Общество 5 фев 2017 1602

​Ветераны труда, дети-войны и школьники Бурятии рассуждают о патриотизме в своих произведениях

В газете «Бурятия» от 21 сентября 2016 года было опубликовано положение о конкурсе на тему «Была бы страна родная».

За это время в Совет ветеранов РБ и редакцию газеты «Судьба» поступило немало работ по теме. Среди авторов - ветераны труда, дети войны, педагоги, учащиеся, представители творческой интеллигенции, люди различных профессий, военнос­лужащие. Газета «Бурятия» продолжает публикацию конкурсных материалов.

Моя гордость – Россия

Каждый человек гордится своей Родиной, и я - не ис­ключение. Россия всегда была могущественной дер­жавой, поэтому никто и никогда не смог ее победить. Все это связано с тем, что мы, русские, всегда будем самой сильной и гордой нацией. Нас не могут понять ино­странцы, они верят, что мы живем среди медведей. Это жи­вотное стало даже символом России. Да, медведь – самый сильный зверь. Его нельзя сердить и трогать его жилище. Я горжусь тем, что такими нас представляют другие.

Для меня Россия – это Ве­ликая страна, моя Родина. Моей же маленькой Родинкой является знаменитый город Кяхта. Это маленькая точка на огромной карте, но именно из таких точек, маленьких Ро­динок, и состоит Россия. Ино­гда мне хочется куда-нибудь уехать, посмотреть на новые города. Но как же хорошо вер­нуться домой! Въезжаешь в свой родной город и радуешь­ся знакомой улице, дому, запа­ху черемухи, цвету багульни­ка, пушистому снегу. Все мы стараемся сберечь в памяти то, что нас окружает. Я думаю, что каждый человек, любя­щий свою Родину, чувствует ответственность за будущее страны, потому что у каждого есть то, что нужно беречь.

Мы изучаем свою исто­рию, язык, искусство для того, чтобы знать традиции наших предков и уважать их. Если Родина окажется в опасности, каждый россиянин будет го­тов защитить ее до последней капли крови. Как в далеком 41-м году сделал мой дед. Он был настоящим героем. Всю войну прошел он сапером, разминировал важные воен­ные объекты, участвовал в форсировании Днепра, дошел до самого Берлина. Я знаю, что на стене рейхстага есть слова: «Капитан Суворовцев. 1945 год». Я не видела деда, он умер до моего рождения, но я знаю о нем, я горжусь им!

От Владивостока до Санкт- Петербурга раскинулась Ве­ликая Россия. Здесь дружно живут многие нации, здесь всегда найдется место для тех, кому трудно. Сегодня Рос­сия принимает беженцев из Украины, и всем здесь хватает заботы и места. Наша страна всегда приходит на помощь всему миру первой, потому что у нас самая сильная ави­ация, самые быстрые и уме­лые спасатели, самая могуще­ственная армия. Как же можно не гордиться своей страной!

Елена МАКСИМОВА, ученица 6 класса Кяхтинской средней общеобразовательной школы №4 

Ветеранам Великой Отечественной войны

Смотрю на родные седины,

На блеск золотых орденов.

На Ваши святые морщины,

На память ушедших боев.

И вижу в глазах затаенных,

В их мудрой, живой глубине,

Где гордость побед опаленных,

Встают на защиту Отчизны

Друзья безвозвратных годов.

И падают, жертвуя жизнью,

И бьют ненавистных врагов.

Окопы, где Вы замерзали,

Налеты фашистских армад.

Дороги, где Вы вспоминали

Так рано погибших ребят.

Сожженные напрочь деревни,

Руины разбитых домов.

Повешенных в русских селениях

И плачь дорогих городов.

Скелеты товарищей пленных,

И топки в аду лагерей,

Прошли, Вы, в шинелях

военных,

Тяжелых от слез матерей.

И алое знамя в Берлине,

Что Вы вознесли на рейхстаг.

Он реет в небесной вершине

России немеркнущий флаг.

Вы подвиг земной

совершили,

Победу ковали в боях.

До праздника Славы дожили,

Он светится в Ваших глазах.

Поклон Вам! Бойцы! Ветераны!

Спасибо за мужество, труд!

Пусть болью не мучают

раны

И почести Вам воздадут!

А до ПОБЕДЫ осталось…

Где-то в далёкой чужбине

Вишня весною цветёт,

Память о павших в Берлине

Русских ребят бережёт.

Будто невеста в венчании

Белый склонила наряд.

В вечном, священном

молчании

Спит неизвестный солдат.

Бой! И земля содрагалась,

Плавилась в танках броня.

А до Победы осталось

Тёплых весенних два дня.

Раненый звал: «Помогите!

В поле с «ничейной» земли.

Где ты, сестрёнка? Спасите!

Мы сквозь огонь не прошли».

Трудно бойца выносила

С боя сестрёнка одна,

Взрывом обоих накрыло,

Их не щадила война.

Оба не винными были,

Оба не знали любви.

Вместе Отчизне служили,

Жизнь сохранить не смогли.

Их помнят на Родине

милой,

О павших Россия грустит,

Вот почему над могилой,

Вишня невестой стоит.

Бой! И земля содрагалась,

Плавилась в танках броня,

А до Победы осталось

Тёплых весенних два дня.

Вечный огонь

Горит огонь, живой и вечный,

На пьедестале памяти людской.

Цветок души солдатской, человечный,

Печалью дышит и тоской.

А перед ним седые ветераны,

Склонили головы в молчании святом.

И болью отозвались раны

На память, ставшую огнём.

Огонь живой и снова бой

Смертельный перед ними.

И за Победу жертвуют собой,

С друзьями верными, с живыми.

Горит огонь и пламя дышит.

В нём боль сынов и дочерей,

Надежда и мольба, что их услышат,

Сердца отцов и матерей.

Храните память гордую о нас,

Погибших на полях сражений.

Мы, умирая, думали о Вас,

Вам завещали мир для поколений.

звездой скатилась на гранит,

Поклон священный передать.

Огонь живой им славу сохранит,

А нам - нельзя забыть, нельзя предать.

Гори огонь, печаль и слава,

Солдатской доблести поклон.

Забыть ВАС, не имеем права,

И Вам в России колокольный звон.

Расскажу о моём прадедушке

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героиче­ский поступок, подвиг, героический человек. А что мы под­разумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

Мы, дети 21 века, не знаем тех бед, которые перенесли наши деды и прадеды. Но мы знаем об этом из книг, кинофильмов, рас­сказов наших близких о страшных днях войны, не только на фронте, но и в тылу.

Мне хочется рассказать о моём прадеде Брянском Василии Алек­сандровиче и о его семье, которые тоже внёсли частичку Победы для всего советского народа! Именно такие люди, как мой дед, научили радоваться жизни, преодолевать трудности на своём пути, быть благодарными людям, помня о тех, кто пожертвовал своей жиз­нью, здоровьем ради нашего свет­лого будущего.

Брянский Василий родился в селе Топка Бичурского района в 1915 году. Родителей звали – мать Домна, отец – Александр. Семья была большой, детей - восемь. Мой прадед женился в 1937 году на Телешевой Любови Павловне. В 1939 году у них родился перве­нец, мой дедушка Брянский Васи­лий. Сына пришлось понянчить недолго, так как был призван на действительную службу. Письма писал редко, но в коротких посла­ниях всё спрашивал о сыне. Пра­бабушка, как могла, растила Васю, во всём ей помогала её мать Ма­рья. Когда началась война, пись­ма от Василия совсем перестали приходить. Наступили самые тя­жёлые военные годы, не только для солдат, которые сражались на фронтах, но и в тылу для женщин, стариков и детей. По рассказам родных, прабабушка вытерпела всё. За годы войны много было слёз, болезней и страданий, даже была осуждена на 6 месяцев за то, что собирала со всеми женщи­нами села колоски на колхозном поле. Сидела в одиночной камере в городе Улан-Удэ, постоянно хоте­лось есть. Чтобы не думать о еде, пела песни, так как голосом обла­дала хорошим. За это охранники давали ей хлеба и говорили, что им от этого веселее нести службу.

Очень много работали, пахали и сеяли вручную, осенью коси­ли траву, заготавливали зелёные ветки на корм скоту, также на огородах выращивали овощи. Как могли, помогали фронту, порой сами не доедали, пекли лепёшки пополам с лебедой. Летом спасал лес, где собирали ягоды, грибы, весной солили черемшу. Подрос­ший Вася во всем помогал мате­ри, ухаживал за скотом, ездил на мельницу молоть зерно в Боль­шую Кудару.

А тем временем связист Брян­ский Василий Александрович с бо­ями дошёл до Восточной Пруссии в звании младшего сержанта. Два месяца был в окружении в Бело­руссии, был дважды ранен. Рядом всегда находился его лучший друг тёзка Василий Телешев. К сожа­лению, все земляки, с которыми уходил на службу, погибли - это Телешев Михаил и Васильев Алек­сандр.

Прадед был награждён орде­ном Славы, медалью «За взятие Берлина», «За Будапешт». Как рас­сказывал мой дед, орденов и ме­далей было много, около 10 штук, всех, конечно, он вспомнить не может. Помнит то, что в детстве играл ими, и вспоминает, как при­шёл отец с войны. Это было в 1946 году весной. Ведь он вообще не знал отца, не видел его ни разу. Помнит, что пацаны постарше кричали ему: «Васька! Твой отец идёт!» Долго стоял на месте, пре­жде чем побежать, от радости не чуя ног.

Братья деда все воевали на разных фронтах. Живыми верну­лись Костя, Андрей и Алексей (в звании капитана), брат Степан по­гиб в 1942 году. Родители в то вре­мя уже жили в городе Кяхта.

В мирное время Брянский Василий Александрович много трудился, довелось работать в геологоразведке в Иркутской об­ласти, валил лес с братом Андре­ем в Кяхтинском районе, работал в колхозе села Топка разнорабо­чим, перед уходом на пенсию был пасечником.

Я не помню прадеда, но дед рассказывал, что всегда был весё­лым и улыбчивым. Он много знал всяких прибауток и смешных рас­сказов. Как кормил всех внуков и внучек вкусным мёдом, подсажи­вал детей по очереди на колени и качал. В селе его любили и уважа­ли.

Умер Василий Александрович на 71-м году жизни в 1986 году от тяжёлой болезни. Любовь Пав­ловна после него ещё прожила 16 лет. Вырастила троих дочерей - Валентину, Марию и Веру. Успели понянчить внуков и правнуков.

Всё дальше уходят грозные годы Великой Отечественной во­йны. В памяти народной живы и долго будут жить трудные годы военного лихолетья, массовый ге­роизм, мужество защитников Ро­дины и радость Победы, и вместе с тем, горестные чувства утраты на полях сражений родных и близ­ких, друзей и товарищей.

Правнучка Брянского Василия Александровича РЕШЕТНИКОВА Полина, ученица 4 класса Зарубинской ООШ Джидинского района

Мы помним всё это…

В годы войны в наше село Бараг­хан Курумканского района из осажденного Ленинграда при­были две семьи: Мария Кару­зина с двумя детьми - Колей восьми лет и Володей шести лет, и Алексан­дра Поварова с сыном Кимом 10 лет и дочерью Нэлли пяти лет. Время было зимнее. Колхоз выделил прибывшим семьям по одной корове, старики– плотники срочно отремонтировали, утеплили имевшиеся дома, хозяева которых переехали на дальние заим­ки, сложили печи и заселили вновь прибывших.

В пути поезд, на котором ехали эва­куированные, несколько раз попадал под бомбежку вражеских самолетов, и маленькая пятилетняя девочка Нелли была контужена, потеряла дар речи. В нашей деревне она играла вместе с нами, мы её жалели, никто не смел оби­жать её. Через несколько лет она, так и не поправившись, ушла из жизни.

В голодные, холодные годы всем было тяжело, всего не хватало, но сосе­ди и жители села помогали чем могли: кто несколько картофелек принесет, кто кружку молока или горсть зерна даст. Но ими сыт не будешь, трудно было, очень трудно… У всех ребят отцы на фронте, у многих они остались там навечно (в том числе и мы не дожда­лись своего отца), а мамы наши как могли трудились, это настоящие тру­женицы тыла: собирали теплую одеж­ду, вязали носки, варежки – все было, выращивали огород, косили сено, гото­вили на зиму дрова себе и школе, всего не перечтешь.

С ребятами–ленинградцами быстро подружились, играли вместе. Играть-то было некогда: пололи траву на карто­фельном поле, возили в сеноубороч­ных бригадах копны, осенью собирали

картошку на поле, по жнивью собирали колоски с условием обязательно сдать в колхозный амбар, а мне пришлось с шесть–семь лет у старой чабанки па­сти ягнят. Несмотря на то, что мы плохо владели русским языком, за короткое время освоили у новых друзей слова на русском. И я сейчас поражаюсь, как наш друг Володя Карузин научился бурят­скому языку на нашем прекрасном бар­гузинском диалекте! Иногда на уроках (мы с ним были ровесники) он отвечал на бурятском языке, были у него такие способности - быстро освоить какой- нибудь язык.

Тетя Маша (как мы называли маму Коли и Володи), а маму Кима и Нэлли называли тетей Шурой, они тоже на­чали работать в колхозе, на огороде, а тетя Шура успевала работать уборщи­цей в школе.

А какие годы были, как выстоял на­род и пережил, боролся целых 900 дней блокады - и победили! Победа эта да­лась ценой огромных потерь - сколько погибло в героическом городе жите­лей от холода, голода, вражеских атак и бомбежек. Без душевного волнения не вспомнить простой дневник на от­дельных листочках бумаги – дневник Тани Савичевой, на последней странице была запись: «Савичевы умерли все». Разве такое можно забыть.

Разве можно забыть Обращение за­щитникам и жителям города Ленингра­да 99-летнего казахского акына Джам­була Джабаева «Ленинградцы – дети мои, Ленинградцы – гордость моя!».

Сколько гордости, уверенности в нашей победе звучит в песне старого акына!

Разве можно забыть прозвучавшую в те годы войны Седьмую (Ленинград­скую) симфонию выдающегося компо­зитора Дмитрия Шостаковича. До сих пор в памяти звучат такты героиче­ской музыки, которая звала весь наш народ на священную борьбу с врагом.

Все это в нашей памяти. И как хо­чется, чтобы новые поколения наших людей не забывали те суровые дни борьбы и побед и были достойными гражданами патриотами Отечества!

Ревомир ГАРМАЕВ

Сталинград

Морозный ветер снег несёт.

А землю рвёт чужим снарядом

И град осколков смертью бьёт.

Горячей сталью жжёт солдата,

Землёй стегает круговерть.

А взрывы мин глухим набатом

Венчают вьюгой жизнь и смерть.

Разбитых стен печальные остатки

Глядят с тоской, хотят понять,

Зачем же люди в смертной схватке

Сошлись друг друга убивать?

И бьют ножом, штыком, прикладом.

Сошлись враги, и страшен бой.

Убитые на снег ложатся рядом,

Чужую жизнь забрав с собой.

И вьюга души их уносит,

И прекращает жизни бег.

А раны страшные метель порошит,

Становится кровавым белый снег.

Зачем из дальних стран походом,

На землю русскую пришли?

И здесь, в войне с её народом,

Конец бесславный свой нашли?

Не быть России побеждённой!

И Волгу вам не перейти!

А честь страны большой, свободной,

Не растоптать, не победить, не унести.

Альберт ЧАПЛЫГИН

Ульяна

Посвящается памяти моей родственницы Кушнарё­вой Василисы Ульяновны, уроженки села Большой Куналей

В ту ночь семнадцатилетняя де­вушка не сомкнула глаз… Решение идти на фронт, биться с ненавист­ным врагом было настолько силь­ным, что Ульяна добавила себе в во­енкомате один год, чтобы попасть на передовую.

За окном тихо шуршал тополь. Деревня спала, погрузившись в не­проглядную тьму, только собаки изредка нарушали тишину своим лаем.

Наутро заплаканная мать и младшие сёстры провожали Улю до сельсовета. Потом грузовик с ново­бранцами тронулся. Женщины за­плакали и запричитали. Позади – родная деревня, впереди – суровые военные будни.

После подготовки на курсах во­дителей в Иркутске - фронт. Сколь­ко всего довелось испытать юной девушке-шофёру в те страшные дни, но она не сдавалась, смело гля­дя в лицо опасности.

Шёл яростный бой. На передо­вую нужно было доставить сна­ряды. Ульяна везла их под не пре­кращающимся ни на минуту огнём противника. Только бы успеть – одна мысль билась в её голове. Сна­ряды были доставлены нашим бой­цам вовремя, но в том тяжёлом бою она была ранена. Нестерпимая боль пронзила ногу. Последнее, что за­помнила Ульяна – лицо санинструк­тора, склонившегося над ней…

Очнулась она уже в госпитале. Операции следовали одна за дру­гой… Там же, в госпитале, полу­чила она страшные вести. Родные написали, что умерла её старшая сестра, оставив маленького сына. И в неравном бою с фашистами погиб­ла лучшая подруга Нина, с которой они сроднились в последние ме­сяцы. И Уля решила, что, несмотря ни на что, вернётся на фронт, будет мстить врагу за своих близких.

После госпиталя она заново учи­лась ходить: сначала – на костылях, затем – с тростью. Водить машину она уже не могла. Попросилась на курсы радистов.

Военная часть, где служила Улья­на, освобождала Белоруссию. То, что довелось увидеть там девушке, на­долго осталось в её памяти: дотла сожжённые деревни, обгоревшие тела людей, измождённые дети и старики…

Их рота связи расположилась на месте бывшего концлагеря. Спу­скаясь за водой к речке, Уля, сокра­щая путь, пошла через овраг. Вдруг земля стала проваливаться под её ногами. Сделав несколько шагов в сторону от опасного места, девушка с ужасом увидела в земле детскую ручку. Она бросилась обратно, за подмогой.

То, что откопали девушки-свя­зистки, не поддавалось никакому описанию: под землёй, обнявшись, стояли люди: мужчины, женщины, дети. Фашисты закопали их живьём. Эта жуткая картина будет преследо­вать девушек всю жизнь. Здесь они поклялись, что будут бороться с врагом до конца.

Затем было освобождение Поль­ши и великая Победа в той страш­ной войне. И радость, радость мил­лионов советских людей, и слёзы о погибших.

Домой Ульяна возвращалась в сентябре сорок пятого. Поезда, шед­шие на Восток, были переполнены, и добираться до дома пришлось на крыше вагона. Ехала долго, без еди­ной крошки во рту: на одной из стан­ций отдала весь свой солдатский паёк детдомовским детям – скелетикам, обтянутым кожей. Но, несмотря на все мытарства, она была счастлива. Скоро родной дом, мирная, без раз­рывов снарядов, жизнь. Девушка ещё не знала, что лишилась самого родно­го человека – мамы. Та умерла, не до­ждавшись дочь с фронта. А дома Улю с нетерпением ждали отец, сёстры и осиротевший племянник, которому она заменит мать.

Алёна НАЗАРОВА, ученица 9 класса МБОУ «Боль­шекуналейская СОШ им. Гусляко­ва Г. И.» Тарбагатайского района РБ