Общество 2 фев 2017 1596

​​«Твои люди, Бурятия»: Орден за Сталинград улан-удэнки Александры Фроловой

2 февраля исполняется 74 года с момента окончания Сталинградской битвы - самой масштабной и ожесто­чённой, изменившей ход событий в Великой Отече­ственной войне. Среди участников Сталинградского фронта была и улан-удэнка Александра Фёдоровна Фроло­ва. Об участии в защите Сталинграда, о своих военных буд­нях ветеран рассказала корреспонденту газеты «Бурятия».

Честно выполнила долг перед Родиной

Мне уже идёт 94-й год. Ро­дилась я на станции Хилок За­байкальского края, а потом се­мья переехала в Улан-Удэ. Когда отец с матерью развелись, я с отцом поехала жить в Саратов. Мне тогда 14 лет было. Там учи­лась в школе, а когда началась война и начали бомбить Сара­тов, пришла во Фрунзенский военкомат и попросилась до­бровольцем в армию. Мне в то время было уже 18 лет.

Сначала меня направили на учёбу в военную школу авиаспециалистов в город Вольск. Через год, когда окон­чила военную школу, это был уже 42-й год, нас посадили на паром и повезли по Волге из Саратова в совхоз в несколь­ких километрах от Сталин­града, там был расположен наш аэродром. Пока нас везли на пароме, немец бомбил не­щадно, взрывы раздавались со всех сторон. Не знаю, каким чудом нам удалось спастись.

Я получила направление в штурмовой 58-й гвардейский Донской Краснознамённый ордена Ленина, ордена Суво­рова авиационный полк. Там приняла присягу: «Я, гражда­нин Советского Союза, обязу­юсь честно и добросовестно выполнять свой долг перед Родиной, а если надо, то от­дать свою жизнь!».

Я была мастером вооруже­ния, готовила к боевому вы­лету бронированные самолё­ты ИЛ-2. Прилетает самолёт с задания, мы все бежим к нему, начиняем стокилограммовые бомбы взрывчаткой, устанав­ливаем взрыватели и прикре­пляем их к бомболюку. Один на лебёдочке тянет вверх, а другой внизу стоит, помогает. Вставляли реактивные снаря­ды в пиропатроны, а потом, когда лётчик подходит, докла­дываем: «Товарищ капитан или майор, самолёт к боевому вылету готов».

Бомбили во всю, сколько людей погибло, ужас! Ста­линград уже весь был разру­шен, было страшно смотреть. Наш аэродром разбомбят, нас дальше перевозят. Жили пря­мо на аэродроме в землянках вместе с лётчиками. Была страшная зима, было холод­но, спали в одежде – нам вы­давали ватные куртки, штаны и валенки. На нары стелили солому и ложились, а топили землянки железными печка­ми, сделанными из бочек.

В нашем полку служили прославленные лётчики, в их числе Виктор Максимович Голубев, дважды Герой Со­ветского Союза. Каждое наше звено обслуживало по три самолёта, доводилось и его самолёт тоже готовить к вы­лету. Моим однополчанином был Намдык Намсараев, сын писателя, инженер нашей эскадрильи. Все мы были мо­лодые, работали на износ, от­дыхать было некогда – в день каждый самолёт совершал по несколько вылетов на ближ­ние позиции. Многие из боя не возвращались…

Пока готовишь самолёт к вылету, начинается бомбёж­ка – немцы летают над нами туда-сюда, голову не поднять. Тяжело было, конечно, страш­но, не знаю, как выжили. Как только услышим, что летят немцы, разбегаемся в разные стороны, кто в яму, кто куда прячемся. Я несколько раз падала так, что нос сломала, кровь из носа и ушей шла, го­лова сильно болела – отпра­вили в госпиталь в Саратов. А вскоре немцев под Сталин­градом разгромили, Паулюса в плен взяли.

 В военных действиях на берегах Волги принимали участие многие наши земляки. В настоящее время в Улан-Удэ проживают восемь участников тех далёких событий.

На Южном фронте

В госпитале я пробыла не­долго, выписалась, и меня отправили на пересыльный пункт, а оттуда - в другую часть уже на Южный фронт. Продолжила службу под Одес­сой. Здесь меня определили в связисты. Во время дежурства мы вели самолёты, определя­ли, какой летит, направляли цель. По звуку мотора умели отличить наши самолёты от немецких, американских и ан­глийских.

О Победе узнала, когда была в части в селе Беляев­ка – нам по связи сообщили, что война закончилась. Пом­ню, как все радовались очень, плакали, смеялись, танцевали от счастья. После Победы я продолжала службу в армии, демобилизовалась в ноябре 1945 года и осталась в Одессе. Вышла замуж, родила сына, но семейная жизнь не сложи­лась. Вернулась в Улан-Удэ, устроилась на авиазавод, где с 1957 по 1991 год работала буфетчицей в столовой вось­мого цеха, отсюда и ушла на пенсию.

Чтобы помнили

Многие годы, вплоть до своего девяностолетия, Алек­сандра Фролова занималась общественной работой, встре­чалась со школьниками, про­водила уроки мужества, при­нимала активное участие в военно-патриотическом вос­питании молодёжи.

Несмотря на солидный воз­раст, она до сих пор активно ин­тересуется всем происходящим и очень хорошо помнит собы­тия далекой военной поры.

- Сейчас вспоминаю те годы и удивляюсь, как же мы всё это вынесли? Как я во­обще живая осталась? – недо­умевает старушка.

За мужество и отвагу, про­явленные в годы Великой Отечественной войны, Алек­сандра Фёдоровна Фролова награждена орденом Отече­ственной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Ста­линграда», медалью Георгия Жукова, юбилейными на­градами. Информация о ней имеется в Книге памяти Улан- Удэнского авиационного заво­да, которую выпустили в авгу­сте 2009 года.

Елена КАПУСТИНА

Автор: Елена КАПУСТИНА