Блоги 2 фев 2017 1856

​Хождение по канату бурятской борьбы

В прошлую субботу в КСК на проспекте Строите­лей прошел традиционный турнир по бухэ ба­рилдаану на призы мэра Улан-Удэ. Состязания посвятили бурятским Хамбо ламам Го­ман дацана.

В будущем году исполнится 20 лет с тех пор, как Буд­дийская традиционная Сангха России стала проводить турниры по национальной борьбе. Конечно, традиция бухэ барилдаана никогда не прерывалась. В 20-30-е годы Советской власти на общереспубликанских сурхарбанах впервые стали собираться сильнейшие борцы со всей эт­нической Бурятии. Пик ее популярности пришелся имен­но на довоенные годы, до раздела единой республики.

В 50-60-е годы начался новый подъем, достигший своего пика в 70-е годы. Затем начался новый спад, ког­да вольная борьба значительно потеснила ее. Главным и практически единственным турниром по бухэ барилдаа­ну стал республиканский Сурхарбан.

В 1998 году возродившаяся Сангха стала вновь прово­дить турниры по национальной борьбе. Тогда на ковер выходило всего около 150 человек – взрослых и юношей. Но фундамент у борцов был – это многочисленные сек­ции вольников при детско-юношеских спортивных шко­лах. Именно их воспитанники боролись на этих турнирах и побеждали.

Между тем, с усилением роли дацанов росло и количе­ство дацанских соревнований. Сейчас в год проводится около 25 турниров. Самыми крупными из них являются турнир на приз Пандито Хамбо ламы во время Сагаал­гана и борьба во время проведения Майдари хурала в Иволгинском дацане – резиденции Хамбо ламы. А наи­более масштабными и захватывающими играми стали турниры, посвященные XII Пандито Хамбо ламе Ити­гэлову. Ставки высоки – овцы, лошади, автомобили и другие ценные призы и подарки победителям в каждой весовой категории. С каждым годом участников стано­вится все больше. На ковры выходят представители не только всей этнической Бурятии, но и тувинцы и монго­лы. При этом появляется много новых молодых борцов.

На прошедшем в КСК турнире выступило 850 участ­ников. А самыми «дальними» были спортсмены из да­лекой Алари, что в Иркутской области. Ранее Аларский дацан представляли борцы, живущие в Улан-Удэ. Ныне команду Аларского дацана отправил ширээтэ Шираб лама Долгоржапов. 12 юных аларцев не завоевали при­зовых мест, но их тренер Баир Архипов остался доволен: «Ребята недавно стали бороться, и у них все ещё впере­ди».

Сейчас в национальной борьбе оформилась своя ие­рархия, она включает звания арсланов и абарга – львов и исполинов. Первыми к лику бессмертных причислены Батор Цыренов, Зоригто Цырендондопов, Цыбик Макса­ров и Ринчин Санжиев, имеющие звания львов. Исполи­нами признаны тот же Ринчин Санжиев, Иван Гармаев и Леонид Замбалаев.

- У нас нет сейчас ни одной доминирующей школы борьбы, - говорил Хамбо лама Аюшеев. - Легендарная ба­янгольская школа борьбы находится на краю. А вот село Верхний Бургалтай из Джиды, где нет ни тренеров, ни спортзала, дала такие имена, как Бадига, Леонид Замба­лаев и Чингис Дондоков.

В свое время Хамбо лама решил отказаться от под­держки отечественного автопрома и вместо «Лад» в ка­честве главных призов стал выставлять овец бурятской породы «бэбэй». Сейчас эта политика приносит свои плоды. Многие ведущие борцы занялись скотоводством и имеют свои отары и табуны. А некоторые из них пошли ещё дальше. Зоригто Цырендондопов, ставший ферме­ром в родном Ноехоне в Селенгинском районе, и сам стал активным меценатом. Он выделяет овец из своей отары на призы и выставляет лошадей на конные скачки.

Другим реальным достижением в национальной борьбе стало повсеместное строительство спортзалов в виде деревянных юрт. Их строительство и привлечение тренеров к работе с детьми и служит теперь широкой ба­зой для пополнения борцовских рядов.

Вместе с тем, в бухэ барилдаане есть и проблемы. Это касается как внешнего вида, отсутствия у спортсменов национальной борцовской экипировки, так и внутрен­него содержания. Громкие споры на ковре, апелляции к Хамбо ламе и «звездное» поведение ветеранов, увы, не красят эти турниры. Возможно, настало время юридиче­ского оформления борьбы наподобие Японской Ассоци­ации сумо.

Как сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев: «Бурятская борьба подобна хождению по канату, где потеря равнове­сия грозит падением в пропасть. Нет разницы для души упасть направо в вечность, налево – в невечность, поэто­му победитель должен несколько раз пройти по тонкому канату, ища возможность срединного пути».

Очевидно, что борьба бухэ барилдаан должна преодо­леть болезни роста и пройти по лезвию, дабы выйти на новый виток своего тысячелетнего развития…