Общество 9 фев 2017 1861

​​Один день в минэкономики Бурятии: как я туризмом занималась

Чем занимаются чиновники в течение рабочего дня? Вопрос, интересующий многих. Зачастую работа госслужащего какого-либо из республиканских министерств и ведомств представляется этаким «беловоротничковым» времяпрепровождением, в основном перекладыванием бумажек, написанием никому не нужных писем и так далее - в общем, ничего конструктивного. Но так ли это на самом деле?

Чтобы выяснить, чем же занимается чиновник, лучший способ - попробовать себя в этой роли. В итоге журналист на время, что называется, пересаживается в кресло госслужащего.

...Совершенно обычное утро. 8:30. Вот только на работу я иду не в редакцию, а в министерство экономики Республики Бурятии. Говоря сухим языком Положения о минэкономики РБ, ведомство «...является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по обеспечению реализации стратегии и программы социально-экономического развития Республики Бурятия, государственной и региональной политики в сфере прогнозирования и программирования социально-экономических процессов, прогнозирования и планирования управления доходами бюджета Республики Бурятия, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, регулирования оплаты труда, рынка труда, уровня жизни и денежных доходов населения Республики Бурятия, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции, а также является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в сфере трудовых отношений».

Как привлечь туристов?

В моей компетенции на сегодня - реализация государственной политики в сфере туризма в Республике Бурятия, поскольку мое рабочее место - в комитете по туризму. Именно так сформулирована цель деятельности вышеназванного комитета. Задачи у ведомства весьма обширные: это, в первую очередь, оказание государственных услуг организациям и населению в сфере туризма; планирование развития сферы туризма в Республике Бурятия, а также формирование республиканской системы туристского маркетинга с целью создания конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса. Список весьма впечатляющий, при этом в комитете работает всего девять человек, включая председателя комитета Баярму Цыдыпову. К слову, мне предстоит поработать сегодня в обоих отделах комитета.

…Получаю задание на сегодня от начальника отдела маркетинга и продвижения туристского продукта Екатерины Мухиной. Мне предстоит написать письма руководителям трёх республиканских ведомств и подготовить информацию для афиши Национального туристического портала RUSSIA.TRAVEL о предстоящих мероприятиях, которые состоятся 27 февраля, – это Сказочный Сагаалган, Глобальный ёхор и Буузынбаяр.

- В моем отделе пять человек, включая меня, у каждого свое направление работы, я координирую работу отдела, - рассказывает Екатерина Мухина.


Екатерина Мухина "озадачила" журналиста


Ведущий специалист Иван Кауров работает с ФЦП «Развитие внутреннего въездного туризма в Российской Федерации».

- Это бюджетные средства, с большим количеством отчётности. Он работает с организациями туристской сферы на предмет исполнения программы социально-экономического развития. И это не означает, что это просто цифры со своей обособленной жизнью. Мы заключаем соглашения с туристскими организациями в рамках задач СЭР. Это делается для того, чтобы оценить вклад каждой из них и посмотреть, чем мы можем помочь.

В этом году, например, такими соглашениями мы обосновали финансовую поддержку для организации туристской сферы на 10 млн рублей, - поясняет Екатерина Мухина.

Старший аналитик отдела Алексей Шапхаев также занимается работой с ФЦП «Развитие внутреннего въездного туризма», однако в его ведении внебюджетные источники: речь идет в том числе и о финансовой поддержке туристских организаций-резидентов.

- В ведении Алексея Шапхаева – вопросы инфраструктурные. Например, построили объект - как подключиться к сетям, - отмечает начальник отдела маркетинга и продвижения туристского продукта.

Еще два сотрудника, в том числе ведущий специалист Дарья Соломина, занимаются собственно продвижением туристских продуктов Бурятии.

Речь идет об организации выставок, мероприятий, медийного продвижения, в том числе и в социальных сетях.

- Абсолютно все прорабатывается, просчитывается, чтобы наши мероприятия и туристские продукты вошли в каталоги федеральных туроператоров. Например, наш маршрут «Легенды Байкала», который в прошлом году занял второе место в России из 94 предложений. Это беспрецедентный случай, когда такие гиганты турбизнеса, как Национальный туроператор АЛЕАН, ГЛОБУС обратили на нас внимание, приехали познакомиться, мол, хотим вас продавать, - рассказывает Екатерина Мухина.

Есть весьма серьезные планы и на этот год. TUI Group– международное агентство с более чем 40-летним опытом работы, созданное в результате слияния двух крупнейших европейских туристических компаний: немецкой TUI AG и британской TUI Travel PLC, планирует заключить соглашение о сотрудничестве с Бурятией уже в апреле 2017 года.

- На нас очень пристально смотрят федеральные операторы, особенно с тех пор, как сменилось направление туризма - с выездного на внутренний. Думаю, что все будет и дальше меняться, потому что с 1 января 2017 года требования к туроператорам, которые работают на выездной туризм, очень сильно ужесточились. В частности, теперь компаниям необходимы дополнительные резервные фонды, - поясняет Екатерина Мухина.

Кстати, комитет по туризму занимается и проведением разъяснительной работы для туроператоров и турорганизаций Бурятии - что и как поменялось в законодательстве. Кроме того, работа по безвизовым спискам – тоже в компетенции ведомства.

- Есть возможность поехать в Китай без визы, и китайцам к нам тоже можно. Для этого заверяются списки, проверяется страховка, отчитываемся за эти списки, взаимодействуем в этом направлении с Погрануправлением ФСБ России. Ежемесячно сдаем отчеты, списки заверяем, - рассказывает Екатерина Мухина.

Актуализация базы данных по турорганизациям идет полным ходом.

По словам начальника отдела, при работе в этом направлении сразу чувствуется сезонность:

- Когда летом в Бурятию едут китайцы – сразу же возникает очередь из туроператоров - каждый со своим списком, каждому нужна печать, каждого человека из списка нужно проверить.

Вот для того, чтобы о событиях в Бурятии узнали заинтересованные компании и потенциальные гости Бурятии, я и готовлю сегодня письма: министру культуры республики Тимуру Цыбикову, министру спорта и молодежной политики Баиру Ангурову и председателю Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Михаилу Харитонову. В срок до 10 февраля они должны сообщить в минэкономики все детали запланированных на 2017 год мероприятий – Сурхарбан, «Голос кочевников» и бурятский спортивный праздник «Три игры мужей». Кстати, письма на бумаге – анахронизм, бумажный носитель используется лишь для согласования. Абсолютно весь документооборот – электронный, система так и называется – СЭД (система электронного документооборота). Все этапы прохождения письма абсолютно прозрачны: от написания до получения конкретным специалистом. Потерять письмо или пропустить контрольный срок его исполнения – нереально.

Итак, письма написаны, согласованы с начальником отдела маркетинга и продвижения туристского продукта, председателем комитета – к слову, замечаний нет. Затем они попадают на подпись министру экономики Бурятии Зандре Сангадиеву. И далее – адресатам. Примерно тот же путь проходят и подготовленные мной информации по событиям Сагаалгана.

И я поступаю в распоряжение начальника отдела координации и управления развитием туризма Максима Шарипова.

«Физики» и «лирики»

В хозяйстве у Максима Шарипова, на мой взгляд, чуть меньше «лирики» и чуть больше «физики». Хотя и в отделе под руководством Екатерины Мухиной цифр и аналитики более чем достаточно.

- Работаем сегодня по протоколу поручений Главы Бурятии. В частности, по Байкальской гавани - по подключению к инфраструктуре в полосах отвода, по особому порядку реформирования ОЭЗ. Ведь это не значит, что можно просто взять и передать. Нужно провести ряд мероприятий, а они должны быть согласованы и не противоречить всем нормативно-правовым актам.

Для этого требуется большой анализ федеральной и региональной базы НПА, - рассказывает Максим Шарипов.


Максим Шарипов за работой

А ещё необходимо ответить на запросы из СФО, подготовить ответы по ранее данным протокольным поручениям, завершить обзвон районов по статистике и обустройству. Собственно, последним я и займусь, в моем списке 12 муниципальных образований.

Специалист отдела Наталья Оболова вводит меня в курс дела.

- Официальная федеральная статистика не всегда отражает действительность, поскольку там своя специфика – это не сплошное обследование. Для того, чтобы видеть точные, «живые» данные, мы сейчас организовываем региональное статистическое наблюдение, - поясняет Наталья Оболова. - Сейчас наша задача - в самые сжатые сроки собрать полный перечень организаций, которые должны отчитываться.

Для этого нужно актуализировать базу данных по туристским организациям – в основном это средства размещения в районах (гостевые домики, турбазы и так далее). Моя задача – обзвонить специалистов, курирующих туристическую деятельность в районах, чтобы они постарались добыть электронные адреса владельцев или руководителей средств размещения.

Туда Бурятстат сможет отправить свои анкеты. Результаты обследования будут готовы через месяц.

Почему именно «добыть»? Потому что, увы, обязать участвовать в статнаблюдении невозможно, и многие просто не хотят этого делать. Однако, по словам Натальи Оболовой, чем выше уровень, если можно так выразиться, деловой грамотности предпринимателя, тем охотнее он идет на подобные обследования – открытость и активность владельца турорганизации могут помочь ему в получении финансовой господдержки. Кстати, уровень заинтересованности в развитии турбизнеса заметен и по работе специалистов в районах – многие прислали исчерпывающие ответы на запросы задолго до контрольной даты.

- Те муниципальные образования, которые уже давно и плотно работают с туристами, а главное, прочувствовали пользу для района, гораздо активнее в этом направлении, - отмечает Наталья Оболова.

Действительно, кто заинтересован, заметно сразу: начинают задавать встречные вопросы, интересоваться различными программами поддержки. В этом случае передаю вопросы специалистам отдела.

Без тайм-менеджмента - никак

Все описанное выше – лишь малая толика повестки дня. Какие бы задачи ни выполняли сотрудники комитета по туризму, все они уверены – без грамотного тайм-менеджмента не обойтись.

- У нас нормальный плотный рабочий график. Главное – правильно расставить приоритеты. Обычно с утра работаем с письмами, до обеда нужно успеть положить на подпись, дальше – работа с районами. Во второй половине дня больше времени уделяется аналитической работе, - рассказывает Максим Шарипов.

Как рассказала глава комитета по туризму Баярма Цыдыпова, основных вопросов на этот

день немало.

- Готовится отчет по реализации ФЦП за прошлый год «Развитие въездного внутреннего туризма». Прорабатывается вопрос по итогам приезда главы Ростуризма Олега Сафонова в декабре прошлого года, что нужно доделать. Смотрим, какое финансирование у нас будет в 2017 году – до 1 февраля подготовили соответствующие документы в Ростуризм. Одновременно работаем с муниципальными образованиями - проектно-сметные документации на очередные объекты.

Сектор маркетинга занимается наполнением стенда Бурятии в Сочи, готовим раздаточный материал для отправки. Идет работа по участию в выставках: в марте поедем на Интурмаркет - там обычно представляют свой туристический потенциал субъекты РФ. Кроме этого, туроператоры нынче пожелали, чтобы мы были представлены на МITT. Считаем финансирование для участия в этих выставках. Покупаем обычно очень скромные площади - в этом году 4 кв. метра на Интурмаркете, 2 – на MITT, - рассказала председатель комитета. - Идет работа по ОЭЗ - сложный процесс по передаче полномочий по Байкальской гавани. Сотрудники согласовывали дорожную карту по передаче полномочий, с минприроды отрабатывали внесение изменений в федеральные документы. Собираем отчетность по количеству туристов, со статистикой отрабатываем, респондентов обновляем.

В этом году новая методика статистического отчета, рекомендованного минкультом, очень большой опросник, который мы отправляем в муниципальные образования, чтобы они уже отработали со своими объектами туристической сферы для предоставления этой отчетности. Еще идет работа над проектом «Байкал - великое озеро великой страны», получили материалы, смотрим, вникаем.

Если раньше финансирование шло в рамках ФЦП, госпрограмм, то в октябре прошлого года правительством РФ был озвучен переход к проектному управлению. Это совершенно новый вид, надо вникать теоретически, как будет работать, действовать.

Когда республика переходила на госпрограммы, тоже перешли неза один день и не один год. Кропотливая работа по разработке нормативно-правовых актов, ездили совместно с минфином в Москву, в Чувашскую республику, где переход был уже совершен. Сейчас и у нас идёт такая же работа.

Кроме этого, комитет готовит много предложений в различные программы.

- Готовим большую заявку на ФЦП «Развитие въездного внутреннего туризма», отчет за 2016-й, заявку на финансирование на этот год. В этом году завершаем реконструкцию автодороги Шергино - Оймур - Заречье в местности Сухая - Энхалук. Из федерального бюджета нам выделяют более 100 млн рублей, готовим защиту туда. В этом году дорога должна быть полностью завершена. Параллельно мы делаем заявку по Тункинскому и Кяхтинскому районам, - добавляет Екатерина Мухина.

Баярма Цыдыпова согласовывает «труды» журналиста


- У нас отрасль такая, что некоторые результаты, например, прошлого года, могут быть моментальными. Когда наши «Легенды Байкала» стали вторыми во всей стране, когда Десятниково стало самой красивой деревней. В других случаях результатов надо ждать, в том числе и годами, - отмечает Баярма Цыдыпова. - Есть некоторые проблемы с реализацией кластеров, работа с резидентами по реализации их инвестиционных проектов – это, конечно, долговременная работа, которая делается не один год, несколько лет должно пройти - начиная с того, что резидент изъявляет желание прийти на тот или иной участок земли со своим проектом, разрабатывает ПСД, потом строит. Это уже не моментальные процессы. И все это происходит в условиях того, что у нас курс валюты меняется, условия - как законодательные, так и другие.

Очевидно, работая здесь, можно получить колоссальный опыт.

- Опыт работы с муниципальными образованиями, с бизнесом, с инвесторами. На другой работе за небольшое время такой опыт вряд ли можно получить, - резюмирует председатель комитета по туризму.

И это похоже на правду.

Читайте также