Блоги 15 мар 2017 2530

​Агинский флаг удачи

Ровно 10 лет назад в Аге прошел судьбоносный референдум по объединению с областью. Сейчас в оценке тех событий существует два противоположных взгляда. Одни ругают прежнее руководство округа за альянс, другие защищают его. Причем ругают, как правило, не уроженцы округа, а защищают именно те самые, казалось бы, пострадавшие агинцы.

Напомню, что с обретением самостоятельности в 1992 году команда Жамсуева испытала немало вариантов для быстрого рывка. Но все они не подходили для миниатюрного региона из трех сельских районов с населением всего около 70 тысяч человек. В итоге наиболее оптимальным решением стало учреждение особой экономической зоны в форме офшорного рая. Это была давно испытанная в мире модель, действовавшая в Монако, Андорре, Лихтенштейне, Багамах, на Кипре и т.д.

Только в одном из зданий в Агинском были зарегистрированы десятки компаний. Кто-то из местных получал факсы из Москвы и относил необходимые документы в банк. И получал за это неплохие по тем временам деньги.

Компании были самые разнообразные, в том числе и судоходная.

Степная Ага располагала тогда собственной флотилией из порядка 15 кораблей. Так же, как сейчас, сухопутная Монголия регистрирует суда под ее флагом и портом прописки в Улан-Баторе.

Создание офшорной зоны привлекло колоссальные по масштабам маленького округа деньги. В 1999 г. Ага была беднейшим субъектом РФ, но к 2005 г. она сравнялась по покупательной способности населения с соседними регионами - Читинской областью и Бурятией. Всего за пять лет (с 1999-2004 гг.) уровень бедности в Аге сократился с 97% до 36%.

Как, вспоминает Валерий Шойжамсоевич Семенов, председатель Совета депутатов сельского поселения «Гунэй»: «Мы дважды жили при социализме – при Брежневе и при Жамсуеве». Но, все хорошее рано или поздно заканчивается, и на территории России было введено единое налоговое законодательство. Офшоры были закрыты.

Я разговаривал с одним из тех, кто приехал закрывать счета в Аге. На 2-3% налоговых льгот его компания имела ощутимую выгоду и теперь собиралась перебираться на Кипр.

Ограничение бюджетной самостоятельности автономных округов сделало объединение почти неизбежным, и оно состоялось при практически полном согласии населения области и Аги. Почему же агинцы проголосовали за объединение?

Действительно ли они просто последовали за своим лидером? Тот же Валерий Шойжамсоевич, старейшина села Гунэй, говорил мне, что «тогда мы не хотели подставлять нашего парня», имея в виду Баира Жамсуева. И далее: «Никто из агинцев не посмеет обвинять его в чем-то. Он столько для нас сделал и делает сейчас». То же самое сказал обозреватель «Агинской правды» Арсалан Добчинов: «Каждый из нас трижды подумал, прежде чем отдать свой голос. К тому же, ведь никто не стоял с пистолетом в кабинке для голосования».

Также консолидировано они проголосовали и в прошлом году за кандидата от партии «ЕР» и врио губернатора Наталью Жданову против оппозиционера Николая Мерзликина. Очевидно, дело в самой политической культуре Аги и ментальности ее жителей. Как отмечал Цыбен Жамсарано, а он как никто другой знал своих земляков: «Бурят суров, себе на уме, но чрезвычайно серьезен и осторожен в своих выводах».

Пиетет перед светской и духовной властью, а главное, исторический опыт лежат в основе электорального поведения агинцев. Как пишет Л.Р. Павлинская на основе архивных документов: «…с 1665 г., как мы видим, хоринцы постоянно метались между Россией и Монголией, четыре раза меняя свои кочевья», а собственно Ага восемь раз меняла свой административный статус. Западнобурятской и селенгинской политической культуре, напротив, характерно непризнание авторитетов, отсутствие чинопочитания и конкурентность. Яркий пример тому Джида и, особенно, Тунка, не проголосовавшая за Саганова и где перманентно соперничают различные центры влияния.

В Аге же, даже спустя 10 лет после ухода Баира Жамсуева с поста главы округа, сохраняется его определяющее влияние. И это не просто авторитет власти, а действительно власть авторитета. И под влиянием этого авторитета агинцы становятся другими. Если раньше они ждали милостей от администрации, то теперь полагаются на самих себя. Свободной земли и ферм не осталось, везде есть хозяева. Земляки через вайбер собираются на Сагаалган в родные деревни. В этом году с концертами выступили люди года Курицы, увезли подарки, украсили дацаны, собирают средства на благоустройство.

Выходит, самое главное, что сделал Жамсуев для агинцев: заставил поверить в себя, в свои силы. Он поднял их хии морин, и теперь они не уронят флаг воздушного коня удачи – знамя коня ветра...

фото автора