Экономика 29 мар 2017 1546

​​Миллион от туризма – это еще полтора миллиона в смежных областях – Денис Ершов

Завершился первый этап под­готовки паспорта приоритет­ного проекта «Байкал: вели­кое озеро великой страны» по сбору основных мероприятий и предложений со стороны Иркут­ской области и Буря­тии. О первых итогах реализации национального проекта и дальней­шей стратегии развития Байкаль­ской природной территории мы бе­седуем с экспертом аналитического центра при правительстве РФ Денисом Ершовым, сообщает газета «Бурятия».

- Как известно, вы курируете в рамках проекта на­правление «Туризм». Каковы первые результаты?

- Колоссальную работу провели субъекты в лице бизнеса, обществен­ников и государственных чиновни­ков. Мы получили очень много пла­нов, инициатив и предложений со стороны Иркутской области и Буря­тии. Считаю, что все проекты доста­точно хорошо сбалансированы и по экологии, и по активизации предпри­нимательской инициативы, вовлече­нию местного населения в реализа­цию проекта. Теперь мы переходим к этапу согласования содержания программы с федеральными ведом­ствами. К апрелю завершится подготовка самого паспорта и вынесен на обсуждение первым лицам государства.

- Какие критерии отбора предло­женных инициатив?

- Это не конкурс, никакого отбора не будет. Формируя паспорт, мы стара­емся объединить и учесть интересы всех сторон. Инициативы и предложе­ния поступают от конкретных людей и компаний, которые в дальнейшем и будут реализовывать проект. Я счи­таю, что тот формат работы, какой мы создали, он сам по себе пропускает проект через фильтр обсуждений. То есть когда не просто государственные структуры общаются между собой, а идёт работа внутри команд, куда вхо­дят все заинтересованные стороны, включая бизнес и общественность.

- Как распределяются роли в этом проекте между государством и бизнесом?

- Бизнес – это движущая сила. Роль государства тут ограничена, и она сводится к созданию максимально благоприятных условий, изменению в законодательстве, создании здо­ровой экосистемы, на которой будет расти бизнес. Поэтому мы собираемся в дальнейшем работать через ини­циативы местного населения, через вовлечение предпринимателей и соз­дание гармоничных условия для всех участников этого процесса, а им явля­ется каждый житель Байкала.

- Тогда какие дивиденды полу­чат жители Бурятии от реализации этого проекта?

- Прежде всего – это дополни­тельно рабочие места. Причём места квалифицированные. Будут созданы дополнительные условия для повы­шения квалификации. Мы понимаем, что в настоящее время в связи со мно­гими ограничениями, люди, которые исторически занимались предпри­нимательской деятельностью на по­бережье Байкала, сегодня фактиче­ски лишены этой возможности. Одна из задач проекта – урегулировать все законодательные противоречия, создать условия для экономическо­го развития территории, но с учётом минимизации негативного воздей­ствия на окружающую среду. Будут предоставлены дополнительные воз­можности для того, чтобы существу­ющий бизнес либо развить в такой более цивилизованный формат, либо придать этому такое новое дыхание с точки зрения диверсификации, раз­вития новых направлений, либо под­нять квалификацию специалистов и в управлении, и в экологическом обра­зовании. Это, наверное, самое главное.

- На какую поддержку государ­ства может рассчитывать бизнес в рамках проекта БВОВС?

- Не стоит ждать каждой отдель­ной компании удовлетворения сво­их личных интересов. Государство в комплексе создаёт здоровую среду для бизнеса. Если турбизнесу мешает законодательство, то давайте устра­ним эти «бутылочные горлышки», которые позволят бизнесу становить­ся цивилизованными участниками туристического рынка, работать по международным стандартам, полу­чить разрешение на создание инфра­структуры, повысить качество своего турпродукта и т.д. С точки зрения госу­дарства, экологическая повестка – это забота о будущих поколениях. С точки зрения общественности – это инстру­мент, которые позволяет внести свой вклад в решение экологических про­блем. У бизнеса свои интересы. Мы ко всем инициативам прислушиваемся.

- Проект межрегиональный, как будут учитываться интересы раз­ных субъектов?

- Мы разрабатываем межрегио­нальную концепцию, единые подхо­ды к развитию туризма на байкаль­ской территории. Пока мы не придем к единым правилам игры, ничего не получится. Надо, чтобы все три субъ­екта сказали - да, нас всё устраивает, наши приоритеты сохранены, мы ви­дим баланс природы и экономики. Мы не концентрируемся на увеличении турпотока, он не нужен, сейчас надо правильно организовать то, что есть. У нас есть все предпосылки, чтобы в разы увеличить доходы от туриз­ма. Наша задача долю в ВВП от 0,5 поднять минимум до 1,5. А мировая практика – это 4-5%. Это совсем дру­гие деньги, другое внимание от госу­дарства, другое финансирование. Все видят отдачу от туризма, что это тот сектор, который приносит деньги, на которые можно развивать экологиче­скую повестку.

- Сегодня не просто выстраива­ются взаимоотношения с нашими ближайшими соседями Монголией и Китаем по экологической повест­ке. В частности, по строительству монгольских ГЭС на Селенге. Ваш комментарий.

- Цели устойчивого развития – это то, вокруг чего строится международ­ное сообщество. Нам нужно с Монго­лией и Китаем сформировать меха­низмы взаимодействия и выработки совместных решений, которые будут влиять на экологию у нас и у них. Эко­логия Байкала зависит от экологии у них. Сбросы в реки у них влияет на нас больше, чем на них.

- В международной практике России есть примеры урегулирова­ния подобных ситуаций?

- Что можно взять из опыта при­граничного сотрудничества – это на­учиться работать в форматах, когда создаётся единый управляющий ор­ган, который занимается управлени­ем межстрановой программой. Это уже есть и работает на формате Рос­сия – ЕС, с Финляндией, Прибалтикой, по Балтийскому морю. Надо брать этот опыт и переносить его сюда. То есть формируется единый фонд из трех стран, из которого потом фи­нансируется согласованные между странами приоритетные проекты. Приграничное сотрудничество - это компетенция Минэкономразвития, они этим занимаются, программа сей­час разрабатывается.

- Как будет выстраиваться ра­бота с туроператорами из Китая? Учитывая специфику его развития на Байкале, организованным его не назовешь.

- Необходимо создать условия, при которых большая часть расходов ино­странных туристов будет оставаться в регионе, а деятельность иностран­ных туроператоров и туркомпаний с иностранным участием будет чётко регламентирована. Это часть эколо­гической повестки. Любой дополни­тельный доход от туристического потока может быть направлен на эко­логию.

- Насколько Вам интересен про­ект БВОВС в плане профессиональ­ного роста?

- Очень интересен. Идет некая трансформация понимания важно­сти. Изначально, когда в октябре- но­ябре 2016 г. меня только определили куратором турнаправления, я более узко смотрел на тему, не понимал клубка вопросов, проблем, и главное, не понимал большего клубка воз­можностей. Я сегодня призываю всех участников проекта видеть не риски, а именно возможности. Туризм – это единственная отрасль, которая дает мультипликативный доход. Миллион от туризма – это еще полтора миллио­на в смежных областях.

- Ваши впечатления от Бурятии и Байкала?

- В Бурятии я впервые. Конечно, впечатления самые положительные. Первое, что приходит в голову, – это ощущение такое большого бескрай­него пространства, таких просторов, в которых есть потенциал и возмож­ность роста. Когда видишь Байкал, вдыхаешь байкальский воздух, чув­ствуешь, что здесь действительно место силы и тебя здесь питает бук­вально всё - и земля, и воздух, и степи, и гостеприимство местных жителей. Всё здесь пронизано такой силой не­объяснимой. Поэтому этой земле про­цветать и развиваться!

Интервью подготовила Лариса БОЧАНОВА 

Автор: Лариса БОЧАНОВА

Читайте также