Общество 20 янв 2017 1703

​​В Бурятии даже в 90-е годы не было такого всплеска суицидов среди детей и подростков! - Владимир Цыренов

В последние дни ушед­шего года всю респу­блику потрясли три события, которые не могут оставить равнодуш­ными никого. Речь идет о самоубийствах, совершен­ных подростками. И это только верхушка айсберга. По страшной статистике, которую приводят медики и социальные работники, за девять месяцев 2016 года в Бурятии добровольно ушли из жизни 22 ребёнка в воз­расте до 17 лет. В целом же по России за восемь месяцев прошлого года из общего числа смертей от внешних причин, зарегистрированых в стране, почти 1/6 прихо­дится на суициды (15,6%), сообщает газета «Бурятия»

О причинах этого явления и о том, какие меры нужно принимать, рассказал доктор педагогических наук, доцент Бурятского государственного университета Владимир Цы­ренов. Для него эта тема хоро­шо знакома - он возглавляет группу ученых БГУ, которая по заданию Правительства Буря­тии исследует эту проблему и вырабатывает республикан­скую программу противодей­ствия подростковым суици­дам.

- Владимир Цыбикжапо­вич, какая ситуация склады­вается сегодня в республи­ке?

- На протяжении последних 10 лет отмечается динамика увеличения количества дет­ско-подростковых суицидов в Бурятии. Наш регион стабиль­но входит в число «лидеров» по этому показателю. В 2015 году было отмечено суще­ственное снижение показате­ля, однако 2016-й вновь дал значительный рост детско- подростковых суицидов.

- В чем же причина такого положения дел?

- К сожалению, на данный момент однозначного ответа получить нельзя, поскольку даже в научной среде до сих пор не сложилась однозначная позиция по этому вопросу.

Существует значительное количество предположений о причинах и факторах, способ­ствующих развитию этого со­циального явления. Чаще все­го выделяют причины соци­ального, медицинского, психо­логического, педагогического, правового и этнокультурного характера. Обобщение их по­зволяет остановиться лишь на некоторых наиболее значи­мых.

- Какие основные причи­ны можно назвать?

- Во-первых, дети и под­ростки сами по себе в силу воз­действия различных факторов наиболее подвержены риску деструктивных форм поведе­ния, поскольку во многом их поведение обусловлено по­пыткой самоутвердиться в жизни и обществе. Но тут воз­никает другой вопрос, поче­му именно сейчас происходит всплеск суицидов среди детей и подростков? Ведь даже в тя­желейшие 90-е годы не было такого!

Во-вторых, положение ос­ложняется воздействием но­вых факторов, определяемых существенными социальными трансформациями в россий­ском обществе, в том числе в изменении детско-родитель­ских отношений. Эти транс­формации входят во взаимос­вязь, взаимовлияние с изме­нением сложившегося образа жизни, что закономерно и не­избежно в условиях глобализа­ции мира. А уровень адаптаци­онных возможностей людей, обусловленных этнокультур­ными особенностями проте­кания психических процессов, не позволяет приспособиться к новым социальным реалиям. К таким особенностям можно отнести и эмоциональность реагирования на стресс, осо­бенности менталитета и жиз­ненной стратегии, предпола­гающей не только позитивное развитие жизненного сцена­рия.

Кроме того, нельзя игно­рировать позицию некоторых медиков, которые утвержда­ют, что значительное влияние на увеличение суицидов ока­зывают некоторые этиоло­гические и патогенетические факторы. Среди прочих к ним следует отнести плохое пи­тание населения Бурятии. По мнению врачей, наблюдается белковая недостаточность, в суточном рационе питания жителей республики преоб­ладают углеводы (картофель и хлеб), ощущается йододефи­цит.

И, наконец, процесс усу­губляется недостаточным уровнем подготовленности педагогов и психологов обще­образовательных организа­ций в реагировании на суици­дальные проявления обуча­ющихся, отсутствием четкой системы взаимодействия уч­реждений различной ведом­ственной принадлежности. К сожалению, школьные службы медиации не смогли в полном объеме справиться с вызовами времени и исполнить возло­женные на них функции.

- Этот перечень можно продолжать долго, что лишь еще раз доказывает слож­ность и неоднозначность проблемы, с которой мы столкнулись. В связи с этим возникает естественный во­прос - что делать?

- Учитывая традиции и наши ментальные особен­ности, хотелось бы избежать поиска виновных. Это беспер­спективный и ложный путь развития событий. Не думаю, что увеличение информации в СМИ улучшит грамотность общества в этом вопросе. Ведь существуют разные точки зрения по поводу возможных способов реакций детей на ин­формацию такого рода.

На мой взгляд, необходимо пересмотреть систему работы с родителями в школах. Ана­лиз показывает, что подавля­ющее большинство суицидов связано с отношениями детей и подростков со значимыми для них людьми – членами семьи, любимым человеком, сверстниками. Основное пере­живание, связанное с этим, – чувство отверженности, оди­ночества. Реальность такова, что среда для несовершенно­летнего становится психоло­гически небезопасной, факто­ров-агрессоров становится все больше. А способы «противо­действия» такой среде у детей, как правило, не сформирова­ны. Своевременная психологи­ческая поддержка, доброе уча­стие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать траге­дии. В этой связи считаю необ­ходимым организовать работу по дополнительной профес­сиональной подготовке педа­гогов и психологов к работе с конфликтами и кризисными состояниями. Причем важно научить педагогических ра­ботников оказывать помощь в доступной и приемлемой для данной возрастной группы форме. Важно понимать и то, что отсутствие внешних при­знаков депрессии у подрост­ков не является основанием в отказе экстренной психологи­ческой помощи. Многие дети стресс переживают скрыто, часто он носит латентный ха­рактер.

- Большой потенциал в решении проблемы в работе с семьей.

- Несомненно, необходимо на классных собраниях ква­лифицированно обсуждать вопросы воспитания детей в семье. Посещения школ позво­лили выявить, что абсолютное большинство родителей под­тверждают отсутствие у детей режима дня. Они достаточно плохо осведомлены о времени, в течение которого их ребенок сидит за компьютером, и чем вообще он там занимается, какие Интернет-ресурсы посе­щает. Более того, анализ прак­тики показывает, что доступ детей к ресурсам глобальной сети, пропагандирующим са­моубийства, абсолютно свобо­ден и на данный момент про­должает оставаться таковым. Нельзя допускать, чтобы дети находили в виртуальном мире утешение, понимание, выход из трудной жизненной ситу­ации. Хотим мы того или нет – это одна их главных причин. Дети нуждаются в общении, они хотят, чтобы ими инте­ресовались взрослые, их про­блемы были услышаны. Ведь проблема в том, что Интернет – уже сложившаяся объектив­ная реальность, и с этим не­обходимо считаться, а научить детей пользоваться им себе во благо – задача взрослых.

- Есть какая-то альтерна­тива Интернету?

- Им может стать занятость детей в течение дня разными видами деятельности. Для это­го необходимо восстановить систему дополнительного об­разования в школах, заполнить свободное время детей полез­ной деятельностью. Направ­ленность на формирование у детей и подростков социаль­ных навыков и умений пре­одоления стресса и психотрав­мирующих ситуаций – основа профилактики суицида.

Педагогам и школьным психологам нужно научиться оперативно реагировать на со­временные вызовы. Наверное, не является непреодолимым препятствием сегодня пригла­шение узких специалистов в школу на собрания. Нужно по­нимать, что лишь незначитель­ное количество самоубийств подростков происходит без предупреждения, они открыто об этом заявляют. Так было и в Турке - девочка неоднократ­но и открыто предупреждала о своих намерениях. Но почему- то за прошедшие годы у нас вы­работался иммунитет к такому рода угрозам со стороны детей. Очевидно и то, что большин­ство потенциальных суициден­тов подросткового возраста не имели окончательного наме­рения умереть, это был в боль­шей степени призыв о помощи.

Объективности ради надо заметить, что учитель – важ­ный субъект образования. По данным исследования, проведенного на террито­рии Свердловской области, у 60-80% педагогов выявлено наличие синдрома профес­сионального выгорания, бо­лее чем у 20% - наличие про­фессиональных деструктов. Более 70% педагогов школ старше 47 лет. Не думаю, что цифры по Бурятии резко от­личаются от представленных. Многие педагоги вынуждены вести нагрузку в 1,5 и более ставки, массовое омоложение педагогических коллективов не становится реальностью. Как бы ни было печально признавать, но современные педагоги сами нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Отдельно хочется оста­новиться на роли школьных психологических служб и про­фессиональных компетенций психологов. Не думаю, что су­ществует необходимость пу­блично и вербально обобщать уровень компетентности це­лой службы по некоторым ее членам. Для этого надо про­вести отдельное исследова­ние. Согласен лишь в том, что в целом эта оценка, видимо, объективная, если судить по количеству профессиональ­ных ошибок, способствовав­ших трагедиям.

- Какой же можно подве­сти итог?

- Вышесказанное под­черкивает сложность и ком­плексность обозначенной проблемы. Коллектив ученых нашего университета прово­дит анализ суицидов детей и подростков за последние 10 лет, который позволит от­ветить на некоторую часть вопросов. Возможно, на этой информационной базе и бу­дет разработана региональ­ная программа профилактики этого явления. Но очевидно и то, что этого явно недоста­точно. Все наши действия, как часто бывает у нас, есть реакция на конкретный факт, тогда как системность и пре­вентивность работы как та­ковые отсутствуют. Это ведь касается не только данной проблемы, это устоявшаяся философия управления, без серьезной трансформации ко­торой ожидания от реализа­ции различных программ бу­дут ограниченными. Как раз работа с комплексом причин, обусловивших увеличение са­моубийств среди детей и под­ростков в последние годы, мо­жет принести эффект. Но важ­но понимать, что процесс этот пролонгирован по времени. Проблема создавалась года­ми, быстрого решения ее нет. Необходимо сделать так, что­бы все государственные ин­ституты работали синхронно и ответственно. В противном случае наша жизнь еще долго будет сопровождаться такими печальными событиями.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ