​Зов души Льва Бардамова

05-04-2017

На прошлой неделе в Улан-Удэ открылась новая художественная галерея

Где-то на фейсбуке написали, что это первый частный музей в республике. Но это далеко не так. У нас уже есть частные музеи и галереи, например, этнографический музей в Тарбагатае, этно-галерея «Орда», галерея «Эрхим дархан» в Иволгинском дацане. А во-вторых, открытие музея - это процедура, которая требует регистрации в Минкульте и предполагает определённые требования. Галерею открыть проще, но эта форма не предусматривает какой-либо поддержки со стороны государства. Тем не менее, проект Бардамова - это знаковое событие, открывающее новую страницу в развитии искусства и арт-рынка Бурятии.

В советский период в области изобразительного искусства в республике существовала стройная система. Её составляли Минкульт, Художественный музей, Союз художников и Художественные мастерские. Минкульт располагал определённым фондом бюджетных средств на закупку предметов искусства. Союз художников проводил в музее персональные и коллективные выставки, по результатам которых закупались картины, скульптуры, керамика, ювелирные и ковровые изделия и т.д. Затем их передавали на хранение в фонды музея, в залах которого по мере надобности их показывали публике.

Кроме того, профессиональные художники зарабатывали в Художественных мастерских Союза художников. В то время мастерские представляли дизайнерское бюро бывшее монополистом на рынке художественных заказов. Оформление клубов, ресторанов, красных уголков, актовых залов предприятий, школ и колхозов - всё проходило через эти мастерские. Заказы исполняли только профессиональные художники, порядка около ста членов Союза.

Это и был, собственно, весь тогдашний арт-рынок республики. С развалом державы рухнул и этот рынок, а художники остались не у дел. Государство перестало покупать их произведения. Они прозябали в безвестности, безденежье, а часть из них, спившись, ушла в мир иной…

Но постепенно работы наших художников стали востребованы и даже пробились на мировой рынок. Профессиональным продвижением бурятского искусства занялась «Галерея Ханхалаева». На сегодня Константин Ханхалаев - единственный после киноактера Валерия Инкижинова успешный бурятский продюсер на мировой арене. Как сказал художник Зорикто Доржиев, он протоптал не тропинку, «…а огромное шоссе бурят-монгольского искусства. И теперь если ты участвуешь в каком-то мировом экспо-шоу, скажем, «Арт-Майами», то ты автоматически достигаешь какого-то ранга».

Сам Зоригто Доржиев, наряду со скульптором Даши Намдаковым, иконописцем Николаем Дудко, Юрием Мандагановым с его флорентийской мозаикой, является наиболее коммерчески успешным бурятским художником. В последнее время в Художественном музее проходили персональные выставки маститых художников Александры Дугаровой и Бальжинимы Доржие ва, в Этно-галерее «Орда» - Зандана Дугарова. А теперь их работы могут появиться и в Галерее Бардамова.

- Бесценная заслуга Льва Львовича в том, что он буквально спас множество картин от гибели, - считает Татьяна Бороноева, директор Национального музея. - Его галерея - это ещё одно пространство для искусства республики.

А как рассказал сам галерист, коллекционированием он занимается с детства, хотя родился и вырос в деревне в Иркутской области. Да и род профессии, а Бардамов заслуженный тренер по вольной борьбе, далёк от высокого искусства. Однако, в своих поездках по Бурятии и всему миру он собирал эти экспонаты. Например, старинные иконы собраны в Тарбагатае, Мухоршибири, Бичуре и в Улан-Удэ. А многие редчайшие атрибуты буддийского культа принадлежали бурятским историческим дацанам и были найдены им в Монголии.

Галерея показывает темы старого Верхнеудинска, купечества, шаманизма, православия и буддизма. Все экспонаты из эпохи до 1916 года. Богато представлена живопись ХХ века - художники Александр Тимин, Солбон Ринчинов, Эрхито Аюшеев, Лубсан Доржиев и т.д. В планах Бардамова открытие галерей, посвящённых спорту и истории Бурят-Монголии с 1917 по 1985 год. Реализация этих проектов вдохнет жизнь в историческую часть города, наполнив её вещами и духом прошедшей эпохи. В то же время Галерея Бардамова - это этап в становлении арт-бизнеса. Но сам он говорит, что это не коммерческий проект, а зов души. И это действительно так.

- Спасибо за неизгладимое ощущение радости, гордости за тебя, - написала на фейсбуке предприниматель Руфина Уюина. - Это настоящее меценатство, патриотизм и великая помощь народу…

фото с личной страницы Льва Бардамова


Теги: музей Лев Бардамов



Наши издания