Общество 21 дек 2016 1629

​О чём писала газета «Бурятия» в 1991 году?

Организация подпи­ски на «Бурятию», проблема с отова­риванием продук­товых карточек, вопросы нравственности населения и уровня преступности в ре­гионе – все это волновало наших коллег 25 лет назад.

Газете «Бурятия» в январе этого года исполнилось чет­верть века. У истоков её соз­дания стоял Владимир Агалов, в ту пору депутат Верховного Совета РСФСР, а учредителями выступили Верховный Совет и Совет Министров Бурятской ССР, а также трудовой коллек­тив редакции.

Первыми подписчиками газеты стали народные депу­таты Бурятии, об этом свиде­тельствует заметка, опублико­ванная на страницах одного из номеров газеты: «Еще в пер­вой части третьей сессии Вер­ховного Совета республики, при обсуждении вопроса о создании республиканской газеты «Бурятия», народные депутаты Бурятской ССР вы­разили желание первыми под­писаться на новое издание. И слово у членов республикан­ского парламента не расхо­дится с делом: в дни работы второй части сессии была объ­явлена подписка на газету, они заполнили карточки. Таким образом 167 народных депута­тов Бурятской ССР стали пер­выми подписчиками газеты «Бурятия».

Народные депута­ты также взяли на себя обяза­тельство – провести работу по организации подписки в своих избирательных округах». Бла­годаря подписке и торговле в розницу тираж газеты в то время составил 10 тысяч эк­земпляров.

Первый номер «Бурятии» вышел 13 января 1991 года, но он, к сожалению, не сохранил­ся. А второй номер, вышедший спустя четыре дня, 17 января, открывает подшивку, которая хранится в архиве Националь­ной библиотеки.

По словам Эрдэма Дагбае­ва, одного из бывших редак­торов газеты, «несмотря на лихие времена девяностых, наполненные драматически­ми событиями и в жизни Рос­сии, и в жизни Бурятии, газета жила ради читателя, старалась быть достойной «четвертой властью».

В номере от 26 февраля опубликовано интервью Та­тьяны Усольцевой с Сергеем Босхоловым, одним из первых подписчиков газеты, членом Комиссии Конституционного надзора СССР, руководителем группы научных консультан­тов по разработке проекта Конституции Бурятии.

В интервью Босхолов рас­сказывает о работе над Кон­ституцией, о ситуации в Литве и отвечает на вопрос, зачем ему, жителю Москвы, газета из Бурятии. Он признается, что поскольку возглавляет в ко­митете интересы автономных республик, то, естественно, должен быть в курсе собы­тий, происходящих в них. «Но я хочу быть не только вашим читателем, но и корреспон­дентом, буду информировать о работе нашего комитета, о работе сессии Верховного Со­вета СССР, в которых я работаю как наблюдатель».

Колбаса, спиртное, крупы – по талонам

Практически в каждом но­мере газеты в 1991 году вы­ходила авторская колонка Виктора Багонина в рубрике «Факт дня». Один из матери­алов вышел под заголовком «Талон на … гласность». Многие читатели, наверное, еще не забыли пустые полки в ма­газинах того времени. Этой проблеме и посвящена статья, опубликованная в «Бурятии» № 2 от 17.01.1991.

Автора, курильщика с со­рокалетним стажем, возму­тило решение улан-удэнского горисполкома ввести талоны на табачные изделия: «Только вот какова норма на талон, и где вообще можно приобрести курево – тайна за семью печа­тями. Кроме табачных изде­лий вновь выданы талоны на крупу. Опять неизвестно, где, когда и сколько риса, пшенки или перловки можно отова­рить на квадратные «заказы», датированные январем».

Продолжая тему дефицита продуктов, автор с иронией говорит о «новогоднем подар­ке» властей – норму отпуска сливочного масла с 400 грам­мов снизили до 200. Виктор Багонин со страниц газеты обращается к согражданам с предложением провести общегородской или респу­бликанский референдум по поводу введения «талонов, купонов, карточек и прочих «гарантов» регулируемого рынка». «Как-никак демокра­тия у нас или что?» - вопроша­ет автор.

В одном из февральских номеров в рубрике «Факт дня» вновь поднимается тема отоваривания по талонам, на этот раз с трагическим фина­лом. В материале Александра Николаева под заголовком «Люди гибнут …за спиртное» говорится: «19 февраля в по­ловине пятого дня в очереди, а вернее, в обезумевшей толпе, рвущейся за двумя заветными бутылками водки к прилавку магазина, расположенного в поселке Горького, скончалась 59-летняя женщина. Как выяснилось, смерть наступила в результате остановки сердца. Ее еще можно было спасти, но, к несчастью, она оказалась в самом центре толпы, и про­шло немало времени, прежде чем удалось извлечь ее отту­да. Не помогла и подоспевшая медицинская помощь».

Продолжая тему всеобще­го дефицита, накануне Меж­дународного женского дня корреспондент Виктор Баго­нин прошелся по магазинам города, чтобы выяснить, что же можно приобрести в подарок женщинам. Итогом похо­да стала статья под названи­ем «В подарок …мухобойка», опубликованная в №12 от 9 марта.

О работе правительства и депутатов

Поскольку учредителями газеты выступили Верховный Совет и Совет Министров Бу­рятской ССР, в газете много внимания уделялось работе этих органов государствен­ной власти. Так, в № 2 от 17.01.1991 целый разворот посвящен выдержкам из до­клада Председателя Совета Министров Бурятской ССР Владимира Саганова «О дея­тельности Совета министров Бурятской ССР в 1991 году» и выдержкам из доклада мини­стра финансов М.Г. Намсара­ева «О государственном бюджете Бурятской ССР на 1991 год». Как ни печально, исто­рия повторяется – из доклада министра следовало, что «не­которые организации и пред­приятия стараются укрыть прибыли и доходы, чтобы меньше уплатить в бюджет. Среди нарушителей – шахта «Ирокинда», которая занизи­ла прибыль в отчете за 9 ме­сяцев 1990 года на 318 тысяч рублей».

Работа над пополнени­ем бюджета шла в те годы, так же как и сейчас – за счет взыскания неуплаченных на­логов. В докладе министра говорится: «Многие коопе­ративы уклоняются от уплаты подоходного налога, при регистрации указывая вид деятельности, который ос­вобождается от налога. Так, например, кооператив «Звез­дочка» в Мухоршибирском районе, зарегистрированный как строительный, занимает­ся перепродажей горюче-сма­зочных материалов по завы­шенным ценам, в результате чего получил незаконный до­ход в сумме 78,1 тысячи ру­блей. На 107 должностных лиц предприятий, кооперати­вов и граждан наложено 3,3 тысячи рублей администра­тивных штрафов».

В номере от 26 января пер­вый редактор газеты Валерий Бадмаев делится впечатлени­ями о 3-й сессии Верховного Совета Бурятской ССР и под­робно останавливается на вы­борах председателя Комитета госбезопасности Бурятской ССР. В связи с выходом на пен­сию бывшего руководителя ведомства генерал-майора Г.И. Верещагина «страсти на­чали разгораться в середине ноября прошлого года, когда в Улан-Удэ с приказом предсе­дателя КГБ СССР В.А. Крючко­ва о назначении на вакантную должность прибыл полков­ник В.А. Долин». Так как во­прос о выходе на пенсию Ве­рещагина решался довольно долго, в республике подобра­ли своего кандидата на долж­ность – министра внутренних дел Бурятии Сергея Иванова, «имеющего значительный стаж чекистской работы». Ре­шение выдвинуть свою кан­дидатуру, а не подчиняться решению сверху было впол­не логичным, ведь Бурятия к этому времени уже приняла Декларацию о государственном суверенитете и вправе была решать многие вопросы самостоятельно.

На заседании пяти ко­митетов Верховного Совета кандидатура Иванова была «поддержана безоговорочно», однако стать председателем республиканского КГБ ему не довелось – помешало вы­ступление на сессии перво­го заместителя начальника управления кадров КГБ СССР К.Г. Латышева, который на­помнил о возрасте Иванова – на тот момент ему уже «стук­нуло» 55. Кандидатура Сергея Иванова не прошла, при голо­совании ему не хватило деся­ти голосов.

Такие люди… Такое время…

Кроме вопросов государ­ственного управления, де­фицита республиканского бюджета и пустых полок в ма­газинах, газета уделяла нема­ло внимания вопросам нрав­ственности и правопорядка.

В газете от 24 апреля в статье «Никому Сафронушка худого не делал» корреспон­дент Андрей Капустин расска­зывает о судьбе одного из жи­телей города, который волею судьбы был дважды объявлен умершим. Сначала, когда Саф­рон Пискунов попал в боль­ницу, родной брат сообщил соседям о его смерти и вынес все, что можно было вынести из убогого жилья, и исчез в неизвестном направлении. «Спустя немного времени, из­рядно выпив водочки в честь получения пенсии, Сафрон Кондратьевич скончался. По-настоящему». Тело умершего пролежало в республикан­ском бюро судмедэкспертизы с декабря 1990 до апреля 1991 года. Таких «неприкаянных трупов» только в улан-удэн­ском морге в тот момент ока­залось девять, а сколько их было в районах? Родственни­ки попросту отказывались хо­ронить – причиной чаще все­го было всеобщее безденежье. «Бесхозные трупы» хоронили за счет государства на 24 ты­сячи рублей, что выделялись горсоветом в подобных случа­ях. «Никто не заплачет. Никто не помянет. Ни у кого не со­жмется сердце. Такие люди… Такое время…», - пишет автор.

Не менее печальную исто­рию поведали корреспон­денты Татьяна Усольцева и Светлана Селивра. В судеб­ном очерке «Страшно», опу­бликованном в начале года, рассказывается о страшном преступлении, которое совер­шили юные жители Бурятии, точнее жительницы. Пьяные девичьи разборки из-за обид­ного слова в разговоре с пар­нями закончились убийством сверстницы в лесу около села Каменный карьер. Журнали­сты, побывавшие на судебном заседании, приводят в очерке подробности из уголовного дела, от которых мурашки бегут по телу. Сначала были избиения подруги в течение нескольких дней, а закончи­лось все жестокими пытками в извращенной форме, о чем подробно говорится в статье.

«Это было страшно: за же­лезной решеткой - полудет­ские лица, припухлые губы, вихрастый затылок, легкая челка надо лбом и трогатель­ный «хвостик», перехвачен­ный резинкой… Было страш­но, когда их вели к воронку с заложенными за спину руками конвойные с собаками на поводках. А еще страшнее было осознавать, что среди них убийцы». Авторы задаются во­просом: «Что же делать, чтобы подобному не было места в жизни? А пока – страшно!».

СПРАВКА

Газета «Бурятия» в 1991 году печаталась в республиканской типографии Госкомиздата Бурятской ССР тиражом 10 тысяч экземпляров на четырех страницах формата А2. Стоимость одного экземпляра – 10 копеек. Стоимость подписки на 6 месяцев – 7 рублей 80 копеек. В 1993 году газета впервые вышла форматом А3 на восьми страницах.

Страницы газеты «Бурятия» 25-летней давности читала Елена КАПУСТИНА 

Читайте также