошлом Буря­тию сотрясали нефритовые «войны» (дело доходило до перестрелок). Часто нечистые на руку «старатели» ворова­ли по-крупному – тоннами. К примеру, несколько лет назад у одной из круп­ных фирм умыкнули значительный объем «живого» камня. А в прошлом году бурятские полицейские в од­ном из домов в Иволгинском районе изъяли 40 тонн (!) краденого разно­сортного нефрита-сырца. Более того, несколько лет назад в Бурятии со­вершались дерзкие разбойные напа­дения на базы, где хранился камень. Сегодня такие преступления сошли на нет. Весьма эффективный инстру­мент борьбы с «черными копателями» изобрели в ООО «Геологическое пред­приятие «Сибирьгеология». По сло­вам руководителя этого предприятия Александра Секерина, они поступили просто: заключили договор с одной из небольших тункинских фирм. Ее сотрудники – местные жители, им не составляет труда при встрече с «черными нефритчиками» договориться, после чего нелегалов как ветром сду­вает с участков «Сибирьгеологии».

Свою точку зрения на борьбу с «те­невиками» выразил Юрий Сафьянов:

- Самый эффективный способ де­криминализации нефрита – раздать все месторождения, чтобы у каждого из них был свой хозяин.

Сегодня работа в этом направлении проводится: лицензии выданы 17 ме­сторождениям, по девяти из них ведется добыча, по остальным идет подготовка к добыче и геологоразведка. Похоже, что силовики всерьез взялись и за тех, кто, действуя в интересах «теневиков», намеренно срывает аукционы.

К сожалению, эхо былых крими­нальных нефритовых времен слышно и сегодня: некогда незаконно добытые запасы вбрасываются на рынок по дем­пинговым ценам. Такой вброс обруши­вает цены и приносит головную боль таким прозрачно работающим ком­паниям, как ЗГРП. К слову, Забайкальская горнорудная компания, по словам главы МО «Баунтовский эвенкийский район» Николая Ковалева, - социально ориентированная. Так, ЗГРП заклю­чило соглашение о социально-эконо­мическом развитии района. В рамках соглашения муниципалитету предо­ставляется безвозмездная финансовая помощь. В 2015 году эта поддержка со­ставила более 8 млн рублей.

Чтобы кардинально изменить си­туацию в этой сфере, требуются из­менения и в законодательном поле. Обнадеживает факт, что в этом году сенатор от Забайкальского края Сте­пан Жиряков выступил одним из ини­циаторов проекта федерального зако­на об ужесточении ответственности за незаконные добычу, сбыт и транс­портировку нефрита. В случае утверж­дения законопроекта значительно повысится эффективность борьбы с нелегалами: они лишатся возмож­ности безнаказанно сбывать камень. Также законопроект предусматривает конфискацию орудия добычи. Подоб­ные меры уже применяются в России в отношении лиц, незаконно добыва­ющих янтарь. Некоторые эксперты считают, что строже наказывать на­рушителей мешает статус нефрита, который находится между поделоч­ным и полудрагоценным камнем. По их мнению, если чудо-камень при­равнять к янтарю, ответственность за незаконную добычу самоцвета будет другая. Однако есть и противники та­кой инициативы. К примеру, Алек­сандр Секерин полагает, что попытки приравнять нефрит к янтарю приве­дут лишь к увеличению коррупцион­ной составляющей в этой сфере.

Ориентир – переработка нефрита

Наряду с жесткими карательными мерами обсуждается вопрос о разре­шительных мерах - законодательно­му разрешению «вольного приноса» камня. Речь идет о том, чтобы таеж­ным искателям-одиночкам разрешить добывать нефрит в качестве так на­зываемых вольноприносителей, ко­торые могли бы сдавать минерал не­фритодобывающим предприятиям. Сотни, тысячи жителей «нефритовых северов» получили бы возможность добывать камень, не боясь, честно, открыто. При этом необходимо на законодательном уровне разрешать недропользователям приобретать не­фрит у вольных старателей.

Сегодня остро стоит вопрос и по восполняемости запасов нефрита. Как отметила начальник отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра по РБ Светлана Таханова, «прирост запасов не восполняет погашения»: темпы добычи опережают темпы восполнения. С про­блемой нехватки балансовых запасов и недостаточного геологического из­учения столкнулась и ЗГРП. Эта компа­ния получила лицензию на разработку одного из месторождений в Окинском районе, есть и положительное эксперт­ное заключение. По плану там должны были «взять» 100 тонн. Но на деле уча­сток оказался пустым. В итоге компа­ния «влетела» на 90 млн рублей. Чтобы подобные «казусы» не повторялись, не­обходимы масштабные геологоразве­дочные работы, а значит, значительные инвестиции в геологоразведку. По мне­нию Александра Секерина, также следу­ет воссоздать министерство геологии и возобновить подготовку квалифициро­ванных кадров.

Еще одна серьезная проблема, с ко­торой столкнулись нефритодобываю­щие компании, – рынок сбыта. Он сегод­ня - узкий (Китай и Индия). А там цены на нефрит, увы, не растут. К дальнейше­му падению цены на него может приве­сти и увеличение добычи. Получается замкнутый круг: для роста экономики республики и пополнения казны надо увеличивать добычу, но это может при­вести к стагнации в этой сфере. По этой причине, а также в связи с проблемами в восполнении запасов камня, мнения участников совещания по перспекти­вам отрасли разделились.

Кто-то из специалистов, как, например, Александр Секерин, считает, что отрасль охвачена параличом. Другие, как Александр Во­ронков, уверены в дальнейшем разви­тии. Кое-кто видит будущее отрасли туманным. Но, несмотря на ситуацию, которая сложилась вокруг нефрита, парламентарий Анатолий Кушнарев уверен: эта сфера добывающей про­мышленности требует пристального внимания. Он предложил развивать в Бурятии переработку нефрита:

- Если это культовый камень, то по­чему нельзя у нас организовать произ­водство статуэток?

Анатолий Кушнарев убежден, что нужно разработать специальную про­грамму по развитию нефритодобыва­ющей отрасли.

Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА

СПРАВКА

Нефрит - одно из основных направлений в сфере добычи полезных ископаемых в Бурятии. В нашей республике добывается около 90% нефрита Российской Федерации. В недрах республики у Байкала залегает особо ценный белый нефрит, по своим параметрам не уступающий лучшим мировым образцам. Наиболее крупные предприятия отрасли, работающие в Бурятии: АО «Забайкальское горнорудное предприятие», ООО «Байкалкварцсамоцветы», ООО «Геологическое предприятие «Сибирьгеология».

Фото Аркадия БАТОМУНКУЕВА

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также