Общество 24 мар 2017 1114

​​Артур Алибеков: «Развитие Монголии не должно наносить ущерб национальным интересам России»

«Наша главная задача - сделать так, чтобы развитие Монголии было возможным и устойчивым. Россия не против того, что Монголия должна развиваться, и всецело поддерживает развитие многостороннего сотрудничества с этой страной и другими сопредельными государствами, потому что видит в них своих стратегических союзников.

Но это развитие не должно наносить ущерб национальным интересам России, озеру Байкал как объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одному из главных экологических объектов нашей страны.

Развитие Монголии не должно создавать рисков, поскольку Байкал – это не только жемчужина России, но наследие для наших будущих поколений».

Эти слова независимого эксперта по вопросам развития гидроэнергетики Артура Алибекова на пресс-конференции с его участием 22 марта можно назвать лейтмотивом проходящих в Бурятии общественных слушаний по вопросам возможного строительства ГЭС в Монголии. Кстати, Артур Алибеков назвал общественные слушания окном, куда можно подать свои замечания по техническому заданию (ТЗ).

Артур Алибеков не только рассказал о возможных последствиях воздействия на хрупкую экосистему Байкала и окружающую среду от строительства ГЭС в соседней стране, но и подробно остановился на базовых возможных альтернативах проекта.

Сразу же пояснил, что нужно разделять Монголию и МИНИС (проект по поддержке инвестиций в горнорудную промышленность Монголии), поскольку инициаторы проекта представляют бизнес-сообщество. То есть это проект не Монголии, а проект МИНИС, финансируемый Всемирным банком.

Как отметил один из ведущих российских экспертов в сфере гидроэнергетики, одна из естественных базовых альтернатив – повышение эффективности уже существующих энергосистем в Монголии, а именно – реконструкция и модернизация устаревших и изношенных ТЭЦ. Еще один вариант – строительство ТЭЦ по современным технологиям с низким уровнем выбросов. Также как вариант может рассматриваться строительство гидроаккумулирующих станций (ГАЭС) по примеру Загорской ГАЭС.

– Такие ГАЭС, могут решать задачу маневрирования нагрузок и стабилизировать энергосистему, – отметил независимый эксперт. – Это хорошая альтернатива, которая не предусматривает полного перекрытия стока. ГАЭС может быть построена более в гибких гидрологических условиях.

Еще один возможный вариант – построить ГЭС на приграничных водотоках в России, да и в самой Монголии есть реки, например, Керулен, которые также можно рассматривать в качестве альтернативы, в том числе и в контексте ГАЭС. По его мнению, в соседней стране также есть условия для развития солнечной и ветряной генераций, тем более, что рядом Китай, где производят солнечные панели. Есть вариант строительства АЭС: в недрах Монголии сосредоточены богатые залежи урана. А еще можно рассмотреть возможности ответвления газопровода «Сила Сибири».

Эксперт выразил недоумение тем, что в представленных для обсуждения ТЗ эти базовые альтернативы не указаны, и обзор альтернативных вариантов сосредоточен в основном на выборе только местоположения ГЭС:

- Концентрирование внимания на трех-четырех створах – это не обзор альтернативных вариантов, это лоббирование одного проекта.

Также, по мнению эксперта, монгольская сторона недооценивает риски проекта МИНИС для экономики Монголии и для общества, которое живет рядом с потенциальными ГЭС.

Он отметил, что один из рисков – возможность аварий, в том силе в результате сейсмической активности, и это очень опасно.

По его словам, особое внимание на слушаниях надо обратить на ТЗ. К сожалению, там не предусматривается детальных полевых исследований.

Вот и возникает вопрос: как инициатор проекта в этих условиях планирует оценить влияние ГЭС на экосистемы?

Артур Алибеков выразил благодарность общественности, ученым, политикам России, а также правительству Монголии, что в Бурятии проходят общественные обсуждения. Это является хорошей и правильной инициативой. Он выразил надежду, что общественные консультации впредь будут проходить системно и более конструктивно.

- Важно понимать, что российская общественность старается помочь представителям Монголии, указывая сторонний критический взгляд на выполнение работ, чтобы повысить качество проработки материалов.

На вопрос корреспондента «Бурятии» - «Будет ли при принятии решений Всемирный банк учитывать мнение монгольских граждан?», Артур Алибеков ответил:

- В Монголии тоже будут проходить общественные слушания – аналогичные таким, как у нас. Там, наверное, на повестке будут несколько другие вопросы, к примеру, по проблемам коренных жителей, традиционного природопользования. Эти вопросы будут стоять более остро. Думаю, что, если в России большое внимание уделяется вопросам воздействия на экосистему, биоразнообразие, то там – вопросам социальных последствий реализации проекта.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также