В последние дни ушедшего года всю республику потрясли три события, которые не могут оставить равнодушными никого. Речь идет о самоубийствах, совершенных подростками. И это только верхушка айсберга. По страшной статистике, которую приводят медики и социальные работники, за девять месяцев 2016 года в Бурятии добровольно ушли из жизни 22 ребёнка в возрасте до 17 лет. В целом же по России за восемь месяцев прошлого года из общего числа смертей от внешних причин, зарегистрированых в стране, почти 1/6 приходится на суициды (15,6%), сообщает газета «Бурятия»
О причинах этого явления и о том, какие меры нужно принимать, рассказал доктор педагогических наук, доцент Бурятского государственного университета Владимир Цыренов. Для него эта тема хорошо знакома - он возглавляет группу ученых БГУ, которая по заданию Правительства Бурятии исследует эту проблему и вырабатывает республиканскую программу противодействия подростковым суицидам.
- Владимир Цыбикжапович, какая ситуация складывается сегодня в республике?
- На протяжении последних 10 лет отмечается динамика увеличения количества детско-подростковых суицидов в Бурятии. Наш регион стабильно входит в число «лидеров» по этому показателю. В 2015 году было отмечено существенное снижение показателя, однако 2016-й вновь дал значительный рост детско- подростковых суицидов.
- В чем же причина такого положения дел?
- К сожалению, на данный момент однозначного ответа получить нельзя, поскольку даже в научной среде до сих пор не сложилась однозначная позиция по этому вопросу.
Существует значительное количество предположений о причинах и факторах, способствующих развитию этого социального явления. Чаще всего выделяют причины социального, медицинского, психологического, педагогического, правового и этнокультурного характера. Обобщение их позволяет остановиться лишь на некоторых наиболее значимых.
- Какие основные причины можно назвать?
- Во-первых, дети и подростки сами по себе в силу воздействия различных факторов наиболее подвержены риску деструктивных форм поведения, поскольку во многом их поведение обусловлено попыткой самоутвердиться в жизни и обществе. Но тут возникает другой вопрос, почему именно сейчас происходит всплеск суицидов среди детей и подростков? Ведь даже в тяжелейшие 90-е годы не было такого!
Во-вторых, положение осложняется воздействием новых факторов, определяемых существенными социальными трансформациями в российском обществе, в том числе в изменении детско-родительских отношений. Эти трансформации входят во взаимосвязь, взаимовлияние с изменением сложившегося образа жизни, что закономерно и неизбежно в условиях глобализации мира. А уровень адаптационных возможностей людей, обусловленных этнокультурными особенностями протекания психических процессов, не позволяет приспособиться к новым социальным реалиям. К таким особенностям можно отнести и эмоциональность реагирования на стресс, особенности менталитета и жизненной стратегии, предполагающей не только позитивное развитие жизненного сценария.
Кроме того, нельзя игнорировать позицию некоторых медиков, которые утверждают, что значительное влияние на увеличение суицидов оказывают некоторые этиологические и патогенетические факторы. Среди прочих к ним следует отнести плохое питание населения Бурятии. По мнению врачей, наблюдается белковая недостаточность, в суточном рационе питания жителей республики преобладают углеводы (картофель и хлеб), ощущается йододефицит.
И, наконец, процесс усугубляется недостаточным уровнем подготовленности педагогов и психологов общеобразовательных организаций в реагировании на суицидальные проявления обучающихся, отсутствием четкой системы взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности. К сожалению, школьные службы медиации не смогли в полном объеме справиться с вызовами времени и исполнить возложенные на них функции.
- Этот перечень можно продолжать долго, что лишь еще раз доказывает сложность и неоднозначность проблемы, с которой мы столкнулись. В связи с этим возникает естественный вопрос - что делать?
- Учитывая традиции и наши ментальные особенности, хотелось бы избежать поиска виновных. Это бесперспективный и ложный путь развития событий. Не думаю, что увеличение информации в СМИ улучшит грамотность общества в этом вопросе. Ведь существуют разные точки зрения по поводу возможных способов реакций детей на информацию такого рода.
На мой взгляд, необходимо пересмотреть систему работы с родителями в школах. Анализ показывает, что подавляющее большинство суицидов связано с отношениями детей и подростков со значимыми для них людьми – членами семьи, любимым человеком, сверстниками. Основное переживание, связанное с этим, – чувство отверженности, одиночества. Реальность такова, что среда для несовершеннолетнего становится психологически небезопасной, факторов-агрессоров становится все больше. А способы «противодействия» такой среде у детей, как правило, не сформированы. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. В этой связи считаю необходимым организовать работу по дополнительной профессиональной подготовке педагогов и психологов к работе с конфликтами и кризисными состояниями. Причем важно научить педагогических работников оказывать помощь в доступной и приемлемой для данной возрастной группы форме. Важно понимать и то, что отсутствие внешних признаков депрессии у подростков не является основанием в отказе экстренной психологической помощи. Многие дети стресс переживают скрыто, часто он носит латентный характер.
- Большой потенциал в решении проблемы в работе с семьей.
- Несомненно, необходимо на классных собраниях квалифицированно обсуждать вопросы воспитания детей в семье. Посещения школ позволили выявить, что абсолютное большинство родителей подтверждают отсутствие у детей режима дня. Они достаточно плохо осведомлены о времени, в течение которого их ребенок сидит за компьютером, и чем вообще он там занимается, какие Интернет-ресурсы посещает. Более того, анализ практики показывает, что доступ детей к ресурсам глобальной сети, пропагандирующим самоубийства, абсолютно свободен и на данный момент продолжает оставаться таковым. Нельзя допускать, чтобы дети находили в виртуальном мире утешение, понимание, выход из трудной жизненной ситуации. Хотим мы того или нет – это одна их главных причин. Дети нуждаются в общении, они хотят, чтобы ими интересовались взрослые, их проблемы были услышаны. Ведь проблема в том, что Интернет – уже сложившаяся объективная реальность, и с этим необходимо считаться, а научить детей пользоваться им себе во благо – задача взрослых.
- Есть какая-то альтернатива Интернету?
- Им может стать занятость детей в течение дня разными видами деятельности. Для этого необходимо восстановить систему дополнительного образования в школах, заполнить свободное время детей полезной деятельностью. Направленность на формирование у детей и подростков социальных навыков и умений преодоления стресса и психотравмирующих ситуаций – основа профилактики суицида.
Педагогам и школьным психологам нужно научиться оперативно реагировать на современные вызовы. Наверное, не является непреодолимым препятствием сегодня приглашение узких специалистов в школу на собрания. Нужно понимать, что лишь незначительное количество самоубийств подростков происходит без предупреждения, они открыто об этом заявляют. Так было и в Турке - девочка неоднократно и открыто предупреждала о своих намерениях. Но почему- то за прошедшие годы у нас выработался иммунитет к такому рода угрозам со стороны детей. Очевидно и то, что большинство потенциальных суицидентов подросткового возраста не имели окончательного намерения умереть, это был в большей степени призыв о помощи.
Объективности ради надо заметить, что учитель – важный субъект образования. По данным исследования, проведенного на территории Свердловской области, у 60-80% педагогов выявлено наличие синдрома профессионального выгорания, более чем у 20% - наличие профессиональных деструктов. Более 70% педагогов школ старше 47 лет. Не думаю, что цифры по Бурятии резко отличаются от представленных. Многие педагоги вынуждены вести нагрузку в 1,5 и более ставки, массовое омоложение педагогических коллективов не становится реальностью. Как бы ни было печально признавать, но современные педагоги сами нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Отдельно хочется остановиться на роли школьных психологических служб и профессиональных компетенций психологов. Не думаю, что существует необходимость публично и вербально обобщать уровень компетентности целой службы по некоторым ее членам. Для этого надо провести отдельное исследование. Согласен лишь в том, что в целом эта оценка, видимо, объективная, если судить по количеству профессиональных ошибок, способствовавших трагедиям.
- Какой же можно подвести итог?
- Вышесказанное подчеркивает сложность и комплексность обозначенной проблемы. Коллектив ученых нашего университета проводит анализ суицидов детей и подростков за последние 10 лет, который позволит ответить на некоторую часть вопросов. Возможно, на этой информационной базе и будет разработана региональная программа профилактики этого явления. Но очевидно и то, что этого явно недостаточно. Все наши действия, как часто бывает у нас, есть реакция на конкретный факт, тогда как системность и превентивность работы как таковые отсутствуют. Это ведь касается не только данной проблемы, это устоявшаяся философия управления, без серьезной трансформации которой ожидания от реализации различных программ будут ограниченными. Как раз работа с комплексом причин, обусловивших увеличение самоубийств среди детей и подростков в последние годы, может принести эффект. Но важно понимать, что процесс этот пролонгирован по времени. Проблема создавалась годами, быстрого решения ее нет. Необходимо сделать так, чтобы все государственные институты работали синхронно и ответственно. В противном случае наша жизнь еще долго будет сопровождаться такими печальными событиями.