Общество 22 мар 2017 1057

​​Для охраны омуля в Бурятии создали вооружённый отряд «Сарма»

Почему исчезает байкальский омуль, как власти будут защищать и восстанавливать эндемик, и как повлияет строительство монгольской ГЭС на популяцию рыбы

В мае этого года на Байкале для борьбы с браконьерами начнет действовать так называемый «заповедный спецназ» - оперативная группа «Сарма». Тотального запрета на вылов омуля не будет. С 1 января 2018 года ожидается введение полного запрета на промышленную добычу байкальского омуля. Ожидается, что в ближайшей перспективе будет принят Закон о любительском рыболовстве. Об этом и многом другом стало известно во время правительственного брифинга, который прошел в минувший понедельник.

Байкальский омуль: ситуация – хуже некуда

Более восьми веков назад Чингисхан издал указ, согласно которому за стирку одежды в ручьях и реках, впадающих в Байкал, предусматривалась смертная казнь. Со временем многое изменилось. И сейчас в отношении чистоты и незыблемости «голубого ока Сибири» мы имеем то, что имеем. Ученые и общественники по поводу «здоровья» чудо-моря громко бьют в набат давным-давно. По-прежнему экологическая ситуация на священном море и его побережье остается удручающей.

Один их первых тревожных звонков прозвучал более десяти лет назад после того, как пошла на спад популяция самого главного байкальского эндемика. А сегодня цифры катастрофического снижения биомассы омуля не только говорят сами за себя. Они кричат.

– Байкал второй раз в истории близок к тому, что будет введен мораторий на промышленную добычу омуля, – проинформировал директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд. – В первый раз это произошло в 1969 году, когда был введен запрет на вылов омуля (промышленная добыча возобновлена в 1983 году).

По его словам, мораторий дал свои результаты: состояние запасов было восстановлено как по общей биомассе, так и по нерестовым запасам. Однако в 2008 году биобаланс был нарушен. И в течение минувшего десятилетия наблюдается безрадостная картина: устойчивое, постоянное ежегодное снижение запасов омуля в Байкале. В первый раз рассчитываемый запас байкальского омуля опустился ниже уровня в 20 тысяч тонн в 2008 году. В 2015-2016 годах этот показатель составил 10-11 тысяч тонн – это общая биомасса байкальского омуля.

Также ежегодно снижаются нерестовые стада. В период стабильного состояния запасов эта величина составляла 4,5 млн, в минувшее пятилетие - около 2 млн. А за последний год этот индекс снизился до показателя – меньше 1 млн производителей.

– Ситуация катастрофическая, – заявил Владимир Петерфельд. – В связи с тем, что запасы омуля достигли такого состояния, ситуация была взята на контроль президентом России: были даны поручения главам регионов.

Поэтому наши материалы за 20-летний период наблюдений мы передали в нашу головную организацию. После этого эксперты обнародовали цифры, которые были еще более угрожающими, чем данные Госрыбцентра.

Они оценили запасы байкальского омуля в 8 тысяч тонн по общей биомассе. В связи с таким угрожающим положением было дано поручение Росрыболовству разработать поправки в действующие правила рыболовства. Первоначально было решено ввести тотальный запрет на все виды рыболовства. Как известно, недавно Росрыболовство «смягчило вердикт». Ожидается, что с 1 января 1918 года будет введен мораторий только на промышленную добычу омуля.

Было решено оставить традиционные квоты для коренных малочисленных народов Севера и разрешить любительское рыболовство, правда, с оговорками. Такое послабление было сделано для того, чтобы снизить социальную напряженность в регионах, расположенных в прилегающих к Байкалу акваториях.

Как известно, на днях на сайт для проектов нормативно-правовых актов выложили приказ о внесении изменений в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна.

Обсуждение этого проекта займет месяц. Затем он «уйдет» в Минсельхоз РФ, а далее – в Минюст РФ.

«В точку невозврата не ушли»

По информации Владимира Петерфельда, запрещен летний любительский лов омуля: для любительского рыболовства рекомендована лишь подледная рыбалка на выделенных участках (как исторически существовало – на бормашевую удочку).

Также были рекомендованы ежедневные нормы вылова любительского рыболовства: для особо ценных видов рыб (омуля, сига и хариуса) – 5 кг (10 кг за вывоз), крупного частика (щуки и сазана) – 10 кг (20 кг за вывоз), для мелкого частика - 20 кг (40 кг за вывоз). По традиционному рыболовству вводится запрет на вылов «покатного» (отнерестившегося) омуля (на реках Верхняя Ангара и Кичера).

Как отметил руководитель Ангаро-Байкальского территориального агентства по рыболовству Виталий Молоков, предлагается ввести минимальный запрет на вылов байкальского омуля на три года, и затем ежегодно будут оценивать состояние запасов и по итогам оценки принимать решение.

- Сейчас мы еще не ушли в точку невозврата (по запасам омуля), после которой его невозможно будет восстановить, – подчеркнул Виталий Молоков. – Но последствия могут быть самые тяжелые, потому что это эндемик, и его негде больше взять. Мы должны предпринять все меры, чтобы омуль остался будущим поколениям.

Ситуацию усугубляет и то, что два года два из трех рыбозаводов на территории Бурятии законсервированы, потому что «не хватает производителей».

На резонный вопрос журналистов – «Почему снижается популяция омуля?» - Виталий Молоков ответил, что к такой ситуации привел комплекс факторов – и антропогенных и природных.

– Во-первых, значительный ущерб приносит нарушение естественного воспроизводства – экологическая обстановка, прыгающий уровень воды (если уровень воды скачет, икра погибает), температура воды, период мелководья.

Еще один фактор – ранее существовавшее бесконтрольное браконьерство в период нереста. Сейчас эта ситуация, по словам Виталия Молокова, в корне изменилась. Серьезный удар по браконьерскому промыслу должен нанести недавно сформированный «заповедный спецназ» – оперативная группа Ангаро-Байкальского управления Федерального агентства по рыболовству, которое называется «Сарма».

– Для этой спецгруппы закупается серьезная техника, – уточнил Виталий Молоков, – мощные моторы, вездеходы. Высококвалифицированные сотрудники рыбоохраны будут выдвигаться в любую точку Байкала для пресечения браконьерства. Эти группы начнут работать в мае 2017 года. Сотрудники будут оснащены приборами ночного видения, тепловизорами, дронами и служебным огнестрельным оружием с целью самозащиты.

Словом, битва за омуль сегодня идет по всем «фронтам».

В числе других радикальных мер – дальнейшая очистка сточных вод, модернизация очистных сооружений.

– Сбросы промышленных предприятий, конечно, имеют существенное значение, прежде всего, для выживаемости отложенной икры, – сказал корреспонденту «Бурятии», отвечая на вопрос о влиянии антропогенного фактора, Владимир Петерфельд. – Научно доказано, что, если омуль откладывает икру ниже города, ее выживаемость по сравнению с другими нерестилища ми на 20-30 % ниже.

По его словам, если начнется строительство ГЭС в Монголии, то эколого-биологические последствия строительства гидроэлектростанций в степной стране будут для Байкала весьма негативными. И тогда, в случае неизбежного снижения селенгинской популяции, мы можем вообще забыть о восстановлении популяции байкальского омуля.

Баясхалан ДАБАИН

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также