Только работая на родной земле, эвенк никогда не забудет родной язык и культуру своего рода. Проблем у одного из малочисленных народов Севера сегодня более чем достаточно. В их числе естественные враги оленей, традиционно разводимых эвенками, волки. Причём часто в человеческом обличье. Недропользователи, не готовые к конструктивному диалогу с аборигенным населением, но жаждущие больших денег, создают некомфортные условия не только людям, но и окружающей природе. Люди вынуждены мигрировать в город. Об этих и других проблемах мы поговорили с президентом общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия» Надеждой Андреевной Будаевой, пишет газета «Бурятия».
Президент АКМНС Бурятии Надежда Будаева
- Сколько сейчас эвенков живёт в Бурятии?
- Если мы будем опираться на данные статистики, нас в республике проживает всего 2974 человека. Притом эвенки подразделяются на несколько групп. Это орочены (баунтовские, северобайкальские эвенки), которые занимаются оленеводством. Мурчены (эвенки Баргузинской долины) – они занимаются коневодством и скотоводством. Хамниганы - относятся к мурченам, занимаются овцеводством и скотоводством, живут в Закаменском районе. Есть еще ламучеры (северобайкальские эвенки), которые занимаются рыболовством и нерповкой.
- Чем должны заниматься эвенки, чтобы сохранить культуру и быт?
- Язык любого народа, прежде всего, тесно связан с традиционной хозяйственной деятельностью. Когда человек долго не занимается хозяйственной деятельностью, он перестаёт употреблять в своём обиходе многие слова. Все слова, которые есть в эвенкийском языке, больше связаны с оленеводством и скотоводством.
Для сохранения эвенкийского языка мы реализовали два проекта. Первый из них – школа эвенкийского языка для городских детей. Выступая партнёрами учреждения эвенкийской культуры «Арун», мы внедрили и второй проект. Это республиканский фестиваль-конкурс инсценировок на эвенкийском языке по мотивам сказок и легенд эвенков. В нашем конкурсе принимают участие любительские театральные студии. Их главная задача – обучение родному языку. Поэтому все спектакли идут только на эвенкийском языке. Роли исполняют не профессиональные артисты, а обычные люди, которые живут в деревне. Мы решили - одних уроков для постижения эвенкийского языка недостаточно. Нужно подходить к теме более глобально.
- Поддерживается ли со стороны государства традиционная хозяйственная деятельность эвенков, в частности, оленеводство?
- Мы в своё время выходили с инициативой сделать отдельную государственную программу по развитию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия. Включить туда и оленеводство, и коневодство, и яководство. К сожалению, для воплощения этой идеи катастрофически не хватает финансов.
У нас в республике сейчас идёт огромное сокращение оленей. Самая большая проблема - это потрава. Волки. Вторая проблема – пожары. К сожалению, сгорело очень много ягельника. Третья беда – браконьерство. Частные олени не боятся людей, поэтому становятся лёгкой добычей для браконьеров. На границе с Курумканским и Баунтовским районами уже несколько раз фиксировали случаи, когда уничтожали домашних оленей. Кроме того, нет закреплённых оленьих пастбищ. В связи с принятием нового закона «Об охоте» эвенки лишились охотничьих угодий.
- Как влияют на жизнь и быт эвенков люди бизнеса? А конкретно - недропользователи?
- К сожалению, недропользователи своей деятельностью часто ограничивают в правах местное население. Дело в том, что все территории, отведённые под добычу полезных ископаемых, охраняются людьми с автоматами. Если олень забежит на охраняемую зону, оленевод не имеет права выгнать его обратно. Его просто-напросто туда не пустят. Эти и другие неприятные моменты требуют внедрения дополнительных механизмов, регулирующих отношения между недропользователями и местными жителями. И мы сейчас активно трудимся над решением этой задачи.
- А как обстоит ситуация с эвенкийским языком? Изучают его дети? Преподают в высших учебных заведениях?
- Эвенкийский язык официально преподают в Курумканском районе. В сёлах Алла и Улюнхан его изучают с первого по девятый класс. В Баунтовском районе - в школе-интернате. В Северо-Байкальском районе эвенкийский язык преподают в селе Холодное. И факультативно - в детском эвенкийском центре «Синильга». Аналогично изучают эвенкийский фольклор в Курумканском районе. Этим активно занимаются школьники в детском эвенкийском центре «Юктэ» и в Доме творчества в районном центре - селе Курумкан.
- Применяете ли вы для изучения и популяризации эвенкийского языка новейшие технологии IT- индустрии?
- У нас очень большая база для создания программ-переводчиков. Только у нас есть электронный словарь с переводчиком, представленный в Google Play. Запустил эту программу уроженец города Улан-Удэ. Создан сайт, на котором представлена вся эвенкийская литература.
- А какие национальные праздники отмечают эвенки Бурятии?
- Мне доводилось встречать со старейшинами Новый год - Икэнипкэ, помню также отмечали праздник «Болгодин» в сентябре. Практически все рода эвенков встречаются на шаманских молебнах, они проводятся в период, когда начинает зеленеть береза. Один раз в два года эвенки Бурятии празднуют «Больдёр», что в переводе означает «встреча». В 2015 году он совпал с 25-летием Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Бурятии. Праздник прошел на театральной площади, где жители республики увидели выступления творческих коллективов. Кроме наших исполнителей, на празднике выступили коллективы из Красноярского края и Амурской области. Во время концерта прошел творческий конкурс «Принцесса Севера - Синилген», где выбрали эвенкийскую красавицу. После праздничного концерта многие участники «Больдёра» отправились на озеро Байкал в палаточный лагерь «Байкальский Аргиш». Там прошли мастер-классы по эвенкийской хореографии и эвенкийским хороводам.
В ноябре 2014 года в Бурятии прошла неделя эвенкийской культуры. Наиболее массовыми стали два мероприятия – VI межрегиональный фестиваль эвенкийской музыки и танца им В.С. Гончикова и музыкально-пластический спектакль по мотивам эвенкийских сказок «Храбрый охотник Тымауль». В эти дни гостями мероприятий стали народные коллективы из Баунтовского, Северобайкальского, Курумканского, Баргузинского, Закаменского районов Бурятии, города Улан-Удэ, а также гости из Иркутской области и Красноярского края.
Фото предоставлено Надеждой БУДАЕВОЙ