Общество 5 апр 2017 3586

​Как родному брату выдающегося бурятского писателя не дали «Героя Советского Союза»

Кавалер ордена Красного Знамени Дылык Абидуев (слева) в 1940 году


Сегодня в нашей газете стартует новая рубрика «Герои без звёзд». Под этой рубрикой будут публиковаться очерки и зарисовки о воинах, имеющих отношение к Бурятии, представленных к званию Героя Советского Союза, но по тем или иным причинам так и не получившим это высокое звание. Журналист и краевед Баясхалан Дабаин установил более 30 солдат Великой Победы, которые были представлены к высшей степени отличия СССР, но вместо Золотой Звезды получили другие награды

Свинцовый вихрь вперемешку с дождем из пепла. Несмолкаемый грохот снарядов. Стоны раненых. Такими были какофония звуков войны и багрово-кровавые краски холодной украинской осени. Сорок третий год.

Едва начавшись, захлебнулась под огнем советских пулемётчиков контратака фашистов. И наши 16 октября ринулись в бой – в направлении колхоза «Незаможник». Гвардии младший сержант Абидуев, крепко сжимая 50-мм ротный миномёт, поднялся в атаку. Он был впереди, ведя в атаку бойцов пулемётного отделения. Шёл третий год войны. Чернобровому скуластому сержанту-сибиряку было тридцать два года. Казалось бы, вся жизнь у него впереди. Но у войны свои сюжеты и законы, и смерть на войне вполне обычное дело. На то она и война, чтобы так запросто бросать в бой и зрелых мужчин, и безусых мальчишек…

«Юность наша боевая»

У подвига, совершённого 74 года назад на Украине десантником-пулемётчиком из Бурятии, своя предыстория. А началась она более века назад в благословенной Янгажинской долине, когда в семье потомственного казака Гэлэкпэлэй Доржи и Цыбик-Ханды родился сын, удивительно похожий на их первенца – такой же белолицый.

Его нарекли Дылыком (Дэлэгом), что в переводе с тибетского – счастье, покой. Однако жизнь бурятского скотовода-казака трудно было назвать безмятежной. Жила семья небогато. Они держали истощённого мерина и несколько коров, овец, а в непосильном труде использовали видавшую виды соху и скрипучую телегу. Порой едва сводили концы с концами. Эх, знать бы тогда участнику гражданской войны Доржи, что пройдет время и его два сына станут легендарными оронгойцами! Первым свой род и священный Янгаажан прославил старший сын Доржи – Бавасан (Баваасан), который стал одним из основоположников бурятской детской литературы. Кем он только не был в юности и молодости – активистом нарождавшегося колхозного движения, комсомольским вожаком, в 21 год стал сельским корреспондентом газеты «Буряад-Монголой унэн». Как выходец из казачьего сословия сопровождал почтовиков, трудился милиционером. В годы боевой комсомольской юности рождались в его пламенном сердце строки:

«В ряды я комсомола встал, борьбой нелёгкой закалённый я в шеренгах первый шагал». А рядом, стараясь не отставать, «среди цветов распрекрасных» со «стихотворцем и свободным человеком» шагал его братишка Дылык, которому судьбой был предначертан другой путь.

Шагал на войну председатель колхоза

- Не по годам серьёзный, сообразительный, деловитый и обстоятельный в делах и поступках, с проницательным колючим взглядом Дылык старался во всем следовать старшему брату, – рассказывает его племянница Мэдэгма Абидуева. – По всей вероятности, он тоже учился в Янгажинской приходской школе. Не зря же в конце двадцатых годов прошлого века оронгойцы выбрали именно его заместителем председателя сельскохозяйственной коммуны «Унэн» (одним из её основателей был его брат Бавасан), а потом – председателем товарищества по обработке земли (ТОЗ).

По воспоминаниям его друга юности Дашанимы Дабацыренова, Дылык в 1940 году учился в Улан-Удэнском сельскохозяйственном техникуме.

Учился с усердием. Довольствовался скромной стипендией – около сорока рублей в месяц. Скорее всего, и юности и в молодости Дылык значительное время уделял физическим упражнениям, к концу сороковых годов был вполне крепким мужчиной, с опытом комсомольской и руководящей работы. Иначе его бы не взяли в воздушно-десантную дивизию.

В 1940 году Дылыка Абидуева избрали председателем колхоза имени Молотова Иволгинского аймака. В том же году он и его жена Бадмацыбик Пурбуевна удочерили девочку Зину из одной оронгойской семьи. Говорят, Дылык сожалел о том, что у него не было сына. К слову, почему-то ни у одного из детей Гэлэкпэлэй Доржи не было родных детей.

После того как Дылык обрёл дочь Зину, окрылённый, он трудился с удесятерённой энергией. Строил планы на будущее. Горел желанием сделать всё, чтобы в возглавляемом им колхозе дела пошли в гору. Но этим планам не суждено было сбыться – помешала война…

Судя по наградному листу, на фронт он был призван Иволгинским райвоенкоматом в декабре 1941 года. Скорее всего, чуть раньше ушёл на войну добровольцем его младший брат Лубсан-Цырен, который домой так и не вернулся. Семейная легенда, похожая на быль, гласит о том, что он сражался в составе знаменитой панфиловской дивизии (8-й Гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова), бойцы которой стояли насмерть под Москвой. Где-то там, в «горячих» снегах Подмосковья остался навсегда брат Бавасана Абидуева. Единственное и последнее письмо от Лубсан-Цырена родные получили осенью 1941 года.

Достоин звания Героя

Не вернулся в родную Янгажинскую долину и Дылык Абидуев. До 2016 года родные ничего не знали о без вести пропавшем сыне. Ничего не было известно и о его наградах. Но в прошлом году автору этих строк удалось найти наградной документ на орден Красного Знамени, которым в ноябре 1943 года был награждён Дылык Абидуев (по наградному листу – Далык Дорджиевич Абидуев).

Гвардии младший сержант Абидуев сражался командиром миномётного отделения 13-го Гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка легендарной 1-й Гвардейской воздушно-десантной ЗвенигородскоБухарестской Краснознамённой ордена Суворова дивизии (37-я Армия, 2-й Украинский фронт). В составе дивизии участвовал в форсировании Днепра, в освобождении города Пятихатка, в боях за Кривой Рог и Кировоград. С середины октября 1943 года отделение под командованием Дылыка Абидуева участвовало в Криворожской наступательной операции, в том числе в прорыве обороны в районе колхоза «Незаможник» и деревни Михайловка. В этом бою он совершил поистине героический подвиг. В кратком описании подвига теперь уже легендарного оронгойца всего пять предложений:

«Гвардии младший сержант Абидуев на подступах к деревне Михайловка 16.10.1943. Противник открыл сильный пулемётно-миномётный огонь. Пехота залегла. Товарищ Абидуев их своего 50 мм миномета уничтожил 3 огневые точки противника вместе с расчётами в количестве 12 человек. Уничтожение огневых точек дало возможность подняться в атаку и овладеть деревней Михайловка, важным опорным пунктом на пути расширения плацдарма на правом берегу реки Днепр. За геройство и мужество, проявленные в боях, достоин звания Героя Советского Союза».

Представление оформил командир дивизии генерал-майор Александр Казанкин. Однако на следующем этапе представления командир 57-го стрелкового корпуса Герой Советского Союза Анатолий Петраковский посчитал, что бесстрашный бурятский сержант достоин ордена Красного Знамени. С этим мнением согласилось и командование 37-й Армии. Таким образом, представленный к званию Героя Советского Союза Дылык Абидуев 15 ноября 1943 года (по приказу №165/н, изданному Военным Советом 37-й Армии) был награждён орденом Красного Знамени.

Почему храбрый десантник-миномётчик так и не получил Золотую Звезду? На этот вопрос однозначно ответить трудно, тем более, что он в плену и окружении не был, да и, скорее, судимостей у него тоже не было. Но факт того, что его представляли к высшей степени отличия СССР, говорит о том, что Дылык Абидуев навсегда вошёл в когорту самых отважных воинов страны, так называемых «героев без звёзд».

Он значится первым среди трёх десятков воинов-десантников 1-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии, представленных (в том числи посмертно) к званию Героя Советского Союза. Через несколько месяцев после того героического подвига Дылык Абидуев ушёл в очередной бой, чтобы больше никогда не вернуться. Согласно фронтовым документам, в том числе донесению о безвозвратных потерях, гвардии младший сержант Абидуев пропал без вести в январе 1944 года (точная дата не указана), письменная связь с ним прекратилась 13 октября 1943 года.

Точно неизвестно, где и когда, при каких обстоятельствах он встретил смерть – возможно, в декабре 1943 года в период наступлений на Криворожском и Кировоградском направлениях или в январе 1944-го во время Корсунь-Шевченковской операции. В конце 1943 года десантники 1-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии в районе села Недай-Вода (недалеко от Кривого Рога) отбивали яростные атаки немецких танков, а с 17-19 января 1944 года шли тяжёлые бои в четырёх километрах юго-западнее села Владимировка (севернее Кировограда).

Пока не установлено и место его захоронения. В списках воинов, которым не были вручены награды, он пока тоже не значится.

– Известие о том, что мой дядя был представлен к званию Героя Советского Союза, было для нас неожиданным, – говорит племянница героя Мэдэгма Абидуева. – Мы считали, что он пропал без вести, о его наградах ничего не знали. Конечно, гордимся нашим близким родственником: он был настоящим героем.

Вернуть из небытия солдата Победы – это ли не высшая награда для мужественного младшего сержанта из Янгажинской долины! Теперь уже легендарному оронгойцу Дылыку Абидуеву, занявшему достойное место в бессмертном строю, в прошлом году исполнилось бы 105 лет. Но для всех нас он навсегда останется 32-летним.

Разве не заслуживает бесстрашный десантник-минометчик, чтобы его имя было увековечено, «воплотилось в пароходы, строчки и другие долгие дела»? Ведь в нашей республике, нашем городе есть улицы с ничего не значащими названиями - Лесная, Багряная, Строительная и даже Водопроводная, в посёлке Иволгинске есть улица Шоссейная. Но родственники и земляки родного брата выдающегося бурятского писателя Бавасана Абидуева – Дылыка – верят, что справедливость восторжествует и что спустя более 70 лет истинный герой вернётся домой. Теперь уже в бронзе или в мраморе, в улице, названой в его честь.

СПРАВКА Дылык Доржиевич Абидуев (1911 - 1 9 4 3 ) родился в улусе Янгажин (Янгаажан) Оронгойского сомон Иволгинской волости Селегинского уезда (ныне сельское поселение «Оронгойское» Иволгинского района Бурятии).

В 20-е годы прошлого века была заместителем председателя сельскохозяйственной коммуны «Унэн», председателем ТОЗ, председателем колхоза.

В годы Великой Отечественной войны младший сержант Дылык Абидуев служил командиром минометного отделения 1-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В ноябре 1943 года Дылыка Абидуева представили к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красной Знамени.

В конце 1943 или в начале 1944 года пропал без вести.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также