Власть 23 дек 2016 1360

​Безвизовый режим дал нам многое - новый генконсул Монголии в Улан-Удэ

В Бурятию прибыл новый ге­неральный консул Монголии в г. Улан-Удэ Дамдин Чадраа­бал. После вручения патента из рук главы республики Вячеслава Наговицына, состоявшегося в этот вторник, генконсул приступил к ис­полнению своих обязанностей, пишет газета «Бурятия».

- Г-н Чадраабал, какие вопросы решает ваше генконсульство и что вы намерены сделать на новом по­прище?

- Генеральное консульство Мон­голии в г. Улан-удэ открылось в июле 1991 года и уже на протяжении чет­верти века осуществляет работу по развитию всестороннего сотрудниче­ства с Республикой Бурятия, Забай­кальским, Приморским, Хабаровским краями. Подобные консульские уч­реждения на территории России на­ходятся в Иркутске и Кызыле (Тыва).

Дипломатическая служба – это осо­бая сфера государственного управле­ния в области обеспечения суверени­тета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц Монголии за рубежом.

Российско-монгольские отноше­ния на протяжении многих веков име­ют богатую историю. В целом, сотруд­ничество между Республикой Бурятия и Монголией развивается динамично, и взаимный интерес двух пригранич­ных сторон будет только нарастать. Все это создает хорошие условия для разнопланового и интенсивно­го взаимодействия, развития теплых и дружественных отношений между нашими народами. Генеральное кон­сульство Монголии в г. Улан-Удэ на­мерено продолжить эту работу в свете договоренностей, достигнутых между нашими странами.

Приоритетом международных свя­зей Бурятии остается развитие и углу­бление партнерства с Монголией. Оно основывается на географическом рас­положении, тесных связях и правовой базе.

Межрегиональное сотрудничество Монголии и Республики Бурятия яв­ляется одним из примеров сформи­рованных добрососедских отношений для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из важнейших резервов для расширения торгово-экономического, культурно­го сотрудничества двух стран.

- Насколько увеличился поток туристов из Монголии в Россию, в целом, и в Улан-Удэ, в частности, по­сле введения безвизового режима?

- Согласно информации Минэко­номики Бурятии, большинство туро­ператоров республики отмечают рост туристского потока из Монголии по­сле введения безвизового режима. Ввиду этого владельцы гостиниц и хостелов смогли значительно увели­чить свою прибыль - объем платных услуг средств размещения за 2015 год увеличился на 10,6%, и составил 987,5 млн рублей. Число приехавших из Монголии в Россию в первом полу­годии 2016 года выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, рост числа посещений монгольскими гражданами Бурятии позволил предпри­ятиям розничной торговли, сферы об­служивания и туристического бизнеса республики увеличить свою прибыль.

Учитывая географическое сосед­ство, экономические связи неизбеж­ны, особенно принимая во внимание, что Монголии и Бурятии есть что друг другу предложить. Нашим основным приоритетным направлением являет­ся приграничное и региональное со­трудничество.

Здесь приходится отметить тот факт, что развитию экономических связей способствовала и отмена визо­вого режима с Монголией в 2014 году. В результате за 2015 год через все пун­кты пропуска, расположенные на бу­рятском участке российско-монголь­ской границы, в республику въехало 417,508 тысячи граждан Монголии. Это 94,7% от общего количества ино­странных граждан.

- Каких объёмов достиг товароо­борот между Монголией и Россией, Бурятией и Монголией?

- В первом полугодии 2016 года общий товарооборот между Росси­ей и Монголией составил 424,5 млн долларов и уменьшился на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом экспорт России в Монголию составил 407,6 млн долла­ров (-28,6%), а импорт – 16,9 млн дол­ларов (-29,3%).

Монголия является традицион­ным партнером Бурятии во внеш­ней торговле. Так, по итогам первого полугодия 2016 года товарооборот сократился и составил 15,8 млн дол­ларов (в первом полугодии 2015 года он составлял 18 млн долларов). Экс­порт составил 13,2 млн долларов (в первом полугодии 2015 года – 13,3 млн долларов), импорт - 2,6 млн дол­ларов (в первом полугодии 2015 года – 4,7 млн долларов).

Ассортимент поставляемой про­дукции широкий. Бурятия экспор­тировала в Монголию молочную, мукомольно-крупяную, мясную и рыбную продукцию, фрукты, орехи, злаки, продукцию машиностроения. Из Монголии ввозились мясо и пищевые мясные субпродукты, плодоо­вощная продукция.

Между тем есть большие возмож­ности для развития торгово-эконо­мических отношений между нашими странами, в том числе приграничное и региональное сотрудничество с Ре­спубликой Бурятия.

Кроме того, осуществлялся актив­ный обмен делегациями между пред­ставителями органов власти, пар­ламента, деловыми и культурными кругами. Состоялся ряд мероприятий в честь 95-й годовщины установле­ния российско-монгольских дипло­матических отношений: выставка монгольских фотохудожников и кон­церт объединенного оркестра, про­шедшие в Улан-Удэ в феврале-марте этого года, а также гастроли Бурят­ского цирка в Монголии, прошедшие весной сего года.

Надо отметить, что поток мон­гольских туристов, возросший с вве­дением безвизового режима, с одной стороны, способствует развитию го­стиничного бизнеса и поддержке роз­ничного товарооборота на фоне сни­жения покупательской способности местного населения. С другой стороны, возникают проблемы, связан­ные с нагрузкой на пункты пропуска бурятского участка российско-мон­гольской границы и автостраховани­ем транспорта монгольских граждан. Данные вопросы обсуждались на со­вещаниях в правительстве с участи­ем заинтересованных представителей Монголии в январе и феврале.

- Расскажите, пожалуйста, о пер­спективах сотрудничества между нашими странами?

- Их мы связываем с развитием транспортной, энергетической, ин­формационно-телекоммуникацион­ной и социальной инфраструктуры. Тема транспортных и энергетических коридоров, а также вопросы тесного сотрудничества по таможенным во­просам, совместно обсуждаемые на высшем уровне, предполагает фор­мирование соответствующих межгосударственных программ, и основная роль в их реализации будет принад­лежать крупным компаниям.

Основа для реализации таких проектов уже имеется – это нала­женные двусторонние торгово-экономические и инвестиционные свя­зи. В июле текущего года на форуме Азия – Европа (АСЕМ) в Улан-Баторе премьер-министр России Дмитрий Медведев провел переговоры с пре­зидентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем. Стороны, в том числе, обсудили и сотрудничество в транс­портной сфере, а также сотрудниче­ство в трехстороннем формате Рос­сия – Монголия – Китай.

А совсем недавно в Москве мини­страми транспорта трех стран было подписано соглашение по развитию международной автодороги Тянь­цзинь – Улан-Батор – Улан-Удэ. Заме­чу, что это событие влечет за собой большие перспективы по развитию торговых связей между тремя странами, на пути транспортного кори­дора будут реализованы несколько мегапроектов по созданию объектов инфраструктуры. Сам транспортный коридор, в частности, по террито­рии Бурятии будет проходить через пункт пропуска Алтан-Булаг – Кяхта.

Все это говорит о том, что меж­ду нашими странами есть большие стратегические перспективы и в этом направлении Республика Буря­тия занимает особое место. Ведь ре­гиональная составляющая является традиционно важным элементом в отношениях между Россией и Монго­лией. Общий российско-монгольский товарооборот на 70% обеспечивает­ся регионами Сибирского федерального округа.

Отмечу, что задачи по дальнейше­му развитию межрегиональных рос­сийско-монгольских связей требуют принятия ряда организационно-пра­вовых мер. Прежде всего, это со­вершенствование законодательной базы приграничного сотрудничества, разработка долгосрочных целевых программ развития приграничной инфраструктуры, создание благо­приятных условий взаимной торгов­ли и перемещения граждан.

- Как продвигается вопрос по строительству ГЭС на Селенге на территории Монголии, ведь его возведение может негативно ска­заться на состоянии озера Байкал?

- На днях в Улан-Баторе состоя­лось 20-е Межправительственное заседание российско-монгольской Комиссии по торгово-экономическо­му и научно-техническому сотруд­ничеству. Стороны достигли догово­ренности в ходе переговоров главы минприроды России Сергея Донско­го с министром окружающей среды и туризма Монголии С. Оюунхорол, с вице-премьером Монголии У. Ху­рэлсухом. Так, монгольская сторона предлагает провести дополнитель­ное исследование по оценке влияния проекта строительства ГЭС «Эйгин Гол» на биоразнообразие Селенги и Байкала с привлечением независи­мой стороны при участии россий­ских и монгольских специалистов. Консультации экспертов планирует­ся провести в первой половине 2017 года.

Помимо этого, в протоколе отра­жено согласие сторон на обмен ин­формацией по оценке воздействия на Селенгу и Байкал возможного стро­ительства ГЭС «Шурэн» и гидротех­нических сооружений на реке Орхон. Российская сторона предложила про­вести консультации экспертов в пер­вой половине 2017 года.

Также монгольская сторона пред­ложила изучить возможность вне­дрения новых технологий по использованию поверхностных вод в качестве нового источника водоснаб­жения Улан-Батора.

СПРАВКА

По предварительным оцен­кам, до 2020 года за счет распределения транспортных потоков на новые маршруты грузопоток по транс­портному коридору Тяньцзинь – Улан- Батор – Улан-Удэ вырастет на 17-20%. В дальнейшем возможен рост до 10% в год, что в принципе соответствует сред­негодовому росту объемов внешней тор­говли России и Китая.

Отмечается, что новый транспортный ко­ридор сократит расстояние от юга Китая до европейской части РФ на 1,4 тыс. км, а время в пути - до четырех дней.

Кроме того, согласно новым договорен­ностям, с российских перевозчиков будет снято ограничение по въезду грузового транспорта в глубь страны, что позволит не менять перевозчика на китайской гра­нице.

По данным Росавтотранса, за восемь ме­сяцев 2016 года объем автоперевозок уже превысил 1,9 млн тонн, что является итоговым показателем 2015 года. Наи­больший рост показывает экспорт рос­сийских товаров.

В июне 2016 года лидеры России, Китая и Монголии - Владимир Путин, Си Цзинь­пин и Цахиагийн Элбэгдорж - по итогам трехсторонней встречи приняли програм­му создания экономического коридора между странами.

Для Бурятии и южных сибирских реги­онов новая дорога важна. Это действи­тельно более короткий и удобный путь. Он упростит транспортировку грузов, ускорит их поток и избавит перевозчиков от лишних трат. Сейчас российские и монгольские перевозчики вынуждены при­нимать или сдавать груз в ближайшем к линии границы с КНР терминале, что по­рождает необходимость дополнительных затрат на услуги китайских транспортных компаний. Однако соглашение между правительствами трех стран позволит перевозчикам самим передвигаться в глу­бине китайской территории, вместо того, чтобы сдавать грузы посредникам вблизи границы.

Кроме того, до сих пор осуществлять на­прямую двухсторонние перевозки с КНР могли только приграничные российские регионы. Новый автомобильный коридор вкупе с соответствующими договоренно­стями предоставит такую возможность и другим регионам Сибири, не граничащим с КНР.

Бурятия и сопредельные регионы постав­ляют в Китай уголь, лес, пиломатериалы и нефрит, параллельно импортируя про­мышленное оборудование, текстиль и продукты питания (продукты быстрого приготовления, овощи и фрукты). В настоящее время доля КНР во внешнетор­говом обороте составляет около 15%. Но данный показатель может существенно повыситься, когда исчезнет препятствие в виде высоких транспортных издержек.

Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ