Общество 14 фев 2017 831

​В школах Улан-Удэ сохраняется «продуктовая» дискриминация

Проблема школьного питания детей-льготников поднимается не в первый раз. С 2017 года стол ребёнка в трудной жизненной ситуации финансируется из двух источников - муниципального и республиканского бюджетов. Однако сумма на питание в школах города до сих пор остается небольшой. Так, стандартный обед ребенка-льготника в Улан-Удэ стоит в среднем 30 рублей. «Стол» для остальных детей обходится в 50. Однако, как показывает практика, не во всех школах столицы Бурятии дети в трудной жизненной ситуации могут быть довольны своим обедом.

Напомним, школьные обеды стали причиной разногласий между мэрией Улан-Удэ и Народным Хуралом Бурятии. В октябре 2016 года Администрация Улан-Удэ подала иск против Народного Хурала. «Город» настаивал на том, что республиканские власти обязаны 100% компенсировать расходы на питание детей льготников. В настоящее время бюджет выделяет лишь 50% в виде субсидии. Остальные 50% обязан обеспечивать муниципальный бюджет.

Однако суд, рассмотрев материалы дела, требования администрации отклонил в полном объеме. Как сейчас обстоит ситуация со школьным питанием выяснял корреспондент ИД «Буряад Yнэн».

Разные дети

В улан-удэнской средней школе №47 обеды для всех детей обеспечивает комбинат школьного питания. Разница в меню обычного ребенка и ученика, который ест по льготе, небольшая. Везде предусмотрено мясное или рыбное блюдо и гарнир. Конечно, меню составлено с учетом всех потребностей. И рыба есть, и мясо, и молочные продукты. Все витамины и микроэлементы входят в меню.

С подобными заверениями вряд ли согласится управление Роспотребнадзора по Бурятии. Руководитель управления Сергей Ханхареев на расширенной коллегии ведомства отметил, что в школах преобладает «углеводистая модель питания». При этом ученики испытывают дефицит в рыбе, овощах и фруктах. Также проверяющие ведомства настаивают на том, что детям не хватает витаминов.

Как бы то ни было, в 47-й школе дети получают хоть и «углеводистое», но все же полноценное питание. Не такая радужная картина сложилась в школе № 56. Как объяснила директор школы Виктория Перинова, образовательное учреждение не заказывает еду для детей в городском комбинате школьного питания. Еду готовят прямо в школьной столовой.

- Содержание столовой не финансируется из бюджета. Как сотрудники работают, такую зарплату и получают, – объяснила Виктория Перинова.

Между тем, по словам директора, наценку на продукты также устанавливают работники столовой, а она иногда достигает 50 %. Неудивительно, что 30 «льготных» рублей хватает только на бутерброд с кашей. Так, на обед ученикам предлагается отведать пшенную кашу, бутерброд с кусочком полукопченой колбасы, кусок батона и чай. К слову, наличие копчёностей в меню для детей вызывает вопросы. Однако, по заверениям сотрудников столовой, нормы СанПина это допускают.

Председатель Комитета Народного Хурала Бурятии по социальной политике Александр Стопичев уверен, что питание в школе для детей-льготников и остальных учеников не должно кардинально отличатся друг от друга.

- Школа сама определяет категорию детей, которую нужно кормить, - объяснил Александр Стопичев. - Республика и муниципалитеты выделяют деньги на питание учеников. А то, что какая-то школа хочет сама обеспечивать детей едой, а кто-то хочет сотрудничать с городским комбинатом школьного питания, это уже их дело. Мы отдали эти полномочия школам и районам. Но мы-то добивались того, чтобы все дети питались хотя бы примерно одинаково.

Так же считает и и.о. зампреда правительства Бурятии по социальному развитию Владимир Матханов. По его словам, все дети в школах должны питаться полноценно.

- Такие ситуации просто недопустимы, - резюмировал и.о. зампреда правительства.

С высоких трибун

Тема горячих школьных обедов не раз подогревалась жаркими спорами с самых высоких трибун. Проблему пытались решить еще в прошлом году на сессии Народного Хурала Бурятии.

Тогда Владимир Матханов подчеркнул, что никогда раньше государство не выделяло средств на школьное питание.

- Это наше право, которым мы воспользовались, а не обязанность. Если посмотреть длинную историю нашего образования, то никогда прежде государство не выделяло средства на школьное питание. Это должно быть обязанностью родителей. Но возникают и экстренные ситуации. У кого-то проблемы со здоровьем, другие остаются без работы… Конечно, тогда мы должны этим семьям помочь, - отметил Владимир Матханов.

Однако уже тогда и неоднократно после звучал вопрос о том, что не все муниципалитеты могут в равной степени с республиканским бюджетом софинансировать обеды для льготников. В этот список попала и столица Бурятии.

В 2016 году только четыре муниципалитета не выполняли свои обязательства, в том числе и Улан-Удэ.

- Достаточно сложная ситуация в городе. Я связал бы это с огромным контингентом людей, и, конечно, на местный бюджет идет большая нагрузка, - говорил в Владимир Матханов.

На той же сессии депутат Улан-Удэнского городского Совета и по совместительству директор школы №35 Людмила Пахомова заявила, что денег хватает на всех.

Руководитель также рассказала, что в начале каждого учебного года в 35-й школе составляется список учащихся, которые бесплатно будут получать горячее питание.

Однако не во всех улан-удэнских школах картина столь же радужная. У многодетной мамы Дулмы Цыбикдоржиевой трое детей, двое из которых – школьники, но они обучаются в разных учебных заведениях.

- Младшая учится в начальных классах в школе № 8. Через каждые два месяца одну неделю мы вынуждены питаться на свои деньги. Похоже, там очень много льготников. А вот старшая, которая учится в школе №32, питается бесплатно весь год, - рассказывает Дулма Цыбикдоржиева.

…Как показывает практика, в 2017 году «картина маслом» с детскими обедами если и поменялась, то не кардинально. Дети-льготники в разных школах вынуждены питаться, что называется, по решению школы. И неизвестно, что будет есть ребенок сегодня – горячую котлету или бутерброд с тоненьким кусочком колбасы.